газова Фарида
НОД по познавательному развитию «Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
познавательному развитию. Органы чувств
Материал:
1. халаты для детей ли фартуки;
2. картины с изображением: ухо, глаз, нос, язык;
3. музыкальные инструменты: колокольчик, ложки, маракас, металлофон;
4. ширма;
5. киндер-сюрпризы по количеству детей, с заранее сделанными отверстиями;
6. луковица, чеснок, несколько зёрен кофе, лимон;
7. одноразовые стаканчики с солёной и сладкой водой, ложки по количеству детей.
Цель:
Публикация «НОД по познавательному развитию „Органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Создание условий для формирования элементарных представлений об органах чувств человека.
Задачи:
1. закрепить представления детей об органах чувств : глаза - орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса;
2. формировать умение детей выполнять гимнастику для глаз, языка, самомассаж для ушей, носа;
3. воспитывать желание заботится о своём здоровье.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, я рада вас всех видеть здоровыми и красивыми. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Повторяйте за мной:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: Какие у вас красивые улыбки, надеюсь и настроение такое – же прекрасное. Ой, ребята, кто-то стучится. Вы присаживайтесь, а я посмотрю (воспитатель выходит за дверь, возвращается с конвертом в руках).
РЕКЛАМА
Воспитатель: Ребята, приходил почтальон и принес нам письмо, хотите узнать от кого оно и что тут написано? (воспитатель читает письмо)
- «Дорогие ребята, в нашей стране Здоровья случилась беда. Налетел сильный ветер и перепутал все опыты, мы не можем выполнить задания и найти помощников, которые помогают человеку быть внимательным, зорким, чувствительным. Помогите нам пожалуйста. Для этого вам нужно отправиться в наши лаборатории и довести опыты до конца. Доктор Неболейкин».
Воспитатель: Ребята, что же случилось? Как вы думаете, мы сможем помочь доктору Неболейкину?
Воспитатель: Прежде, чем отправимся в лабораторию, давайте подумаем и определим правила поведения, которые нужно будет соблюдать во время нашего путешествия?
• Не кричать
• Быть внимательным
• Ничего не трогать без разрешения.
Воспитатель: Молодцы. А чтобы попасть в лабораторию, нужно сыграть в игру «Нос, нос, ухо».
Воспитатель проводит игру на внимание «Нос, нос, ухо». Указательным пальцем правой руки воспитатель дотрагивается до носа и при этом говорит: «Нос». Потом касается уха и говорит: «Ухо». Так воспитатель дотрагивается до различных участков лица, называя их. Дети должны следить за тем, что говорит воспитатель, и выполнять это, не обращая внимания на его действия. Начинается игра. Быстро звучат слова: «Нoc – нос - нос – ухо – глаз!». В какой-то момент воспитатель указывает на подбородок и говорит: «Лоб». Игра проводится два-три раза.
Воспитатель: Вот какие внимательные, молодцы. Посмотрите, вот мы и в старне Здоровья. Чтобы проводить опыты в лабораториях мы должны переодеться. Как вы думаете, что нам понадобится (халаты? Зачем? Вот халаты, двайте их оденем. Готовы? Молодцы.
Воспитатель: Вот мы и в первой лаборатории. А вот и первое задание (воспитатель открывает конверт с заданием).
- «Ребята, определите, какие предметы вокруг вас похожи на круг? На квадрат? Назовите маленькие предметы. Большие. Что стоит ближе к вам пирамидка или матрешка? И тогда сможете найти первых помощников человека».
Воспитатель: Ребята найдите в группе предмет похожие на круг, на квадрат. Что мы определили? (форму).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что стоит ближе к нам пирамидка или матрёшка? Что мы определили? (расстояние).
Воспитатель: Посмотрите и назовите, какие большие предметы вы видите, а какие маленькие? Что мы с вами определили? (размер).
Воспитатель: Молодцы. Вот какие зоркие. А что значит слово «зоркие»? Правильно, значит мы – хорошо видим! Давайте вместе повторим это слово. Какие мы (зоркие? А почему мы с вами зоркие? Так что за помощники есть у человека, которые помогают ему хорошо видеть? Глаз – это орган зрения, который помогает человеку видеть. Давайте вместе скажем: «Орган зрения». Молодцы.
Воспитатель: Природа заботливо оберегает наши глаза (рассматривание иллюстрации «Глаз»). Они расположены в специальных углублениях – глазницах, это домик глаза. Закрывает домик специальная дверка – веко. Закройте веки, темно стала, ничего не видно. Откройте глазки. Что глаз закрывает в домике (веко? Молодцы.
Воспитатель: Чтобы наши глазки сегодня нам помогали, давайте сделаем разминку для глаз:
• закрыть- открыть глаза (2-3 раза);
• быстро поморгать глазами (2 раза);
• посмотреть вправо – влево, начертить глазами большой круг (2 раза).
Воспитатель: Молодцы, хорошо выполнили гимнастику для глаз. Нам пора дальше. Вот мы и во второй лаборатории (переходят к следующему столу). А вот и задание (воспитатель открывает конверт с заданием).
- «Ребята, в этой лаборатории живут музыкальные инструменты, вам надо определить на слух, какой прозвучал музыкальный инструмент и тогда вы узнаете еще об одних помощниках человека».
Проводится дидактическая игра «Определи, что звучит». Музыкальные инструменты расположены за ширмой. Дети их не видят. Определяют музыкальный инструмент после его звучания, на слух.
Воспитатель: Вот какие молодцы, правильно определили музыкальные инструменты по их звучанию. Так какие есть еще помошники у человека? (показывает иллюстрацию «Ухо») А зачем человеку уши?
Воспитатель: Правильно, молодцы. В отличие от глаз, наши уши постоянно открыты, а значит они постоянно слышат, улавливают разные звуки и помогают нам быть внимательными и слышать голоса, звуки. Уши – это орган слуха, давайте повторим вместе: «Орган слуха». Сколько ушей у человека? Молодцы. Значит уши – тоже наши помощники? Давайте мы погладим наши ушки, потрем, пощиплем, чтобы они помогали нам всегда слышать и слушать (поочередно выполняют каждое действие). Вот мы и навели здесь порядок.
- Нам пора дальше. Вот мы и в третьей лаборатории (переходят к следующему слолу).
- А вот и задание (воспитатель открывает конверт с заданием).
- «Ребята, в этой лаборатории мы определяем предметы по запаху, но сильный ветер всё перепутал и мы не можем определить, что и как пахнет. Помогите нам пожалуйста и тогда найдете еще одного помощника человека».
Воспитатель: Ребята, чтобы найти следующего помощника, что нам нужно сделать? Правильно, давайте попробуем.
Воспитатель проводит игру «Определи по запаху», дети берут киндер-сюрпризы и определяют по запаху, что в них лежит (кофе, лимон, чеснок, лук).
Воспитатель: Так какой помощник нам помог выполнить задание?
Правильно, наш нос. Нос – это орган обаняния. Давайте повторим вместе: «Орган обаняния». Молодцы. Вот посмотрите на эту иллюстрацию (показывает иллюстрацию «Нос»). Некоторые люди считают, что нос, это только украшение лица. Но нос – это весьма важный орган, орган обоняния. Давайте вместе повторим: «Орган обаняния». Молодцы. Что он нам помогает делать? Правильно. Носом мы дышим, а еще он помогает определять и различать запахи. Значит нос – наш помощник? Как дышат наши носики, покажите. Давайте носики погладим (сверху-вниз, и сделаем массаж – круговые движения указательными пальцами, возле крыльев носа). Вот и в этой лаборатории мы навели порядок.
Воспитатель: Нам пора дальше. Вот мы и в последней лаборатории.
- А вот и задание (воспитатель открывает конверт с заданием).
- Чтобы найти следующего помощника, нам нужно определить воду на вкус.
Воспитатель проводит игру «Определи на вкус», дети проходят за столы и определяют, что за жидкость в стаканчиках.
Воспитатель: Давайте понюхаем, может носики помогут нам, есть запах (нет? А может глазки помогут, какого она цвета (прозрачная? Так как мы можем определить вкус этой воды? Правильно, попробовать. Давайте возьмем вот эти инструменты – ложки и попробуем водичку на вкус. Какого она вкуса в ваших стаканчиках? (Дети определяют воду на вкус)
Воспитатель: Так что за помощник помог нам выполнить задание? Правильно, наш язык. Вот посмотрите, язык – это орган вкуса (показывает иллюстрацию «Язык»). Давайте вместе повторим: «Орган вкуса». Молодцы. Где живет язык? Что он помогает нам почувствовать? Молодцы. А чтобы наши язычки всегда нам помогали, давайте сделаем для них зарядку:
• упражнение «Качели» (выполнять движения языком вверх-вниз);
• упражнение «Лошадка» (щелкать языком);
• упражнение «Почистим зубки» (выполнять движения языком по зубам вправо - влево).
Воспитатель: Молодцы, ребята, посмотрите, вот и доктор Неболейкин пришел (воспитатель показывает куклу - доктор). Он говорит, что очень рад, что теперь в его лабораториях снова порядок, а ребята помогли определить всех помощников человека. И дарит нам на память картину, чтобы мы не забывали о нашем путешествии и наших помощниках. Спасибо, доктор Неболейкин. Ребята, а нам пора возвращать в детский сад. Для этого давайте снимем наши халаты. Встанем в круг, закроем глаза и скажем волшебные слова «Глазки закрываем, в детский садик попадаем». Повторим все вместе.
Воспитатель: Вот мы и в нашей группе. Давайте присядем на стульчики, мы сегодня столько дел сделали. Понравилось вам наше путешествие? Что больше всего понравилось делать в лабораториях? С каким опытом справились лучше всего? А помощников человека вы запомнили? Тогда ответьте мне:
• Всегда во рту, а не проглотишь, что это?
• На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются?
• Два брата на одной голове живут, всё слышат, а друг друга не видят?
• Между двух светил, в середине я один?
Воспитатель: Ну какие вы молодцы. Всё это органы чувств. Давайте все вместе повторим. А теперь можно поиграть, книжки посмотреть и порисовать.