НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое»

Вера Налобина
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое»

НОД. Ознакомление с окружающим.

«Путешествие в прошлое».

Цель: познакомить детей с жизнью и бытом наших предков.

Задачи: активизировать познавательную деятельность детей, вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого;

Формировать основы национального самосознания и любви к отечеству;

Знакомить с жилищем и предметами быта наших предков.

Словарная работа: Русь, русичи, русская печь, коромысло, лучина, веретено, прялка, веретено, хозяйственная утварь, чугунок, колодец, лапти.

Форма проведения: групповая.

Ход занятия.

В: Мы с вами живём в 21 веке. Живём в многоэтажных домах. В повседневной жизни в уборке квартиры, приготовлении пищи нам помогают бытовые электрические приборы, по вечерам включаем электрические лампы, они освещают помещения. С помощью телевизора и интернета мы узнаём о том, что происходит за тысячи километров от нас. Наша жизнь комфортна и удобна. Любые продукты и одежду мы можем купить в магазине, нам не нужно прилагать для этого никаких усилий.

-А давайте совершим с вами путешествие в прошлое. Что такое прошлое? Ответы детей. (Прошлое - это то время и те события, которые уже произошли).

В: Современным людям необходимо знать о прошлом, потому, что прошлое это наша история. Мы должны учиться у людей живших давным-давно, перенимать их опыт, становиться умнее, чтобы знать какие ошибки они совершали, к чему это приводило и не повторять этих ошибок.

(Далее занятие проходит с показом слайдов).

В: Сейчас мы ненадолго вернёмся в прошлое. Как называется сейчас страна в которой мы живём? (Россия).

В: Правильно, а в далёком прошлом наша страна называлась Русь, а людей, которые в ней жили, то есть наших предков, называли русичи.

Вспомним, в каких домах жили раньше люди. (Слайд с изображением избы).

В: В небольших деревянных избах. В них, обычно, была только одна комната, перегороженная печью. Как вы думаете, сколько семей жило в таких домах? (Ответы детей).

В: Обычно одна семья, но она была очень большая - бабушка с дедушкой, мама с папой и дети. Детей в семьях в те времена было очень много -10-12 человек. Сейчас посмотрим следующий слайд. (Комната в избе с русской печью, люлькой и красным углом с иконами). Что изображено на слайде? (Ответы детей). Русская печь, люлька для малышей, которую подвешивали к потолку на специальный крюк. В ней легко было качать новорождённых. Ещё в избе был красный угол, в ней стояли иконы.

В: На печи, в старину, готовили пищу, она служила для отопления всего дома, ещё на печи можно было спать. Вот видите, как много функций выполняла печь.В своем обиходе люди пользовались различной хозяйственной утварью: ситом – для просеивания муки, ухватом – чтобы ставить чугунки в печь, чугунок- это чугунный горшок для приготовления пищи в печи, кочергой помешивали угли, миски, из которых ели и ложки были деревянными. (По мере рассказа воспитатель показывает слайды перечисляемых предметов).

Затем вопросы детям: на чём сейчас готовят пищу, как называется современная посуда. С помощью чего сейчас отапливают квартиры?

В: Посмотрим на следующее фото. (Лучина). Скажите, что это и для чего она служила? (Ответы детей). Лучина это длинная палочка, ею освещали дом, потому что электрических ламп тогда ещё не было. Скажите, какие осветительные приборы вы знаете?

В: В современных домах есть водопровод, в нём бежит холодная и горячая вода. (Слайд с колодцем). А раньше воду брали из таких колодцев. С помощью ведра, которое было привязано верёвкой к небольшому бревну-вороту. Колодец находился недалеко от дома. Для того, чтобы наносить воды в дом для приготовления еды, стирки, нужно было несколько раз сходить к колодцу за водой и для облегчения этого труда люди придумали специальное приспособление – коромысло. (Показ слайда). Ребята, кто из вас может описать коромысло. (Дети делают краткое описание).

В: Теперь давайте посмотрим на одежду, которую носили раньше. (Показ слайдов с изображением сарафана, кафтана или другой одежды).

В: Это одежда, которую носили много- много лет назад. Одежду домотканую - льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках. (Слайд станка). Нитки вначале надо напрясть. Девочки уже с 5-6 лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами. Шить и вышивать раньше умели все девушки, даже из царских семей. А пряли шерсть с помощью прялки и веретена, что буквально означает «вертящаяся палочка». До сих пор дошла поговорка о непоседливых детях «Крутится, как веретено».

В: А сейчас давайте поиграем в русскую народную игру «Водяной». Кто такой водяной? (Дух, обитающий в воде, хозяин вод).

Выбирается водяной,проходит игра:

Водяной (водящий) стоит в кругу с закрытыми глазами, дети вокруг него водят хоровод:

Дедушка водяной, что сидишь под водой?

Выйди хоть на чуточку, на одну минуточку.

Раз, два, три, Водяной не спи!

Хоровод останавливается, водяной встаёт и подходит к одному из играющих. Задача водяного определить кто перед ним. Если водяной угадал, то он меняется ролью с тем, чьё имя было названо становится водящим. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но открывать глаза нельзя.

Игра проводится 2-3 раза. Затем дети снова занимают свои места.

В: А из чего же изготавливалась обувь? И что за обувь носили в старину? (Предположения детей).

В: Люди носили лапти. (Показ слайда) Лапти плели из липового лыка (отсюда и пошло выражение «ободрать как липку», а также из коры ивы, дуба, бересты, из верёвок. Чтобы сделать одну пару лаптей, нужно было снять кору с 3-4 деревьев. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью верёвок. Обувь шили также из кожи, но только богатые люди, сапоги считались признаком достатка.

Воспитатель задаёт вопросы по содержанию занятия: как в прошлом называлась наша страна и её жители, для чего служила русская печь, чем освещали помещение, как называется одежда, которую носили, и. т. д.

Публикации по теме:

Интерактивная игра «Ознакомление с бытом русского народа» Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию.

Проект «Русская изба»Проект «Русская изба» Проект «Русская изба»Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого.

Автор публикации:
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое»
Опубликовано: 15 апреля 2015 в 12:24
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Обогащение образовательной среды. Театрализованная деятельность
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фото -отчет о том, как сделать театр из бросового материала своими руками. Цель:формирование интереса к...
Мастер-класс по созданию коллективной аппликации-коллажа «Мой любимый Бузулук» детьми...
Цель: Закреплять знания старших дошкольников о родном городе. Совершенствовать навыки изображения города с помощью материалов сделанных своими руками в...
Рисуем весенний пейзаж с ребенком подготовительной к школе группы на тему «Ранняя...
Для пополнения методической копилки педагогов предлагаю образец рисования пейзажа с ребенком подготовительной к школе группы на тему: «Ранняя весна....