Ирина Павлова
НОД по гражданско-патриотическому воспитанию «История моего города и его знаменитые жители» для старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель :
– познакомить детей с историей своего города и его знаменитыми жителями показать детям город, вызвать чувство гордости за свою “малую родину”.
Задачи:
1. Познакомить с историей родного города.
2. Рассмотреть через историю города знаменитых и известных людей нашего города. Рассказать об исторических памятниках.
Публикация «НОД по гражданско-патриотическому воспитанию „История моего города и его знаменитые жители“ для старшего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
3. Через историю города, познакомить с историей главного предприятия нашего города «ХБК». Познакомить с предприятиями города, историей их возникновения и влиянием на экономическое развитие края. Подчеркнуть: история города неотделима от истории страны.
4. Рассказать о знаменитых поэтах, писателях разных эпох, когда-то проживавших в городе.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с культурными местами, достопримечательностями, жизнью и творчеством писателей, поэтов и людей искусства родного города.
2. Расширять знания детей о труде библиотекаря, музыкального руководителя, руководителя кружка.
3. Совершенствовать диалогическую речь, развивать связную речь, закреплять правильное произношение поставленных звуков.
4. Воспитывать уважение к людям искусства, любовь к родному городу, чувство коллективизма.
Словарная работа: благоустроенный, достопримечательность, фон.
Предварительная работа:
- экскурсия в библиотеку,
-рассматривание альбомов и журналов о городе Тейково;
- чтение стихотворений;
- беседа о городе Тейково.
Методические приемы:
- чтение стихотворений;
- рассматривание альбомов и иллюстраций;
- беседа-рассказ с использованием иллюстрационного материала;
- вопросы воспитателя;
- ответы детей;
- оказание помощи отвечающим детям;
- поощрения;
- разъяснение;
- инсценировка сказки;
- музыкальное сопровождение.
Материалы и оборудование: иллюстрации, наборы открыток, фотографии Тейкова и предприятий города; звукозапись; выставка книг писателей и поэтов родного города; презентация с использованием ИКТ.
Ход занятия:
Звучит музыка Дети встают полукругом.
Пальчиковая игра «С добрым утром»
- С добрым утром, глазки!
(поглаживаем веки)
- Вы проснулись?
(смотрим в бинокль)
- С добрым утром, ушки!
(поглаживаем уши)
- Вы проснулись?
(прикладываем ладони к ушам)
- С добрым утром, ручки!
(поглаживаем кисти рук)
- Вы проснулись?
(хлопки)
- С добрым утром, ножки!
(поглаживаем ноги)
- Вы проснулись?
(притопываем)
- С добрым утром, солнце!
(показываем)
- Я проснулась!
(голову слегка запрокинуть, широко улыбнуться)
Воспитатель :- Дети, мы с вами очень много разговаривали об истории нашего родного города, рассматривали альбомы. А сегодня мы будем беседовать также о нашем городе и о знаменитых поэтах, писателях города Тейково. Садитесь на свои стульчики.
Дети читают стихотворение «Город мой родной – Тейково».
Аня :
- Как много в городе сплелось,
Страниц истории не счесть,
Владеет духом, стариной
И доля женская здесь есть.
Кирилл:
- И фабрики, и свод дворцов,
Музей фабричный, зодчества,
Разросся город вековой,
Всей красотою отчества.
Игорь:
- А заглянувший в глубину,
Отыщет луч познания,
Легенд, сказаний в перламутр,
Для близкого возвания.
Иван:
- Кто "Тайкою"-его зовет,
От польского происхождения.
Так поселенье и течет,
В безвременные возрождения.
Настя:
- А реки, всем на удивленье,
Одна - водою разделила,
Другая - для байдарок - вдохновенье,
Глаза озер гладь восхитила.
Никита:
- В названиях:
Нерль, Вязьма, Ухтохма, Санёба, -
Фино - угорские слова,
Где даль укутана в восходах,
Там рыба в реках. А уха.
Катя:
Фабрика ситцевая страны,
Екатериной в новое движение
И паровой машиной предрекли,
Для Тейковской истории -
С головокружением.
Егор:
- Жемчужина достойная - сей город,
Для украшения - России, краю,
Здесь сильный дух народа - гордый -
Честь и хвала!
Ему я песнь воспеваю!
Воспитатель :- Ребята, что означает слово «Родина»?
(ответы детей).
Воспитатель : - Правильно, молодцы, ребята! Родина – это то, что нас окружает: это тропинка, по которой мы идем в детский сад, это земля, леса и поля. Все, что нас окружает, называется Родиной.
- Как называется страна, в которой мы живем?
Дети:- Наша страна – Россия!
Воспитатель :- А как называется наш город?
Дети- Наш город – Тейково!
Воспитатель :- Какое главное и самое старое предприятие в нашем городе
Дети- Тейковский ХБК-текстильное предприятие.
Воспитатель :- Правильно вы сказали, ребята, (Воспитатель слайд предприятия.) Тейковский ХБК выпускает лучшие текстильные изделия, которые известны по всему миру.
Воспитатель : - Дети, каким был город раньше?
Дети : - Город был маленьким, с деревянными домами.
Воспитатель :- Правильно, наш город был маленьким, с деревянными домами. (Воспитатель слайд старого с фотографиями старого города.)
Воспитатель :- Ребята, а вы помните, как с вами ходили на экскурсию в библиотеку?
Дети - Да!
Воспитатель :- Кто работает в библиотеке?
Дети :- В библиотеке работает библиотекарь.
Воспитатель :- Что мы видели в библиотеке? Давайте вспомним.
Дети:- В библиотеке много книг.
Воспитатель :- Дети, а вы любите книги? Чему нас учат книги?
Дети:- Книги бывают разные, с красивыми картинками. Можно книжку читать по рисункам. Из книги мы узнаем о животных и растениях. Книги нас учат правильно жить, воспитанно себя вести, уважать и слушаться взрослых.
Воспитатель : - Книги нас учат любить Родину и своих близких. Из книг мы получаем много знаний. Сегодня я хочу вас познакомить со знаменитыми поэтами, писателями нашего города.
Много замечательных имен писателей, поэтов, связано с нашим городом.
Ожегов Матвей Иванович (1860-1931) – работник тейковской мануфактуры – автор песен, поэт. По свидетельству современников, многие из его песен распевались в трактирах и чайных и считались «народными» : «Меж крутых берегов…», «Как под яблонькой под той…», «Как у новых у ворот…», «Потеряла я колечко…», «Эх, кумушка, ты голубушка…».(Слайд ИКТ)
Отец выдающейся русской поэтессы Ахмадулиной Беллы Ахатовны (1837-2010) – Ахат Валиевич Ахмадулин – в 1920-е годы работал на Тейковском ХБК. В раннем детстве Белла бывала в Тейкове в гостях у родственников отца. Белла Ахмадулина – лауреат многих международных и российских поэтических премий, яркий представитель поколения «поэтов-шестидесятников» наряду с Андреем Вознесенским, Робертом Рождественским, Булатом Окуджавой, Евгением Евтушенко. (слайд ИКТ)
Отец выдающегося русского писателя, основоположника «русского фэнтези» Штильмарка Роберта Александровича (1909-1985) – Александр Александрович Штильмарк, инженер – химик, с 1910 г. работал на каретниковской мануфактуре. Поэтому свое детство будущий писатель провел в Тейкове. Свой знаменитый роман «Наследие из Калькутты» Роберт Александрович написал во время заключения (арестован в 1945 г. по обвинению в «контрреволюционной агитации» и приговорен к 10 годам заключения). Роман опубликован после освобождения и реабилитации автора в 1958 г. (слайд ИКТ)
Воспитатель :- А сейчас давайте мы с вами отдохнем. (Физкультминутка под музыку)
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Вместе детьми декламируем стихотворение, выполняя все движения по тексту.
Воспитатель продолжает : Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) (1887-1941) – великий русский поэт, теоретик эгофутуризма, автор десятка поэтических сборников. Тетка поэта (по отцу) Елизавета Петровна Лотарева вышла замуж за кассира каретниковской мануфактуры Александра Иродионовича Журова и проживала в Тейкове. Будущий поэт нередко жил в тейковском доме своей тетки. В 1980-е годы семья поэта В. М. Смирнова вела переписку с вдовой И. Северянина – Верой Борисовной Коренди. (слайд ИКТ).
В школе №4 училась Маргарита Константиновна Агашина (1924-1999, автор слов замечательных песен «Подари мне платок», «А где мне взять такую песню», «Что было, то было», «Растет в Волгограде березка» и др., автор многих стихотворных сборников. (слайд ИКТ)
Со школой №1 связано имя Мамушина Всеволода Евгеньевича (1922-2000). Российский лингвист, педагог, доктор педагогических наук, профессор ИвГУ. Мамушиным опубликованы работы по методике преподавания русского языка в школе. Ежегодно проводится конкурс чтецов «Певец Иван-края». По стопам отца пошел младший сын – Михаил, журналист, краевед, публицист, издатель. (слайд ИКТ).
Нельзя не назвать еще одно замечательное имя – имя русской поэтессы Марины Цветаевой. В Спасо-Преображенской церкви с. Першино служил дядя М. Цветаевой – Петр Владимирович Цветаев (1842-1902 гг) и учительствовал там же 15 лет, до 1884 г., когда был переведен на службу в Никольский храм села Ново-Талицы на место своего умершего отца – Владимира. (слайд ИКТ).
Не иссякает источник творчества, как и любовь к нашей малой родине – тейковской земле.
Воспитатель : - А теперь послушайте стихотворение:
- Тейково - ты мой родимый город
Даже воздух здесь какой-то свой
Ты моей душе и сердцу дорог
Мне не нужен ни какой другой
Твои улицы и площади красивы
Речка Вязьма и Сосновый бор
И красавцы тополя большие
Край красивый, Тейковский, родной.
Воспитатель : - Ребята, что вы узнали сегодня на занятии?
Ответы детей
Воспитатель : Правильно. Но это маленькая часть того, что есть в нашем городе. А самое главное – люди, руками которых созданы все эти богатства. Наше занятие помогло вам лучше узнать наш город и полюбить его еще больше.