Галина Николаевна Яковлева
НОД по художественно-эстетическому развитию детей в процессе музыкальной деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по «Художественно-эстетическому развитию»
детей в процессе музыкальной деятельности в подготовительной группе
Задачи:
1. Формировать умение у детей слышать музыкальную фразу, отмечая ее движением; выразительно петь, чисто интонируя; ритмично играть на музыкальных инструментах.
Публикация «НОД по художественно-эстетическому развитию детей в процессе музыкальной деятельности в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
2. Развивать : ладотональный слух; эмоционально – образное восприятие музыки, способность отражать его в речи и в движении.
3. Воспитывать интерес к музыкальной деятельности и к музыкальному творчеству.
. Наглядность и оборудование: Портреты композиторов, нотки, осенний листок, ветки с листьями, музыкальная шкатулка, фланелеграф, указка, картинка «Осенний сад», картинка «Плетень», детский микрофон.
Музыкальные инструменты : ложки, металлофоны, бубенчики.
План НОД:
Музыкально – ритмические движения:
«Марш со сменой ведущих» Т. Ломовой. Закреплять навык бодрого и четкого шага. Методические приемы: Словесное напоминание, контроль.
«Хороводный шаг» Русская народная мелодия. Обработка Т. Ломовой. Продолжать учить двигаться спокойным хороводным шагом, менять положение рук, не останавливая движения. Методические приемы: Выполнение без музыкального сопровождения и с музыкальным сопровождением.
Восприятие музыки
«Осенняя песнь» («Времена года») П. Чайковского. Продолжая знакомить с творчеством П. И. Чайковского, расширять и углублять высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки. Методические приемы: Выразительное исполнение пьесы музыкальным руководителем, высказывания детей об эмоционально – образном содержании музыки, танцевальная импровизация.
Пение:
«Бубенчики» Е. Тиличеевой. Чисто интонировать, пропевая мелодию, на основе мажорного трезвучия. Методические приемы: Пение хором с показом руки скачкообразного движения мелодии. Пение по указанной ноте на фланелеграфе.
«Листопад» Т. Попатенко Закрепить песню. Петь напевно. Методические приемы: Пение цепочкой.
«Сарафан надела Осень» Т. Попатенко. Согласовывать пение с движением. Методические приемы: Самостоятельное выполнение.
Сочинить песенку на тему: «Осень». Развивать творческие способности детей. М
Хоровод:
«У рябинушки» Ю. Михайленко. Закрепить хороводные движение. Методические приё мы: Самостоятельное выполние.
Игра:
«Плетень» русская народная мелодия. Обработка С. Бодренкова. Закрепить умение использовать знакомые плясовые движения, согласовывать свои движения с действиями товарищей.
Игра на музыкальных инструментах :
«Андрей – воробей» Русская народная песня. Закреплять ритмический рисунок песни. Методические приемы: 1 группа – хлопает в ладоши, другая группа – играет на ложках, третья группа –на металлофонах. Затем поменяться инструментами.
Ход НОД
Звучит марш. Дети входят в зал и поют песню «Музыка, здравствуй!»
Музыкальный руководитель :
Ребята! Давайте посмотрим, какие сюрпризы подготовила сегодня нам музыкальная шкатулка. (Открываю и достаю из шкатулки осенний листик.) Какой красивый осенний листок! Давайте, с ним выполним знакомое вам упражнение. На первую часть музыки вы ритмично будете шагать по залу. На вторую часть – ведущий ребенок будет передавать этот листок. Поэтому надо очень внимательно слушать музыку, чтобы правильно выполнять действия с листком.
Дети выполняют упражнение несколько раз.
Музыкальный руководитель кратко анализирует выполнение движений. ( Например: Молодцы! Все дети хорошо ритмично шагали, соблюдали углы, внимательно слушали музыку и правильно передавали листок по кругу.)
Музыкальный руководитель :
А сейчас, давайте возьмемся за руки и пойдем хороводным шагом. Сначала выполним движение без музыки, а затем с музыкой.
После выполнения движения, дети садятся на места.
Музыкальный руководитель :
Открываем шкатулку и следующий наш сюрприз – картинка. А что изображено на ней? Какое время года? (Осенний сад.)
Ребята, какое сейчас время года? (Осень) А какой месяц наступил? (Октябрь)
«Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей,
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,
Журча, еще бежит за мельницу ручей.»
А. С. Пушкин
Послушайте произведение, которое называется «Октябрь» или «Осенняя песнь».
Исполняется произведение.
Музыкальный руководитель :
Какое настроение выражено в произведении? Какой характер музыки?
(Музыка грустная, печальная, потому что становится холодно, листья опадают, вся сказочная красота природы увядает.)
Музыкальный руководитель :
Правильно, ребята. Эту прекрасную музыку написал композитор Петр Ильич Чайковский. Пьеса эта из цикла «Времена года», где Чайковский языком музыки рассказывает о нашей русской природе.
Ребята, кто хочет выбрать портрет Петра Ильича Чайковского среди портретов композиторов?
Ребенок находит среди других портретов композиторов портрет Чайковского и приносит его.
Музыкальный руководитель :
Ребята, давайте еще раз прослушаем произведение (фрагмент) Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» «Осенняя песнь». Кто хочет выразить движением содержание музыки?
Произведение (фрагмент) исполняется еще раз, а группа детей выполняет танцевальную импровизацию. По окончании, вручаю детям нотки за танцевальную импровизацию и за высказывания при разборе произведения.
Музыкальный руководитель :
Открываем шкатулку. (Вынимаю бубенчики.)
Ребята! Что это такое? (бубенчики) Сейчас они нам помогут спеть песню «Бубенчики». Вы будете петь и рукой показывать движение мелодии, а я буду ими звенеть.
Дети выполняют задание.
Музыкальный руководитель :
Ребята, вы сейчас превратитесь в нотки. Первый ряд – будет ноткой «ми» – или «дон», второй ряд – ноткой «соль» – «дан», третий ряд – ноткой «си» – «динь». Будут петь те нотки, на которые я покажу на фланелеграфе.
«Нотки» поют: «Дон-дон, дан-дан, динь-динь, дан-дан, дон-дон.»
Музыкальный руководитель :
А теперь из ноток вы у меня станете композиторами и сочините свои песенки. А какой теме будут посвящены песни, надо отгадать загадку:
«Вот художник, так художник,
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим.
Кто художник этот?» (Осень)
Песенная импровизация: «Осень»
Музыкальный руководитель раздает нотки детям-композиторам и предлагает спеть песню детского композитора Попатенко песню «Листопад».
Дети исполняют песню хором, а затем цепочкой.
Музыкальный руководитель :
Ребята! Пока мы пели песню «Листопад», посмотрите, сколько листочков прилетело к нам в зал. Давайте мы их возьмем и с ними споем песню «Сарафан надела Осень».
Дети поют, выполняют с листочками движения.
Музыкальный руководитель открывает шкатулку и достает гроздочку рябины.
«На гроздья рябины дождинка упала,
Листочек кленовый кружит над землей.
Приносишь с собой ты печальную скрипку,
Чтоб грустный мотив над полями звучал.
Но мы тебя, Осень, встречаем с улыбкой
И всех приглашаем водить хоровод».
Дети исполняют хоровод «У рябинушки».
Музыкальный руководитель :
Композиторами, певцами, танцорами вы были хорошими. А сейчас посмотрю, какими музыкантами-исполнителями вы будете.
Отгадайте, на каком инструменте вы будете играть.
«Что за русский сувенир:
Хохломские, расписные,
Знамениты на весь мир?» (Ложки)
Оркестр «Андрей-воробей» (ложки, металлофоны).
Музыкальный руководитель :
И музыканты вы хорошие. А сейчас последний сюрприз посмотрим, который находится в шкатулке. Вика, иди, открой и покажи.
Вика достает картинку с изображением плетня. Проводится игра «Плетень».
Музыкальный руководитель вручает нотки детям, чья команда быстро «заплелась» и хорошим танцорам.
Музыкальный руководитель :
Подходит к концу наша встреча с музыкой. Шкатулка принесла нам много сюрпризов. Мы говорили и пели о каком времени года? (Об Осени) Произведение какого композитора слушали? (П И Чайковского) Сочиняли свои песни, танцы. А теперь, давайте посмотрим у кого больше нот? У Риты – пять нот, больше чем у других. Сегодня переходящий приз (Золотой микрофон) ей вручаем до следующего занятия. На следующей встрече посмотрим, какие сюрпризы подготовит нам шкатулка.
Дети прощаются (поют) и уходят.