Виорика Хайдарлы
НОД по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе «Добро побеждает зло!»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе
«Добро побеждает зло!»
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Учить детей давать характеристику звуков [Б] и [Б'];
- Познакомить детей с графическим образом буквы;
- Формировать навык слитного чтения;
- Готовить руку к письму, формировать графические навыки;
- Учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах, предложениях;
- Обобщить знания детей о диких животных
Публикация «НОД по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе „Добро побеждает зло!“» размещена в разделах
- Добро и зло. Конспекты занятий, бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
Коррекционно-развивающие:
- Автоматизировать звуки [Б] и [Б'] в слогах, словах и предложениях;
-Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов;
- Развивать общую и мелкую моторику, координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи;
- Развивать высшие психические функции, память, внимание, мышление;
Коррекционно- воспитательные:
- Воспитывать самоконтроль, речевую активность в процессе речевой деятельности;
- Воспитывать навыки аккуратности, сотрудничества.
Оборудование: зеркала, картинки диких животных (барсук, белка, бурундук, зубр, обезьяна, верблюд, кабан, бегемот, медведь, лиса, схемы, цветные фишки для обозначения звуков, карточки со слогами (БА, БО, БУ, БЫ, БИ, АБ, ОБ, УБ, девайсы, простые карандаши, рабочие тетради, поролоновые палочки, аксессуары (бант, браслет, ободок, бусы, брошь); домик (где спрятана Белоснежка, мостик.
I. Организационный момент.
Л. : Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с гостями.
Д. : Здравствуйте!
Л. : Сегодня к нам в детский сад позвонил Доктор Айболит и сообщил, что Бармалей украл Белоснежку. Дети, а вы знаете кто такой Бармалей?
Д. : Бармалей – пират и людоед, который особенно любит есть маленьких детей.
Л. : Поможем спасти Белоснежку?
Д. : Да.
Л. : Но помните: Бармалей очень хитрый и просто так не отдаст Белоснежку. Она спрятана далеко, в лесном домике. Поэтому у нас на пути много препятствий. Но я думаю, что мы вместе их преодолеем.
II. Развитие произношения и обучение грамоте.
1. Сообщение темы.
Л. : Послушайте внимательно слова и скажите, какие звуки встречаются в начале имён Бармалей и Белоснежка?
Д. : Звуки [Б] и [Б'].
Л. : Правильно. Сегодня вы познакомитесь со звуками [Б] и [Б'] и научитесь их правильно произносить.
2. Характеристика звука [Б] по артикуляционным и акустическим признакам.
Л. : Возьмите зеркала. Давайте вместе произнесем звук [Б]
-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Взрываются)
-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)
-Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)
-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук [Б] звонкий.
- Звук [Б] - согласный, твердый, звонкий обозначаем его синей фишкой. А как будет звучать мягкий звук?
Д. : Бь.
Л. : Каким цветом мы обозначаем согласный мягкий звук?
Д. : Зеленым.
3. Развитие фонематического слуха.
Л. : Молодцы, отправимся искать Белоснежку. Сейчас я буду произносить звуки, а вы, когда услышите звук [Б] сделайте 1 шаг.
Б, Х, П, Б, Т, М, Б, П, Н, Б…
Дети, услышав звук Б постепенно передвигаются на 4 шага вперёд.
Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук [Б], сделайте 1 прыжок вперёд.
Ба, ха, па, бы, ты, мы, бо, по, но, бу, ту, пу….
Дети, услышав звук Б постепенно передвигаются на 4 прыжка вперёд.
4. Произнесение звука [Б] или [Б'] в словах.
Л. : Посмотрите, мы с вами подошли к дереву. Как называется это дерево?
Д. : Берёза.
Л. : Как называются листья берёзы?
Д. : Берёзовые.
Л. : Давайте мы подуем на листики и посмотрим, что произойдёт?
(дети дуют и листья опадают)
Л. : Молодцы. А теперь посмотрите, на ветках остались листики, на которых изображены картинки. Давайте назовём их.
(барсук, белка, бурундук, зубр, обезьяна, верблюд, кабан, бегемот, медведь, лиса)
Как можно их назвать одним словом?
Д. : Дикие животные.
Л. : Правильно. Вам нужно взять только те картинки, в которых есть звуки [Б] или [Б'] и сесть за столы. Внимательно посмотрите на картинки и обозначьте звук [Б] или [Б'] на полоске соответствующей фишкой. (Дети выполняют задание, логопед просит объяснить каждого ребёнка обозначение фишки на полоске)
Входит Бармалей
Б. : Что вы тут задумали? Кто собрался спасать Белоснежку? Ничего у вас не выйдет. Отгадайте сначала мои загадки. Слушайте внимательно. Если ответ будет правильным, то картинка появится на поляне, а если неправильным значит картинки не будет (с восклицанием)
(Загадывает загадки, а на проекторе появляются картинки)
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверушка?
Щёлкает орехи мелко
Ну, конечно, это… (белка).
Без тропинок, без дорог,
Серый катится клубок.
Он в иголках острых сплошь,
Потому что это… (ёж).
По деревьям скачут ловко,
Корчат рожи, вот плутовки!
Очень любят есть бананы
Кто же это?. (обезьяны!
Он большой и неуклюжий.
Он, ребята, страж болот.
Он стоит в огромной луже
И зовётся (бегемот).
Б. : Скажите, какая картинка здесь лишняя? (Игра «4- лишний»)
Д. : Ёж, потому что в этом слове нет звука [Б'].
Л: А наш ёжик любит играть на барабане. Не сердись, Бармалей, поиграй с ребятами в игру.
Физминутка.
Речевая подвижная игра «Ёжик и барабан»
С барабаном ходит ёжик,
Бум, бум, бум! (маршируют по кругу, изображая игру на барабане)
Целый день играет ёжик,
Бум, бум, бум!
С барабаном за плечами,
Бум, бум, бум! (идут по кругу, спрятав руки за спину)
Ёжик в сад забрёл случайно,
Бум, бум, бум!
Очень яблоки любил он, (то одной, то другой рукой подносят ко рту
Бум, бум, бум! воображаемое яблоко)
Барабан в саду забыл он,
Бум, бум, бум! (останавливаются, разводят руками)
Ночью яблоки срывались,
Бум, бум, бум!
И удары раздавались,
Бум, бум, бум! (руки на поясе, прыжки на месте)
Зайцы здорово струхнули,
Бум, бум, бум! (делают «ушки» из ладошек, медленно приседают,
Глаз до зорьки не сомкнули, сидят, дрожат, закрывают глаза руками)
Бум, бум, бум!
Б. : Белоснежку не найдёте, вы утоните в болоте. (Бармалей показывает на болото и уходит)
5. Произношение звуков [Б] и [Б'] в связной речи.
Л. : Дети, посмотрите, перед нами ещё одно препятствие - болото. Скажите, какой первый звук в слове «болото»?
Д. : [Б].
Л. : Давайте вспомним стихотворение про букву Б.
Д. :
Потерялась буква Б
Не найти её нигде,
В барабане - есть она,
И в баране есть она
В бабочке она летает,
В слове «бабушка» зевает
В бегемоте – спит в воде,
Значит буква Б – везде!
Л. : Какие слова вы произносили на звук [Б]
Д. : Барабан, баран, бабочка, бабушка, бегемот.
Л. : Молодцы, а теперь посмотрите что лежит в болоте?
Сюрпризный момент: Дети находят букву Б
Д. : буква Б
6. Обучение элементам грамоты.
Л. : Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. Из каких элементов состоит буква Б (из длинной и короткой палочки, полукруга).
Логопед раздаёт поролоновые палочки, и дети мастерят букву Б.
- Чтобы нам запомнить букву «Б», давайте ее напишем в девайсе. Занимайте места, достаньте стилус, откройте девайс (дети с помощью логопеда находят пособие «Кронтик учится писать буквы», глава I, занятие 4)
Л. : Возьмите карандаш и давайте с вами будем перекатывать его в ладошках.
Самомассаж ладоней и пальцев граненым карандашом.
Л. : Откройте тетради и карандашом и напишите букву Б в тетради.
7. Слитное чтение слогов с буквой «Б».
Л. : Друзья Белоснежки, 7 гномов, хотят помочь и подсказали нам путь, по которому можно пройти. Вот он – это мост, на котором написаны слоги. Давайте пройдём по мостику и прочитаем слоги.
Д. : БА, БУ, БО, БЫ, БИ, АБ, ОБ, УБ.
Л. : Молодцы, вы правильно прочитали слоги, и мы пришли к домику.
8. Дифференциация в словах, предложении.
Л. : Интересно кто там живёт? (из-за домика выходит Белоснежка)
Д. : Белоснежка.
Л. : Посмотрите, какая она красивая. Давайте рассмотрим Белоснежку.
Бел. : Здравствуйте, дети! Мои друзья Гномы подарили мне украшения. Скажите, какие украшения вы на мне видите?
Д. : Бант, браслет, ободок, бусы, брошь.
Л. : Давайте с вами посчитаем сколько слогов в каждом из этих слов. (дети вместе с логопедом прохлопывают ладошками слоги)
Л. : А теперь каждый из вас должен придумать предложение с одним из этих слов. (дети придумывают предложения)
Л. : Молодцы
Бел. : Спасибо вам большое ребята, что вы меня спасли от Бармалея. Мне пора уходить, меня заждались гномы. До свидания! (уходит)
III. Итог:
Л. : Дети, давайте вспомним, с какой буквой и звуками мы сегодня познакомились? Что вам больше всего понравилось? А что запомнилось? Что для вас было сложным?
Ответы детей