Ольга Гутарева
НОД по обучению грамоте «Путешествие в страну Звукляндию» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область – речевое развитие
Цель: закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать умение :
-в звуковом анализе слов,
-в составлении предложений из нескольких слов, называя 1-е и 2-е, и т. д.
- составление несложных предложений,запись схемы предложений,
-найти место звука в слове
-деление слов на слоги.
-Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках
Публикация «НОД по обучению грамоте „Путешествие в страну Звукляндию“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Развивающие: Развивать фонематический слух, коммуникативные способности детей, развивать умение выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе
Воспитательные: воспитывать интерес к работе со словами и звуками, умение слушать друг друга, дополнять тактично ответы товарищей при необходимости.
Планируемые результаты: имеет представление о звуках, умело применяет свои знания по освоению грамоты, способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальное и коллективные задания.
Образовательная среда:
Предметно- практическая среда: иллюстрация гнома и его дома, конверт с письмом, картинки для звукового анализа;картинки для нахождения места звука в слове.
Ход занятия.
1. Вводно-мотивационная часть:
Воспитатель: Ребята мы с вами сегодня не одни,у нас гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями, после чего воспитатель предлагает детям сесть на места и вспомнить,как нужно вести себя на местах) .
Вступительное слово воспитателя:
Много звуков есть на свете : шелест листьев, плеск воды.
А еще есть звуки речи, Мы их точно знать должны.
Звуки четко произносим, слушаем внимательно,
Будем четко говорить и писать старательно.
Воспитатель: О чем говорится в стихотворении?
ответы детей (о звуках)
Воспитатель: Звуки речи живут в интересной стране, имя которой Звукляндия. Но в эту страну могут попасть только те, кто умеет слушать и слышать. Хотели бы вы там очутиться? (ответы детей) Проводит нас туда гном Звуколюб.
-Как вы думаете, почему гнома так зовут? (ответы детей)
Действительно, он очень любит играть со звуками и словами и скучно ему никогда не бывает. Он живет в стране Звукляндии и очень многое знает про звуки. А давайте мы расскажем Звуколюбу, что мы знаем о звуках.
-Что же такое звук? (то, что слышим, произносим, но увидеть, написать не можем). Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть, и они не встречают во рту преград. Как называются такие звуки (гласные). А какие гласные вы знаете? (а. о. у. ы. и. э). Как мы обозначаем гласные звуки? (красными).
Давайте вспомним как называются звуки, которые во рту встречают преграды (согласные, какие бывают согласные? (твердые и мягкие) Как мы их обозначаем? (твердые согласные- синими, мягкие согласные- зелеными).
Давайте назовем несколько согласных звуков. Спросить кого-нибудь из детей. Ребенок называет твердый согласный звук «П» а теперь назови его мягкую пару «П»- «ПЬ»; «Л»- «ЛЬ». Давай теперь назовем мягкий согласный звук и его твердую пару «КЬ»- «К»; «СЬ»- «С».
2. Основная часть.
Звуколюбу понравилось ребята, что вы умные и любознательные. И для вас Звуколюб приготовил конверт. Посмотрим, что внутри (открывают конверт). Здесь приготовлены интересные задания, выполняя которые мы сможем совершить прогулку по стране Звукляндии.
-А вот вы мне скажите,что образуют звуки, соединяясь друг с другом? (слоги).
Задание № 1. Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному начальному слогу"
Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова.
"МА" : мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март.
"ЛИ" : лимон, лимонад, лиана, листья, линейка, лилипут
"КУ" : курица, кукла, курорт, кулич, куст, кузнец, куница.
Воспитатель: -С помощью чего мы общаемся с вами? (при помощи слов, назовите несколько любых слов)
Задание № 2 " Слова"
Найди место звука в слове, детям предлагаются картинки.
Задание №3. Дидактическая игра "Образуем новое слово"
Читается стихотворение, детям необходимо догадаться, каким словом надо закончить каждую строчку. Новые слова должны получиться от слова "Дом"
Гном и Дом
Жил да был весёлый гном.
Он в лесу построил … Дом.
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал … Домик.
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил… Домишко.
Старый, мудрый гном-гномище
Выстроил большой … Домище.
Был он стар, и был он сед,
И большой был. Домосед.
А за печкой, за трубой
Жил у гнома. Домовой.
Всех встречал радушный гном,
Все любили этот … Дом.
Задание №4
Воспитатель: Ребята, гном очень любит играть с картинками. Давайте выполним следующее задание нашего гномика из конверта. Он просит провести звуковой анализ слов, которые он очень любит.
На местах дети самостоятельно проводят звуковой анализ слов : луна и сани по вариантам. После чего к доске вызываются дети, по одному и разбирают слова. Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно каждый звук.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Руки подняли ими—это деревья в лесу.
Руки качнулись,кисти встряхнулись -ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем- это к нам птицы летят.
Как они сядут тоже покажем -крылья сложили назад.
Задание № 5
Воспитатель: Ребята, посмотрите-ка сюда, гном придумал для нас очень интересное задание Воспитатель: Он предлагает слова луна и сани разделить на слоги. Сколько слогов в слове Луна (2, назовите 1-ый слог, после второй и так же со словом сани.
Задание № 6. "Составление предложений по картинкам"
Выполнив предыдущее задание, Звуколюб понял, что вы и с этим заданием справитесь. Посмотрите внимательно, на доску,он вам предлагает составить предложения со словами луна и сани и записать схему предложений на местах. (Листочки и карандаши лежат на столе,воспитатель говорит, как правильно нужно держать карандаш.)После чего вызываются дети по одному и записывают схему предложений. Во время составления схемы воспитатель задаёт вопросы.
-Сколько слов в предложении, просит назвать первое, второе и т. д. слово,после чего спрашивает,что означает вертикальная линия в начале предложения и,что означает точка (ответы детей) Вспоминают, что вертикальной чертой в схеме отмечается начало предложения. Первое слово пишется с большой буквы. За большой чертой спрятано большое слово, маленькое за той, которая поменьше. Вспоминают о знаках препинания в конце предложений).
Задание № 7. Игра "Четвертое лишнее"
Из 4 слов найти лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов :
слон - стол - сумка - карандаш
книга - кошка - портфель - компас
обруч - тетрадь - ослик - облако.
На доску помещается изображения отгаданных слов.
-Карандаш, портфель, тетрадь это все. (назвать обобщающим словом - школьные принадлежности) Заключение: Воспитатель спрашивает у детей чем мы сегодня занимались на занятии? Все ли справились? и предлагает детям оценить себя.
3. Рефлексивный этап:
- Звуколюбу очень понравилось, как вы старательно выполняли задания и преодолели все трудности, которые встретились на пути. Гномик желает Вам всего доброго и с нетерпением будет ждать следующей встречи, а вам он оставил вот такие смайлики,за то,что вы хорошо справились со всеми заданиями.