Елена Семёнова
НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Дифференциация звуков [ш]-[ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация к проекту учителя – логопеда по теме «Дифференциация звуков Ш –Ж»
Учитель – логопед Семёнова Е. А. использует в работе современные технологии. Данная работа представлена в форме проектной деятельности в работе с детьми с использованием ИКТ и направлена на развитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи дошкольников в старшем возрасте. В проекте «волшебный сундучок» педагог предлагает задания: на различение, дифференциацию звуков Ш – Ж в слогах, в словах, в связной речи, игровые упражнения, способствующие звуковому анализу слов. Дети составляют связные рассказы по серии картинок со звуками Ш – Ж. Проводится работа по развитию мелкой моторики пальцев рук, присутствует сюрпризный момент. Проект адресован учителям - логопедам, учителям – дефектологам, педагогам дошкольных учреждений.
Публикация «НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Дифференциация звуков [ш]-[ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
ТЕМА НОД: «Дифференциация звуков Ш – Ж»
Задачи НОД: 1. Учить сравнивать, различать, правильно произносить звуки (Ш, (Ж, в слогах, словах, фразах, способствовать звуковому анализу.
2. Приучать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.
3. Формировать элементарные представления детей о предложениях.
4. Расширять знания детей о живой природе, составляя рассказ, используя языковые средства для соединения предложений (чтобы, когда, потому что и т. п., обогащать его природоведческим словарём.
5. Развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.
Ход НОД
1. Организационный момент
Дети входят в группу, здороваются, встают полукругом около доски. Педагог спрашивает про время года, признаки весны (на доске картинки о весне).
- Правильно, ещё лежит много снега и зима никак не хочет уходить от нас. А вы хотите, чтобы поскорее пришла тёплая весна? Для этого весна оставила нам волшебный сундучок.
2. Сообщение темы занятия
- Ребята, слышите, звенит колокольчик?
- Значит, нас ждёт первое задание – отгадать загадки:
Я живу, не тужу,
Всё над ухом жужжу
И детишек бужу.
(жук)
Сегодня всё ликует:
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные… (шары)
- Какой звук в загадке про жука вы слышите чаще? (звук Ж)
- Саша, какой звук ты слышишь в слове ШАРЫ первым? (звук Ш)
- Именно про эти звуки (Ш, Ж) мы и будем говорить на этом занятии.
Что у них общего?
Чем они отличаются? (дать характеристики звуков)
Молодцы, ребята, правильно различаете звуки Ш и Ж.
3. Выделение звуков на слух :
- А сейчас мы с вами разделимся на команды: «Жуки» и «Шары» (одеть атрибуты)
- Команда «Жуков» хлопает в ладоши, если услышит звук Ж, команда «Шаров» хлопает в ладоши, если услышит звук Ш :
ЖА, ША, ЖО, ОШ, ШУ, ЖУ, ЖИ, ШИ, ШЛО, ЖЛА, ОЖ, АШ, ШКО, ЖНО
ЖУК, ШАРЫ, ЛУЖА, ЛУША, ЖИРАФ, МАШИНА, ЛЫЖИ, НОЖИ, ЖОР
- Ой, а вы слышите, вновь колокольчик звенит!
- Значит, нам пора выполнить следующее задание! Ну – ка посмотрим, что там, в волшебном сундучке?
Письмо! -
Что же в нём интересного?
Составление предложений по картинкам:
- В письме картинки, но все они перепутались. Поможем, картинкам найти свой домик? (выходят командиры и выкладывают картинки под символы). Остальные дети следят за правильностью выполнения. После выкладывания картинок совместное проговаривание слов детьми и индивидуально.
- А сейчас выберите себе понравившуюся картинку. Мы поиграем в игру «Ёжик». Нужно назвать картинку, определить звук, сказать, сколько слогов в слове и определить позицию звука в слове :
- Ходит ёжик вдоль дорожек,
От начала до конца.
В слове ёж найти поможет место звука- беглеца!
- Молодцы! А теперь, составим предложения по этим картинкам.
4. Составление рассказа по серии картинок (со звуками Ж, Ш)
- Ой, а у нас опять звенит колокольчик, значит, у нас следующее задание.
- Какие – то странные картинки, все перепутались. Нам нужно расставить их последовательно и составить рассказ.
Обобщение
5. «Составь букву»
- Ой, опять звенит звонок! Никак нам скучать не даёт!
- А это волшебные мешочки! (каждому ребёнку)
- Ребята, вы сказали, что наступила весна, скоро растает снег и мы будем сажать семена: откройте мешочки и скажите, что вы будете сеять? (Достаю фасоль). Послушайте образец: «Я буду сажать фасоль»
- Ну, а пока на земле лежит снег, мы с вами из семян и косточек выложим буквы Ш и Ж.
- А чем отличаются буквы от звуков ( ответы детей: звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и читаем).
Ж: Эта буква широка
И похожа на жука
И к тому же словно жук
Издаёт жужжащий звук.
Ш: Когда у расчёски
Три зуба осталось
Буква Ш над ней
Посмеялась.
Итог
- Вы сегодня постарались, а давайте вспомним, чем же мы сегодня занимались? (ответы детей)
- А чтобы порадовать весну, скажите, чем же вам нравится весна? (рассказы детей о весне по опорным картинкам)
- А в волшебном сундучке остался последний конверт – его вы откроете с воспитателем и посмотрите, какое же задание вам оставила весна – красна! До свидания!