Лучший педагог года

НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Леса и луга нашей Родины»

Татьяна Гаврилова
НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Леса и луга нашей Родины»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Леса и луга нашей родины»»

Целевые ориентиры:

- закреплять знания о многообразии растительного мира России;

- формировать представления о растениях и животных леса и луга;

- расширять представления взаимосвязи растительного и животного мира;

Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Леса и луга нашей Родины“» размещена в разделах

- развивать познавательную активность, творчество, инициативность;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

- развивать чувство коллективизма.

Оборудование: перчаточная игрушка «Тетушка Сова», объёмные фигуры животных (лиса, волк, ласка, кабан, насекомые (игрушка пластиковая – змея, муравей, паук, жук, бабочка, картинки (лось, косуля, олень) карта следования, муляжи растений луга, аудиозапись с музыкой и голосами птиц, сундучок с подарками, деревья лиственные (клен, дуб, береза, осина, деревья хвойные (ели).

Словарная работа: лес хвойный, лес лиственный, лес, луг.

Предварительная работа: интерактивная игра «Чей след?», беседа «Обитатели леса», чтение книг о животных, рассматривание иллюстраций «Жизнь в лесу», создание гербария, рисование растений и животных.

На занятие дети самостоятельно готовили сообщения о животных и рассказали в процессе занятия. Все сообщения представлены ниже.

Ход занятия

I. Вводная часть (сюрпризный момент)

Слышна музыка – появляется тетушка Сова!

- Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Вот и закончилась зима, помните, мы несколько раз с вами встречались, я прилетала к вам из леса, чтобы посмотреть, как вы занимаетесь, вы такие умнички! Я всегда вами гордилась и вот с приходом весны я к вам прилетела не с пустыми руками! Я принесла вам подарки – кусочек тепла и света – волшебные солнышки! Вот тут где-то мой волшебный сундучок…

Слышен голос Старика лесовика

- ха-ха-ха! Твой сундучок у меня! Я – Старичок Лесовичок! Теперь вам придется потрудиться, чтобы раздобыть свои подарки! Следуйте по следам, рассказывайте, что знаете, отгадывайте задания, находите подсказки и собирайте карту, по которой вы и найдете свой приз!

II. Основная часть

- Вот это да! Ребята вы хотите идти по следам Старичка-Лесовичка? (Да) Ну тогда в путь! Для начала - осмотритесь вокруг, ничего не замечаете?

Отгадывание загадки

(На стене весит оборванный лист бумаги – срываю его и читаю) Отгадайте мою загадку и узнаете, куда вам нужно пойти:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем! (Лес)

- Правильно, молодцы! Значит, нам нужно попасть в лес. А как же в него пройти? А где же этот лес находится, а вот тут и карта! Смотрите, как думаете, куда нужно идти? (Где много животных, по стрелке – в дверь)

Играет музыка – вход в лес (голоса птиц, шум ветра)

Игра «Отгадай, где чей след?»

- Какая красота! Куда же мы попали? (В лес) Вы уверены? А почему вы так решили? (Потому что здесь много животных) Но ведь животные бывают и дома, какие это животные? (Нет, это дикие животные, а они живут в лесу) Правильно, ребята! Это лес! Посмотрите под ноги – ничего необычного не замечаете? (Здесь следы)

- А чьи это следы? (Кабана) А почему вы решили, что это следы кабана? (Потому что следы кабана – это копыта, напоминают два треугольника, идущие рядом) Давайте проверим, пойдем по этим следам - пришли к кабану. А вы знаете, что это за животное? (Сообщение о кабане).

- Ребята, а чьи следы похожи на следы кабана? (Лося) – Правильно, найдите картинку лося на полу (на полу за кабаном лежат картинки – лось, олень, косуля) – но лось немного больше, чем кабан, поэтому и следы у него будут больше, а еще лось после себя оставляет следы не только на земле (почве, но и на деревьях – это объеденная кора с осин, обломанные и отгрызанные ветки, ведь лось питается растительной пищей.

- Я вижу еще следы – чьи они? (Лиса) Почему вы решили, что это следы лисы? (Потому что на следах видна подушечка и четыре пальчика с коготками) А что же мы знаем о лисе? (Сообщение о лисе)

- Ребята, посмотрите, кто же еще живет в этом лесу? (на полу обгрызанная шишка) – белка! А почему вы так решили? (Потому что именно так обгрызает шишки только белка) Значит белке тоже необходимы деревья, плоды, ягоды, грибы, не было бы всего этого - животные погибли бы…

- Еще замечаете что-нибудь? (раздается стук дятла) – кто-то в самой чаще долбит – кто это? (Дятел) А зачем он долбит (спасает от насекомых деревья). - Еще какие животные живут в лесу? (Волк, медведь, рысь, ласка) – А кто такая ласка? (сообщение о ласке) Конечно, ребята, в наших лесах живет очень много животных, с которыми лучше не встречаться и не вторгаться в их жизнь, некоторые могут быть опасны. Да и нам они не мешают. Поэтому в лесу как нужно себя вести? (Тихо) а мы вот с вами шумим, поэтому все звери и разбежались.

- Где же подсказка – осмотритесь – ничего не видите необычного?

Разгадывание ребуса

Смотрите – какая-то картинка! Написано – ищите кусочек карты у этого животного… Ребята, что нарисовано? (На листе графический ребус - иголка, следы, еда – змея, мышь, черви, яблоко) как вы думаете, что здесь зашифровано, какое животное? (Еж) Ищем ежа… (Когда нашли ежа, достаем его из норки) Вот он - красавчик. А мы что-то знаем о ежах? Может они нам вовсе и не нужны в природе и лесу? (Сообщение о еже)

Беседа

- Отлично! А теперь, поройтесь в норке и достаньте подсказку… (Кусочек карты, который указывает куда идти) с обратной стороны на карте нарисован (приклеен) дубовый лист… Что это ребята? (Дубовый лист) А где он рос? (на дереве) А в лесу есть деревья? (Да и много) Значит, нам лес покидать не нужно, нам нужно идти дальше, но в какой лес нам нужно идти, кто догадался, если нам лесовик посылает листок с дерева? (Лиственный) Смотрим на карту – куда нужно идти? (Нужно выйти в дверь и повернуть налево).

- Выходим, а тут в одной стороне стоят елки и сосны, а в другой стороне лиственные деревья. Ах, ребята, куда пойдем? (Налево) Почему? (потому что направо растут елки и сосны, это хвойный лес, а нам нужен лиственный).

Игра «найди свое дерево»

На каждом дереве приклеен листок – по листку нужно узнать дерево и приклеить остальные. Так значит, какие деревья могут расти в лесу? (Ива, дуб, осина, клен, береза и т. д.) Ребята, но нам надо найти кусочек карты, вспомните, от какого дерева нам прислал листок Лесовик? Дуб – бегите к нему и поищите!

Отгадывание шифра

- Ура! Мы нашли еще кусочек карты и загадка (в конверте сложены картинки ромашка, василек, ягодка, бабочка). Ребята, кто догадался, куда нам нужно идти, где все это есть? (На лугу) Тогда давайте попрощаемся с лесом и еще раз вспомним – что же такое лес? Лес – это место, где растут деревья, живут дикие животные.

- Молодцы! Итак, смотрим по карте – куда нужно бежать? - правильно в музыкальный зал! (перед входом в музыкальный зал весит большая ромашка)

Физминутка

- Но путь будет долгим! Давайте весело проведем это время и превратимся в животных! Поэтому, ребята, построились друг за другом – паровозиком и вперед! Как ужи поползли, как бабочки полетели, как уточки пошли…

Беседа, с элементами игры

- Итак, мы прибыли! Обратите внимание, что встретилось перед входом в зал? (Большая ромашка) Значит, где нам нужно искать подсказку? (Под цветами) Забегаем в музыкальный зал – на полу лежат цветы, насекомые… Ребята, осмотритесь вокруг! Кого и что вы видите? Так что же такое? (Луг) Луг – это место где растут травы, цветы, ягоды и живут насекомые! Какие насекомые могут тут обитать? А почему они выбрали именно это место? (Наверное, именно им нужно больше света, тепла и нектар с растений). Молодцы! Но нам нужно найти подсказку!

- Доставай, Амиль! Что тут? Тут фотография Елены Сергеевны (младший воспитатель) и большой цветок! Где же клад? (В буфетной у Елены Сергеевны!

III. Итог

- Вот и нашли мы свои подарки, которые нам принесла Тетушка Сова! Но прежде, чем открыть, давайте вспомним, что с нами сегодня приключилось? Что такое лес? Кто в нем живет? Что такое луг? Чем отличается луг от леса? Почему нельзя губить растения в лесу и на лугу?

Вручение награды – солнышки.

Сообщения о животных

Кабан – очень сильное и мощное животное. Живет в лесу. Дикий кабан ест всё. Съев ветки и листья растения, сильной мордочкой вскапывает землю и съедает корни. Ест грибы, все виды фруктов, любит полакомиться ягодами, обожает жёлуди. Могут целыми стадами забредают на поля и уничтожают картофель и злаковые культуры. Очень любят яблоки.

Также едят и животную пищу — улиток, жаб и лягушек, мышей ежей. Встречая на пути гнёзда птиц, лакомятся сидящими в гнездовье птенчиками. В осенний период крупные кабаны могут даже задрать зайца или молодого слабого козлика. С кабаном в лесу лучше не шутить!

Лиса – лесной житель! Лисицы – это хищники, поэтому их основной рацион состоит из животной пищи. Лисы охотятся как на мелких животных (полевок, мышей, хомяков, так и на более крупных (зайцев и детенышей косуль). При случае, лиса не откажется поймать и птицу или птенца, может охотно полакомится яйцами из гнезда, найденного в траве. Иногда лисы утаскивают из дворов домашних птиц – гусей или кур, но случается это не слишком часто. Летом лисицы дополняют свой рацион растительной пищей – ягодами, травами, плодами. Лисы живут в норах. Они роют в земле глубокие норы с узкими ходами и широкой гнездовой камерой. Свои норы они обычно устраивают на склонах оврагов или холмах, защищенных густой травой и кустарником. Часто к гнездовой камере ведет не один, а сразу два и даже более ходов. Это позволяет лисам в случае опасности убегать от преследователей. Ну и, конечно, лисы очень хитрые!

Ласка – лесной житель. Ласка – это маленькое и хищное существо. Она очень шустрая и изворотливая. Зимой она свой мех меняет на белый, а летом приобретает коричневый окрас. Ласка часто заходит в деревни в курятники и ворует курочек, делает это осторожно и ласково – сначала гладится о свою добычу – входит в доверие, а потом хватает ее. Ласка живет в норе, которая напоминает лабиринт – там много входов и выходов. Питается мышами, птенчиками, любит кур, кроликов. Может приспособиться к любым условиям! Охотится ночью.

Ёж – это маленькое, милое, но хищное животное! Питается жуками, червячками, мышами, любит змей. В голодное время может полакомиться яблоками и арбузами, огурцами и дынями. Еж очень шустрый, часто обитает около жилища человека, но брать его в дом не рекомендуется – он может стать переносчиком болезней. Живет еж в норе и осенью впадает в спячку до марта-апреля!

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Зимущие птицы» Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Зимующие птицы» Цели: формировать экологическую культуру у детей;.

Фотоотчет о занятии «Леса и луга нашей Родины»Фотоотчет о занятии «Леса и луга нашей Родины» Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка. Он прошел «душевный университет». (Л. Леонов). С самого.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Профессия «строитель» в старшей группе Воспитатель: Мироян Наталья Борисовна Тема: «Ознакомление с трудом взрослых: профессия Строитель» Вид: комбинированное занятие Образовательные.

Конспект НОД для детей старшей группы «Леса и луга нашей Родины»Конспект НОД для детей старшей группы «Леса и луга нашей Родины» Цель: закрепление знаний детей о многообразии растительного мира России. Задачи: Развивающие: -формировать представление о растениях.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в старшей группе Цель: - показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Задачи: - уточнить и расширить представления о перелетных птицах,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе .

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лесные ягоды» Задачи: познакомить детей с лесными ягодами; учить детей различать садовые и лесные ягоды; воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Праздник 23 февраля» Цель: Обобщать знания детей о празднике День защитников Отечества. Задачи: - закреплять рода войск - закреплять названия военной техники.

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Зима» в старшей группе Цель: закрепить знания о зиме. Задачи: упражнять в подборе «зимних» слов, расширять знания детей о диких животных: внешний вид, жизнь животных.

НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Подарок тетушки Совы»НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Подарок тетушки Совы» :Задачи Расширять знания детей о птицах (образ жизни, голоса, особенности внешнего вида и поведения отдельных видов). Упражнять в образовании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Леса и луга нашей Родины»
Опубликовано: 15 апреля 2019 в 15:15
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД