Марина Медовник
Конспект НОД по познавательному развитию для подготовительной группы «Шахматное королевство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: реализация познавательной активности детей посредством интеллектуальных игр.
Задачи:
1. Закреплять умение соотносить название фигуры с её внешним видом.
2. Способствовать развитию умения ориентироваться на шахматной доске по словесному обозначению её полей соответствующими буквами и цифрами; самостоятельно давать название полям.
3. Развивать способность действовать в уме.
4. Развивать воображение, операции мышления, образное мышление, внимание.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для подготовительной группы „Шахматное королевство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
5. Воспитывать умение и желание работать в коллективе, взаимодействовать в группе детей.
Методы и приёмы.
Наглядные:
• рассматривание;
• сравнение;
• зрительное обследование.
Словесные:
• объяснение;
• инструкция;
• вопросы (открытого типа, на развитие воображения, уточняющие и др.);
Практические и игровые:
• практическое упражнение;
• дидактическая игра;
• сюрпризный момент, воображаемая ситуация.
Материалы и оборудование:
шахматы,
демонстрационная шахматная доска, фигуры,
напольный вариант шахматной доски, символы-обозначения фигур,
карточки к дидактической игре «Закрашивание», маркеры,
карточки к дидактической игре «Судоку. Шахматы»,
карточки с изображением цифр, наклеенные на донышко шахматных фигур.
«Волшебный мешочек».
Ход:
Завести с детьми разговор о том, чем они занимались на выходных или на каникулах, в зависимости от того, в какое время планируется данное мероприятие.
Восп. : Вот вы на выходных (каникулах) отдыхали, а чем же игрушки детском саду занимались?
Ребята, как вы думаете, у шахмат бывает выходной? Интересно, как они его проводят?. Чем могут заниматься фигуры в свободное от боя время? Как они отдыхают?
Предположения детей.
Я предлагаю вам провести выходной в шахматном королевстве. Хотите!
Перед дорогой в шахматное королевство нужно сделать разминку и превратится в самые маленькие фигуры на шахматной доске. В какие?
Дети : В пешки.
Физ. разминка «Пешки»
Ну - ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем:
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
Три, четыре, приседаем,
Наши ножки разминаем (приседания).
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
В королевство поспешим.
(садятся на подушки вокруг напольного шахматного поля).
Вот мы с вами и оказались в королевстве шахмат и его жители хотят проверить ваши знания о шахматах и поиграть с вами в игру «Согласны ли вы…». Я буду называть предложения, а вы отвечать да или нет.
Дидактическая игра «Согласны ли вы…»
-Что шахматное поле квадратное? (да)
-Что шахматное поле больше доски? (нет)
-Что во всех горизонталях и вертикалях одинаковое количество полей? (да)
- Что в диагонали все поля одинакового цвета? (да)
-Что на шахматной доске белых полей больше? (нет)
Воспит: Замечательно справились, так вот…в выходные дни шахматные фигуры путешествуют по шахматному королевству, посещают музеи, кинотеатры, ходят в цирк, зоопарк и даже друг к другу в гости.
Дидактическая игра «Путешествие по шахматному королевству»
Итак, в прекрасный воскресный денёк
• белый Ферзь отправился в кинотеатр, который находится по адресу: С2;
• чё рный Конь посетил цирк по адресу: Н7;
• Король чёрных войск решил провести свой день в музее по адресу Е4.
Дети выставляют фигуры на указанные поля напольной доски. Затем самостоятельно по очереди выбирают фигуру, придумывают место её отдыха (бассейн, парк, развлекательный центр и т. п.) и называют адрес (поле).
Воспит: Некоторые фигуры в свой выходной очень любят порисовать. Хотите узнать, что это за фигуры?
Дидактическая игра «Закрашивание» (выполняется в парах за столами)
Для этого вам надо закрасить лишние буквы в строке таким образом, чтобы оставшиеся буквы образовали слова, обозначающие шахматные фигуры, которые очень любят в свой выходной порисовать. Выберите себе по одному зашифрованному слову.
КРЕСЛОНОТЫ (Слон)
БАЛКОНДЕНЬ (Конь)
УСПЕХШКАФ (Пешка)
БАЛБАДЬЯ (Ладья)
ФЕРМАКНЯЗЬ (Ферзь)
Воспит: Вы отлично справились. А какая же одна фигура не любит рисовать? Какой фигуры нет в вашем списке?
Конечно, короля. Потому что король свой выходной проводит за разгадыванием «Судоку».. А вы хотите попробовать? Нужны две команды.
Дидактическая игра «Судоку. Шахматы»
Команды получают поля-карточки «Судоку» и карточки-картинки.
Задача каждой команды – как можно быстрее разложить карточки на поле по правилам судоку: так, чтобы изображения не повторялись ни по горизонтали, ни по вертикали, ни в маленьком квадрате.
Отличный выходной денёк выдался в шахматном королевстве. Вы со мной согласны? Но пора возвращаться. Попасть в королевство легко, а вот выбраться не так-то просто… Для этого вам нужно отгадать, что лежит у меня в мешочке? (Фигуры)
А фигуры эти не простые, а с секретом. Сейчас мы будем отгадывать. Вы по очереди опускайте руку в мешочек, на ощупь угадывайте и называйте эти фигуры, а затем доставайте.
Посмотрите, на дне фигуры какой-то знак. Что там? (Цифры)
Осталось выложить правильный код! Поставьте цифры в порядке возрастания (увеличения) и вы окажетесь в детском саду.
Дети выставляют фигуры.
Воспит: Ну вот мы и вернулись в свой детский сад.
Ребята, где мы сегодня были?
Что же мы узнали?
Какие задания вам показались трудными, какие легкими?
Если вам понравилось наше путешествие возьмите из коробочки белую клеточку, а если нет, то возьмите черную клеточку.
Как замечательно видеть столько белых клеточек. В следующий раз мы с вами отправимся в гости в Шахматную Африку.