Наталья Харланова
НОД по познавательному развитию «Необычайные приключения человечков» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: " Необычайные приключения маленьких человечков» для детей старшей группы с использованием элементов ТРИЗ
Подготовила воспитатель
МДОУ детский сад комбинированного вида № 2
г. Алексеевки Белгородской области
Харланова Наталья Николаевна
Образовательная область: «познавательное развитие»
Публикация «НОД по познавательному развитию „Необычайные приключения человечков“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «художественно – эстетическое развитие», экспериментальная деятельность.
Методы и приемы:
Установка на выбор, игровой, показ, сравнение, вопросы, экспериментирование.
Формы деятельности: беседа, ситуативный разговор, экспериментирование, исследование объектов окружающего мира;
Вид деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, изобразительная, экспериментальная.
Предварительная работа: беседа об окружающем мире, предметах и веществах, воздухе и т. д.
Цель занятия: познакомить детей с агрегатными состояниями веществ в неживой природе.
Задачи:
- используя метод моделирования маленькими человечками (ММЧ). объяснить детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными;
-расширить представления детей о многообразии веществ неживой природы;
- учить детей опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ;
-учить детей моделировать объекты неживой природы;
Материалы и оборудование:
-плоскостные изображения моделей "маленькие человечки", характеризующие такие вещества как: вода, молоко, воздух, дерево, туман, камень, сок, карамель, дым;
- стаканчики с водой, песком, сахаром, сахаром, салфетки, одноразовые ложки
- раздаточные карточки с моделями " маленькие человечки".
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Наталья Николаевна. Я приехала издалека, и привезла Вам сегодня волшебные шарики. Каждый из них готов рассказать Вам интересную историю. Все истории разные. А вот, историю какого из шариков, Вы сегодня узнаете, я предлагаю выбрать Вам самостоятельно. Перед Вами лежат карточки, с разноцветными шариками, выберите тот шарик, историю которого вы хотите узнать и карточку с таким шариком положите в коробку для голосования (дети делают выбор).
Воспитатель подводит итоги голосования.
Больше всех детей выбрали красный…. шарик. Значит сегодня мы его историю и узнаем. (воспитатель открывает конверт, достает карточки). Это история о…. правильно это история о маленьких человечках.
Жили – были веселые маленькие человечки. Жили они вокруг нас в камнях, деревьях, в лужах, в игрушках. Человечки эти очень разные. Твердые человечки были дружными, крепко держались за руки и жили в твердых предметах, (воспитатель показывает модель твердого вещества - «твердого человечка»). В чем вокруг нас живут твердые человечки? (ответы детей).
Другие человечки жили в жидкостях. И они просто стояли рядышком (воспитатель показывает модель жидкого вещества - «человечка с поднятыми руками»). В чем живут жидкие человечки? (ответы детей)
А третьи человечки были хулиганами. Они не стояли на месте, они постоянно двигались (воспитатель показывает модель газообразного вещества - «движущийся человечек»). А живут они в таких веществах как воздух, ветер, туман, пар, дым.
И вот однажды человечки поссорились, кто из них лучше. Спорили долго, пока не обиделись друг на друга и спрятались в коробку.
Давайте, с Вами определим, в какой ячейке, какие человечки спрятались? Для этого вы опустите руку в ячейку, но предмет оттуда не доставайте, а на ощупь определите, какие человечки живут в этом предмете: твердые, жидкие или воздушные. Но опустить руку вам необходимо только в одну ячейку, иначе человечки опять начнут ругаться, (проводится игра). Молодцы ребята!
Мы нашли с Вами, где спрятались маленькие человечки, а теперь попробуем их помирить.
ОПЫТ № 1: Посмотрите, у нас с Вами на столах стаканы с водой и песком. Какие человечки живут в воде? Правильно жидкие, (предлагаю ребенку выбрать модель вещества). А в песке? Правильно твердые (предлагаю ребенку выбрать модель вещества.)
Давайте, их соединим в одном стакане и посмотрим, помирились они или нет. Посмотрите, песок растворился в воде? Нет. Помирились человечки песка и воды? Нет. (правильно человечки не помирились).
ОПЫТ № 2: Посмотрите, у нас с Вами на столах стаканы с водой и сахарным песком. Какие человечки живут в воде? Правильно жидкие, (предлагаю ребенку выбрать модель вещества). А в сахарном песке? Правильно твердые (предлагаю ребенку выбрать модель вещества.)
Давайте, их соединим в одном стакане и посмотрим, помирились они или нет. Посмотрите, сахар растворился в воде? Да. Помирились человечки песка и воды? Да. (правильно человечки помирились).
Мы с вами провели опыты и узнали, что одни человечки помирились, а другие нет.
Шло время. Лето сменилось осенью, затем наступила зима. А человечки очень любили пускать весной кораблики. А вы любите пускать кораблики? Я предлагаю вам тоже запустить кораблики. У меня как раз есть кораблики, но они все одинаковые и не очень красивые, сейчас мы их украсим, сделаем яркими и красивыми (украшают кораблики).
Какие красивые кораблики у нас получились! А как Вы думаете, какие человечки живут в наших корабликах? Правильно твердые. Сейчас мы пустим наши кораблики по воде. А в воде, какие человечки живут? Правильно жидкие. Что – то наши кораблики не плывут. Как мы можем им помочь? Что помогает корабликам плыть по морю? «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Правильно ветер. Как мы можем сделать ветер? Правильно подуть. А какие человечки живут в ветерке? Правильно воздушные.
Ребята, посмотрите, все человечки встретились в бассейне и снова подружились! Вот какую историю рассказал нам красный…. шарик. Вам понравилось?
Ребята, а давайте с Вами вместе покажем, как подружились человечки, давайте возьмемся за руки и станем в круг.
Посмотрите, у меня есть копилка знаний. Я возьму волшебный камушек, опущу его в копилку знаний и скажу, что мне сегодня понравилось, что запомнилось? А что запомнилось и понравилось Вам? Возьмите каждый по одному камешку и опустите его в копилку знаний.
Теперь я оставляю эту шкатулку вам, наполняйте ее знаниями и дальше. А мне пора в свой детский сад. До свидания!