Лучший педагог года

НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну насекомых родного края» (4 фото)

Дарья Рыгалова
НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну насекомых родного края»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Солнышко» г. Новоузенска Саратовской области

Утверждаю:

Заведующая МДОУ

___ /Доценко Н. И. /

Конспект

НОД по познавательному развитию

в старшей группе

Тема: «Путешествие в страну насекомых родного края»

Воспитатель: Галягина Н. А.

Апрель 2016 год

Конспект НОД

Публикация «НОД по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие в страну насекомых родного края“» размещена в разделах

Тема: «Путешествие в страну насекомых родного края».

Цель: Продолжить знакомство детей с родным краем. Расширение и уточнение знаний детей о насекомых родного края, их разнообразии и характерных признаках.

Задачи:

Формировать интерес к познанию окружающего мира родного края, закреплять знания о насекомых, развивать воображение, учить вступать в диалог, грамматически правильно отражать свои знания.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Познавательное развитие :

формировать интерес к познанию окружающего мира родного края, закреплять знания о насекомых;

Социально-коммуникативное развитие :

формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности, воспитывать бережное отношение к насекомым, приобщать к правилам безопасного поведения в мире природы;

Речевое развитие :

учить грамматически правильно отражать свои знания, способствовать развитию умения пользоваться выразительными средствами общения;

Художественно-эстетическое развитие :

Приобщать к литературе, музыке, фольклору, развивать воображение и самостоятельную творческую деятельность детей;

Физическое развитие :

способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в двигательной деятельности, способствовать согласованию действий и сопровождающей их речи, развивать умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Материал: магнитная доска; предметные картинки с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, комара и др; коллективная аппликация луга; шапочки с изображением насекомых.

Виды детской деятельности:

• игровая;

• коммуникативная;

познавательно-исследовательская;

• изобразительная, музыкальная;

• двигательная.

Предварительная работа с детьми:

• рассматривание иллюстраций, игрушек;

• чтение природоведческой литературы;

• заучивание стихов о насекомых, о весне;

• отгадывание загадок о насекомых;

• просмотр мультфильмов;

изготовление коллективной аппликации луга (полевые цветы родного края).

Ход занятия:

(Дети сидят полукругом)

Воспитатель: Ребята, в каком городе мы живем? (Мы живем в городе Новоузенске.)

Воспитатель: Какие прогулки, экскурсии, путешествия мы уже совершили, чтобы как можно больше узнать о нашем городе, о его

достопримечательностях, о природе и животном мире родного края? (Экскурсии на автобусе по родному городу, в краеведческий музей, экскурсии по микрорайонам Новоузенска, прогулки на реку Узень и в городской парк и др.)

Воспитатель: Мы узнали много нового и интересного. Но нам предстоит узнать еще больше о родном крае, его растительном и животном мире. И поэтому наши путешествия продолжаются.

А теперь скажите, в какой природной зоне расположен наш город? (На границе степей и полупустынь.)

Но, не смотря на это, растительный и животный мир в нашем крае богат и разнообразен. И в этом мы сейчас убедимся.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

(Время года весна).

Воспитатель: Почему вы так думаете?

(Наступил апрель. Ярко светит и греет солнышко. На проталинках появилась зеленая травка).

Воспитатель: Какие стихи о весне вы знаете?

(Дети читают стихи о весне).

1-й ребенок

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе — солнце теплое,

Веселое и доброе.

2-й ребенок

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Воспитатель: Все эти весенние признаки природы должны подарить вам хорошее весеннее настроение.

- А теперь я предлагаю вам взяться за руки и встать в круг.

(Дети берутся за руки и образуют круг)

НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну насекомых родного края»

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Давайте поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку вам, а вы друг другу. (Дети по очереди передают улыбки друг другу). Хорошо, спасибо.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, а в какую, вы узнаете в ходе нашего путешествия. Садитесь на ковер и закройте глаза.

(Звучит мелодия Э. Грига «Утро»).

Воспитатель: А теперь откройте глаза. Чтобы узнать, куда мы с вами попали, нужно отгадать загадку:

Мы по ковру идем с тобой, его никто не ткал.

Лежит у речки голубой – и желтый, и синий, и алый.

Как вы думаете, что это такое? (ответы детей).

Да, это луг.

Совсем недавно вы с воспитателем по изодеятельности делали коллективную аппликацию, которая так и называлась – “Луг”.

Под музыку воспитатель читает стихотворение:

Давай пройдемся медленно по лугу,

И “здравствуй” скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Воспитатель: Цветы на лугу очень красивые и все они растут и цветут в нашем крае. Можно ли их рвать?

(ответы детей)

Главное назначение цветов - привлекать насекомых, на лугу их очень много. (поют птицы, квакают лягушки, насекомые жужжат и стрекочут)

Наша цель, увидеть их сегодня и рассказать о них.

Фото «Путешествие в страну насекомых родного края»

Воспитатель:

Как красива и щедра природа!

Сколько трав, деревьев и цветов!

Сколько окружает нас народа: мошек, бабочек, жуков и муравьёв.

Только разведи рукой травинки :

Под листочком светлячок,

А вот кузнечик чешет лапкой спинку

Паутинку тянет крошка-паучок.

Но сначала скажите мне, каких насекомых вы знаете?

Дети: Стрекоза, муравей, майский жук, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела.

Воспитатель: Ребята, по вашему мнению, в какое время года можно услышать эти звуки? (ответы детей).

Дети: Первые весенние насекомые появляются в конце марта, когда ещё лежит снег.

Воспитатель:

Почему насекомых не видно зимой? (ответы детей).

А где же они были зимой?

Дети: Насекомые прятались в коре деревьев, под сухие листья, забивались в щели домов, заползали под землю и впадали в спячку.

Воспитатель: Как начинает пробуждаться природа после того как заканчивается зима? (ответы детей).

Дети: С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые.

Воспитатель: Ребята, у нас есть замечательный луг. А кого здесь не хватает? Конечно, насекомых.

Какие загадки о насекомых вы знаете?

(По мере отгадывания размещает модели насекомых на детской работе) :

Дети:

Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны. (пчела)

Модница крылатая,

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо. (оса)

Давайте рассмотрим их: у каждого из них есть голова, грудь, брюшко, на голове имеются глаза (часто они занимают большую часть головы) и усики. На нижней стороне груди – три пары ног (6 ног). Сверху к груди прикреплены две пары крыльев. Пчелы собирают нектар и цветочную пыльцу и попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд – это лекарство от болезней. Надо помнить, что укус пчел очень болезнен, поэтому надо быть очень осторожными при встрече с этим насекомым. Еще более болезнен укус осы. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух и слепней.

Тлю с ветвей она съедает

И в саду нам помогает

На листах усевшись ловко

Это божия….(коровка)

Да, это божья коровка. Чем она отличается от пчелы, осы?

(ответы детей) У нее есть жесткие крылья, они называются твердыми надкрыльями и прикрывают летательные.

Божья коровка является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю.

Божью коровку надо беречь.

Давайте поиграем с божьей коровкой.

Небесная коровка

Уселась на ладошку.

Ее подброшу ловко

И крикну на ладошку.

Божья коровка, улети на небо,

Принеси мне хлеба, пирожков, ватрушек,

Сухарей и сушек, и печенья пачку,

И еще жвачку!

Воспитатель: Продолжаем отгадывать загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

Посмотрите, как много у меня разноцветных бабочек (показывает модели с изображением бабочек). Это тоже насекомые : яркие, красивые, они являются украшением природы и способствуют опылению растений.

Во фраке зелёном маэстро

Взлетает над лугом в цвету.

Он — гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту.

(Кузнечик)

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

(комар)

Воспитатель: Его укусы болезненны и долго зудят. Вообще комары не опасны, но причиняют много неудобства людям и домашним животным.

Маленький вертолет

Летит назад и вперед.

У неё большие глаза,

Зовут ее….(стрекоза)

- Ребята, а скажите, пожалуйста, что нужно насекомых для жизни?

Дети: им нужен воздух, вода, солнце, трава, цветы….

Воспитатель: Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

- Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)

- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

- Назовите вредных насекомых. (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:

- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.

Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.

Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.

Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.

Физминутка. «Стрекоза»

Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)

Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)

А сама как вертолет, (вращение)

Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).

Воспитатель: Для закрепления знаний о насекомых давайте проведем блиц-опрос. Я буду задавать вам вопрос, а вы быстро будете отвечать на него.

1. Какие животные самые древние и многочисленные на планете? (насекомые).

2. От какого слова произошло слово «насекомые» и что это означает? (от слова «насечка», т. к. тело насекомого покрыто полосками, будто насечено).

3. Общие черты всех насекомых? ( тело имеет 3 части: голова, грудь, брюшко; и 6 ног).

4. Для чего насекомым усики? (органы чувств – для обоняния и осязания, как у человека нос и пальцы).

5. Есть ли зубы у насекомых? (у некоторых, например, кузнечиков).

6. Все гусеницы и червяки превратятся со временем в бабочек? (нет, только гусеницы; червяки другой вид животных).

7. Кто самый сильный на земле? (муравей, переносит тяжести в 10 раз превосходящие его вес; например, слон весит 5 тонн – поднимает 1,5 тонны).

8. У каких насекомых в доме всегда порядок и даже есть место для туалета? (у муравьев в муравейнике).

9. Как поет кузнечик? (с помощью крыльев, одно из которых имеет зубчики и при трении крыла о крыло слышится стрекотание).

10. Чем питаются комары и комарихи? (комары только нектаром цветов и соком растений, комарихи – кровью, без которой они не могут отложить яйца).

11. Почему пчелу относят к домашним животным, а таракана и моль нет? (пчел специально разводят и ухаживают за ними, а тараканов и моль нет).

12. Личинки какого насекомого питаются листьями крапивы? (бабочки крапивницы).

13. Где у кузнечика находятся уши? (в передних ножках).

14. Какие насекомые оберегают тлей и за что? (муравьи, за сладкий сок).

15. Десятилинейный жучок, пришедший к нам из Америки? (колорадский жук).

16. Каких насекомых называют защитниками урожая? ( хищных: божья коровка, жужелица).

17. Назовите насекомых - опылителей (пчелы, шмели, бабочки).

18. Личинки каких насекомых живут в воде? (стрекоз, комаров).

19. У какого насекомого есть рога и настоящие ли они? (жук-олень, не настоящие, а сильно разросшиеся челюсти).

Воспитатель: Послушайте, загадаю вам ещё одну загадку.

Удивительно силён,

Не смотри, что мал,

Ведь в лесу с друзьями

Он гору натаскал. (муравей)

Выходит муравей.

Муравей:

Муравью нельзя лениться,

Муравей живёт трудом.

Всё, что только он увидит,

Тащит в свой подземный дом.

Ведущий: Муравьи, как пчёлы - большие труженики.

Что вы знаете о муравьях?

Дети:

Они поднимают вес, больше, чем они сами.

И живут они большими дружными семьями в домиках-муравейниках.

Ведущий: Какую пользу приносят муравьи?

Дети:

Очищают лес от мусора,

вычёсывают насекомых у птиц и опрыскивают их полезной смесью-кислотой.

Ведущий: Из чего муравьи строят свои дома?

Дети: Хвойные иголки, листья, кусочки коры, веточки.

Появляются плачущие муравьи.

Ведущий: Что случилось муравьи?

Нас обидел злой мальчишка.

Он нам лапки отдавил.

Муравейник разорил.

Появляется плачущая бабочка.

Ведущий: Бабочка-красавица, что в лесу случилось?

Скажи, какое горе, с тобою приключилось?

Мальчик злой меня поймал.

Он мне крылышко сломал.

Не могу теперь летать?

Как же мне не горевать?

Ведущий: Как зовут злого мальчика, который вас обидел?

Все: Егор!

Ведущий: Где же его найти?

Он лежит под кустом, долбит землю каблуком.

Под кустом лежит мальчик, вокруг сорванные цветы мусор.

Ведущий: Подойди сюда, Егор, есть серьёзный разговор.

Много бед ты натворил: муравейник разорил,

Бабочке крыло сломал, а ведь ты уже не мал!

Мы не пустим тебя в лес, уходи из этих мест!

Егор: Не гоните меня, я не знаю, как вести себя в лесу.

Ведущий: Давайте, ребята, научим Егора правилам поведения в природе.

Дети выстраиваются полукругом.

НОД по познавательному развитию в старшей группе - фото

Ребята по очереди объясняют правила поведения в природе.

• Нельзя собирать насекомых в спичечные коробки или банку, они там погибнут.

• Не давите жуков. Нет вредных насекомых, все насекомые полезные. Они тоже живые, они хотят жить.

• Берегите бабочек, они нежные и могут погибнуть даже от прикосновения.

• Охраняйте муравейники! Муравейник – это муравьиный домик.

• Лес - это дом для животных и растений в нём всегда должно быть чисто!

• Не давите гусениц, гусеница - будущая бабочка.

Егор: Дорогая бабочка!

Тебя я пожалею.

И крылышко твоё дыханием согрею.

А вам муравьишки-трудяги,

я домик опять соберу.

А мусор и соринки домой опять заберу.

Вы простите, простите меня, я не буду природу губить!

И только в лес, в гости, буду к насекомым ходить!

Ведущий: Хорошо, что Егор усвоил урок, и больше не будет обижать насекомых.

Муравей

Мы помощники природы

И хорошие друзья!

Бабочка

На земле без насекомых

Обойтись никак нельзя!

Кузнечик

Мы природы санитары,

Служим ей и день и ночь!

Пчелка

Дереву, цветам и травам

Рады мы всегда помочь!

Кузнечик

Берегите, не давите,

Если встретите в лесу!

Насекомые природе

Много пользы принесут!

Все насекомые :

Взрослые и дети,

Нас не обижайте.

Мы такие хрупкие,

Мы такие нежные

Нас оберегайте!

Фото №1 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад Солнышко г

Воспитатель: Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!

Релаксация. «Порхание бабочки»

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу.

Как называлась та волшебная страна, в которой мы побывали?

(Страна насекомых)

Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните все, что было на нашем волшебном лугу.

(играет тихая музыка)

Представьте себе прекрасный весенний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и свободно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к. (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Вы были гостями этой необычной страны и показали хорошие знания о насекомых родного края.

Я хочу, чтобы вы запомнили, куда - бы вы не пошли – в сад, на луг, в парк, в лес, на наш участок в детском саду всюду нас окружают насекомые.

Ползет в траве жук, вьются над цветами пчелы и бабочки, стрекочут кузнечики, шуршат крыльями стрекозы: всюду живут наши маленькие соседи и обижать их нельзя никому. Нужно беречь и охранять природу родного края!

Публикации по теме:

Конспект НОД «Витамины» по познавательному развитию в старшей группе Конспект НОД на тему: «Витамины» по познавательному развитию в старшей группе. Цель: формирование представлений у детей о здоровом образе.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №193» Ленинского района г. Саратова Согласовано Утверждаю Старший.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Удивительный мир рыб»Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Удивительный мир рыб» Цель: уточнить и закрепить знания детей о рыбах Образовательные: расширить кругозор детей о морских обитателях, об их образе жизни; учить.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Посуда» Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Посуда». Цель: развивать системность мышления в процессе расширения знаний о.

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель:систематизировать знания детей об осени. Задачи: Образовательные: закреплять умение выделять отличительные признаки осени, грибов,.

Конспект занятия по развитию речи и познавательному развитию в старшей группе «В заколдованном лесу» Конспект комплексного занятия в старшей группе по развитию речи и познавательному развитию "В заколдованном лесу" Программное содержание:.

НОД по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у сказки» Под музыку дети заходят в зал. Воспитатель приветствует детей попевкой В: «Здравствуйте, ребята!» (пою по нисходящему мажорному пентахорду).

ООД по познавательному развитию в старшей группе «Мир огня» ООД по познавательному развитию в старшей группе «МИР ОГНЯ» ЗАДАЧИ: систематизировать знания детей о пользе и опасности огня для человека.

ООД по познавательному развитию в старшей группе «Забавные фокусы»ООД по познавательному развитию в старшей группе «Забавные фокусы» Задачи: 1. Создать условия для экспериментальной деятельности, развивать познавательный интерес. 2. Закрепить знания о песке, его свойствах;.

НОД по познавательному развитию в средне-старшей группе ТЕМА:Расскажем детям о «Рождестве Христове»Цель: Формировать у детей представление о народном православном празднике «Рождестве» Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну насекомых родного края»
Опубликовано: 3 июня 2016 в 09:45
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД