Дарья Рыгалова
НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну насекомых родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6 «Солнышко» г. Новоузенска Саратовской области
Утверждаю:
Заведующая МДОУ
___ /Доценко Н. И. /
Конспект
НОД по познавательному развитию
в старшей группе
Тема: «Путешествие в страну насекомых родного края»
Воспитатель: Галягина Н. А.
Апрель 2016 год
Конспект НОД
Публикация «НОД по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие в страну насекомых родного края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Тема: «Путешествие в страну насекомых родного края».
Цель: Продолжить знакомство детей с родным краем. Расширение и уточнение знаний детей о насекомых родного края, их разнообразии и характерных признаках.
Задачи:
Формировать интерес к познанию окружающего мира родного края, закреплять знания о насекомых, развивать воображение, учить вступать в диалог, грамматически правильно отражать свои знания.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Познавательное развитие :
формировать интерес к познанию окружающего мира родного края, закреплять знания о насекомых;
Социально-коммуникативное развитие :
формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности, воспитывать бережное отношение к насекомым, приобщать к правилам безопасного поведения в мире природы;
Речевое развитие :
учить грамматически правильно отражать свои знания, способствовать развитию умения пользоваться выразительными средствами общения;
Художественно-эстетическое развитие :
Приобщать к литературе, музыке, фольклору, развивать воображение и самостоятельную творческую деятельность детей;
Физическое развитие :
способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в двигательной деятельности, способствовать согласованию действий и сопровождающей их речи, развивать умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Материал: магнитная доска; предметные картинки с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, комара и др; коллективная аппликация луга; шапочки с изображением насекомых.
Виды детской деятельности:
• игровая;
• коммуникативная;
• познавательно-исследовательская;
• изобразительная, музыкальная;
• двигательная.
Предварительная работа с детьми:
• рассматривание иллюстраций, игрушек;
• чтение природоведческой литературы;
• заучивание стихов о насекомых, о весне;
• отгадывание загадок о насекомых;
• просмотр мультфильмов;
изготовление коллективной аппликации луга (полевые цветы родного края).
Ход занятия:
(Дети сидят полукругом)
Воспитатель: Ребята, в каком городе мы живем? (Мы живем в городе Новоузенске.)
Воспитатель: Какие прогулки, экскурсии, путешествия мы уже совершили, чтобы как можно больше узнать о нашем городе, о его
достопримечательностях, о природе и животном мире родного края? (Экскурсии на автобусе по родному городу, в краеведческий музей, экскурсии по микрорайонам Новоузенска, прогулки на реку Узень и в городской парк и др.)
Воспитатель: Мы узнали много нового и интересного. Но нам предстоит узнать еще больше о родном крае, его растительном и животном мире. И поэтому наши путешествия продолжаются.
А теперь скажите, в какой природной зоне расположен наш город? (На границе степей и полупустынь.)
Но, не смотря на это, растительный и животный мир в нашем крае богат и разнообразен. И в этом мы сейчас убедимся.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
(Время года весна).
Воспитатель: Почему вы так думаете?
(Наступил апрель. Ярко светит и греет солнышко. На проталинках появилась зеленая травка).
Воспитатель: Какие стихи о весне вы знаете?
(Дети читают стихи о весне).
1-й ребенок
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
2-й ребенок
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Воспитатель: Все эти весенние признаки природы должны подарить вам хорошее весеннее настроение.
- А теперь я предлагаю вам взяться за руки и встать в круг.
(Дети берутся за руки и образуют круг)
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Давайте поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку вам, а вы друг другу. (Дети по очереди передают улыбки друг другу). Хорошо, спасибо.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, а в какую, вы узнаете в ходе нашего путешествия. Садитесь на ковер и закройте глаза.
(Звучит мелодия Э. Грига «Утро»).
Воспитатель: А теперь откройте глаза. Чтобы узнать, куда мы с вами попали, нужно отгадать загадку:
Мы по ковру идем с тобой, его никто не ткал.
Лежит у речки голубой – и желтый, и синий, и алый.
Как вы думаете, что это такое? (ответы детей).
Да, это луг.
Совсем недавно вы с воспитателем по изодеятельности делали коллективную аппликацию, которая так и называлась – “Луг”.
Под музыку воспитатель читает стихотворение:
Давай пройдемся медленно по лугу,
И “здравствуй” скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Воспитатель: Цветы на лугу очень красивые и все они растут и цветут в нашем крае. Можно ли их рвать?
(ответы детей)
Главное назначение цветов - привлекать насекомых, на лугу их очень много. (поют птицы, квакают лягушки, насекомые жужжат и стрекочут)
Наша цель, увидеть их сегодня и рассказать о них.
Воспитатель:
Как красива и щедра природа!
Сколько трав, деревьев и цветов!
Сколько окружает нас народа: мошек, бабочек, жуков и муравьёв.
Только разведи рукой травинки :
Под листочком светлячок,
А вот кузнечик чешет лапкой спинку
Паутинку тянет крошка-паучок.
Но сначала скажите мне, каких насекомых вы знаете?
Дети: Стрекоза, муравей, майский жук, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела.
Воспитатель: Ребята, по вашему мнению, в какое время года можно услышать эти звуки? (ответы детей).
Дети: Первые весенние насекомые появляются в конце марта, когда ещё лежит снег.
Воспитатель:
Почему насекомых не видно зимой? (ответы детей).
А где же они были зимой?
Дети: Насекомые прятались в коре деревьев, под сухие листья, забивались в щели домов, заползали под землю и впадали в спячку.
Воспитатель: Как начинает пробуждаться природа после того как заканчивается зима? (ответы детей).
Дети: С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые.
Воспитатель: Ребята, у нас есть замечательный луг. А кого здесь не хватает? Конечно, насекомых.
Какие загадки о насекомых вы знаете?
(По мере отгадывания размещает модели насекомых на детской работе) :
Дети:
Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (пчела)
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)
Давайте рассмотрим их: у каждого из них есть голова, грудь, брюшко, на голове имеются глаза (часто они занимают большую часть головы) и усики. На нижней стороне груди – три пары ног (6 ног). Сверху к груди прикреплены две пары крыльев. Пчелы собирают нектар и цветочную пыльцу и попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд – это лекарство от болезней. Надо помнить, что укус пчел очень болезнен, поэтому надо быть очень осторожными при встрече с этим насекомым. Еще более болезнен укус осы. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух и слепней.
Тлю с ветвей она съедает
И в саду нам помогает
На листах усевшись ловко
Это божия….(коровка)
Да, это божья коровка. Чем она отличается от пчелы, осы?
(ответы детей) У нее есть жесткие крылья, они называются твердыми надкрыльями и прикрывают летательные.
Божья коровка является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю.
Божью коровку надо беречь.
Давайте поиграем с божьей коровкой.
Небесная коровка
Уселась на ладошку.
Ее подброшу ловко
И крикну на ладошку.
Божья коровка, улети на небо,
Принеси мне хлеба, пирожков, ватрушек,
Сухарей и сушек, и печенья пачку,
И еще жвачку!
Воспитатель: Продолжаем отгадывать загадки.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел.
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)
Посмотрите, как много у меня разноцветных бабочек (показывает модели с изображением бабочек). Это тоже насекомые : яркие, красивые, они являются украшением природы и способствуют опылению растений.
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
(комар)
Воспитатель: Его укусы болезненны и долго зудят. Вообще комары не опасны, но причиняют много неудобства людям и домашним животным.
Маленький вертолет
Летит назад и вперед.
У неё большие глаза,
Зовут ее….(стрекоза)
- Ребята, а скажите, пожалуйста, что нужно насекомых для жизни?
Дети: им нужен воздух, вода, солнце, трава, цветы….
Воспитатель: Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых. (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)
Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Физминутка. «Стрекоза»
Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)
Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)
А сама как вертолет, (вращение)
Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).
Воспитатель: Для закрепления знаний о насекомых давайте проведем блиц-опрос. Я буду задавать вам вопрос, а вы быстро будете отвечать на него.
1. Какие животные самые древние и многочисленные на планете? (насекомые).
2. От какого слова произошло слово «насекомые» и что это означает? (от слова «насечка», т. к. тело насекомого покрыто полосками, будто насечено).
3. Общие черты всех насекомых? ( тело имеет 3 части: голова, грудь, брюшко; и 6 ног).
4. Для чего насекомым усики? (органы чувств – для обоняния и осязания, как у человека нос и пальцы).
5. Есть ли зубы у насекомых? (у некоторых, например, кузнечиков).
6. Все гусеницы и червяки превратятся со временем в бабочек? (нет, только гусеницы; червяки другой вид животных).
7. Кто самый сильный на земле? (муравей, переносит тяжести в 10 раз превосходящие его вес; например, слон весит 5 тонн – поднимает 1,5 тонны).
8. У каких насекомых в доме всегда порядок и даже есть место для туалета? (у муравьев в муравейнике).
9. Как поет кузнечик? (с помощью крыльев, одно из которых имеет зубчики и при трении крыла о крыло слышится стрекотание).
10. Чем питаются комары и комарихи? (комары только нектаром цветов и соком растений, комарихи – кровью, без которой они не могут отложить яйца).
11. Почему пчелу относят к домашним животным, а таракана и моль нет? (пчел специально разводят и ухаживают за ними, а тараканов и моль нет).
12. Личинки какого насекомого питаются листьями крапивы? (бабочки крапивницы).
13. Где у кузнечика находятся уши? (в передних ножках).
14. Какие насекомые оберегают тлей и за что? (муравьи, за сладкий сок).
15. Десятилинейный жучок, пришедший к нам из Америки? (колорадский жук).
16. Каких насекомых называют защитниками урожая? ( хищных: божья коровка, жужелица).
17. Назовите насекомых - опылителей (пчелы, шмели, бабочки).
18. Личинки каких насекомых живут в воде? (стрекоз, комаров).
19. У какого насекомого есть рога и настоящие ли они? (жук-олень, не настоящие, а сильно разросшиеся челюсти).
Воспитатель: Послушайте, загадаю вам ещё одну загадку.
Удивительно силён,
Не смотри, что мал,
Ведь в лесу с друзьями
Он гору натаскал. (муравей)
Выходит муравей.
Муравей:
Муравью нельзя лениться,
Муравей живёт трудом.
Всё, что только он увидит,
Тащит в свой подземный дом.
Ведущий: Муравьи, как пчёлы - большие труженики.
Что вы знаете о муравьях?
Дети:
Они поднимают вес, больше, чем они сами.
И живут они большими дружными семьями в домиках-муравейниках.
Ведущий: Какую пользу приносят муравьи?
Дети:
Очищают лес от мусора,
вычёсывают насекомых у птиц и опрыскивают их полезной смесью-кислотой.
Ведущий: Из чего муравьи строят свои дома?
Дети: Хвойные иголки, листья, кусочки коры, веточки.
Появляются плачущие муравьи.
Ведущий: Что случилось муравьи?
Нас обидел злой мальчишка.
Он нам лапки отдавил.
Муравейник разорил.
Появляется плачущая бабочка.
Ведущий: Бабочка-красавица, что в лесу случилось?
Скажи, какое горе, с тобою приключилось?
Мальчик злой меня поймал.
Он мне крылышко сломал.
Не могу теперь летать?
Как же мне не горевать?
Ведущий: Как зовут злого мальчика, который вас обидел?
Все: Егор!
Ведущий: Где же его найти?
Он лежит под кустом, долбит землю каблуком.
Под кустом лежит мальчик, вокруг сорванные цветы мусор.
Ведущий: Подойди сюда, Егор, есть серьёзный разговор.
Много бед ты натворил: муравейник разорил,
Бабочке крыло сломал, а ведь ты уже не мал!
Мы не пустим тебя в лес, уходи из этих мест!
Егор: Не гоните меня, я не знаю, как вести себя в лесу.
Ведущий: Давайте, ребята, научим Егора правилам поведения в природе.
Дети выстраиваются полукругом.
Ребята по очереди объясняют правила поведения в природе.
• Нельзя собирать насекомых в спичечные коробки или банку, они там погибнут.
• Не давите жуков. Нет вредных насекомых, все насекомые полезные. Они тоже живые, они хотят жить.
• Берегите бабочек, они нежные и могут погибнуть даже от прикосновения.
• Охраняйте муравейники! Муравейник – это муравьиный домик.
• Лес - это дом для животных и растений в нём всегда должно быть чисто!
• Не давите гусениц, гусеница - будущая бабочка.
Егор: Дорогая бабочка!
Тебя я пожалею.
И крылышко твоё дыханием согрею.
А вам муравьишки-трудяги,
я домик опять соберу.
А мусор и соринки домой опять заберу.
Вы простите, простите меня, я не буду природу губить!
И только в лес, в гости, буду к насекомым ходить!
Ведущий: Хорошо, что Егор усвоил урок, и больше не будет обижать насекомых.
Муравей
Мы помощники природы
И хорошие друзья!
Бабочка
На земле без насекомых
Обойтись никак нельзя!
Кузнечик
Мы природы санитары,
Служим ей и день и ночь!
Пчелка
Дереву, цветам и травам
Рады мы всегда помочь!
Кузнечик
Берегите, не давите,
Если встретите в лесу!
Насекомые природе
Много пользы принесут!
Все насекомые :
Взрослые и дети,
Нас не обижайте.
Мы такие хрупкие,
Мы такие нежные
Нас оберегайте!
Воспитатель: Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!
Релаксация. «Порхание бабочки»
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу.
Как называлась та волшебная страна, в которой мы побывали?
(Страна насекомых)
Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните все, что было на нашем волшебном лугу.
(играет тихая музыка)
Представьте себе прекрасный весенний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и свободно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к. (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Вы были гостями этой необычной страны и показали хорошие знания о насекомых родного края.
Я хочу, чтобы вы запомнили, куда - бы вы не пошли – в сад, на луг, в парк, в лес, на наш участок в детском саду всюду нас окружают насекомые.
Ползет в траве жук, вьются над цветами пчелы и бабочки, стрекочут кузнечики, шуршат крыльями стрекозы: всюду живут наши маленькие соседи и обижать их нельзя никому. Нужно беречь и охранять природу родного края!