Папки-передвижки

НОД по развитию речи детей средней логопедической группы «Знакомим детей с малыми фольклорными формами»

Галина Прилепская
НОД по развитию речи детей средней логопедической группы «Знакомим детей с малыми фольклорными формами»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель средней логопедической группы «Незабудка» МДОУ Детский сад комбинированного вида № 156 г. Саратов

Прилепская Галина Александровна

Конспект НОД по развитию речи детей средней логопедической группы

«Знакомим детей с малыми фольклорными формами»

Программное содержание:

Публикация «НОД по развитию речи детей средней логопедической группы „Знакомим детей с малыми фольклорными формами“» размещена в разделах

- продолжать прививать детям любовь к малым фольклорным формам : песенкам, потешкам, загадкам, скороговоркам, считалочкам, поговоркам и т. д. ;

- объяснить назначение потешек, песенок, считалок, загадок;

- развивать у детей умение отгадывать загадки, построенных на описании;

- познакомить детей с чистоговорками;

- формировать у детей выразительность, точность речи;

- воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Материал:

юбка, платок (русская народная одежда); сундучок, игрушки: петушок, зайчик, мышка.

Методы, используемые на занятии:

беседа, игра, художественное слово, практический - метод упражнения.

Методические приемы:

словесные – речевой образец, рассказ, вопросы, повторение; наглядные; игровые приемы – сюрпризный момент.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие!

Принимаем мы гостей со всех волостей!

Извольте в горенку нашу войти,

В горенку войти да на лавочку сесть!

Рады мы гостей встречать!

Чувствуйте себя, как дома.

Нам на радость погостите

Столько, сколько захотите.

Ну а вы, детишки, девчонки да мальчишки

Давайте все похлопаем и ножками потопаем.

Друг другу улыбнемся

И наше занятие начнется.

Приготовим ушки, чтобы лучше слушать,

Приготовим глазки – не пропустим сказки.

Учимся внимательно прилежно и старательно.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об устном народном творчестве, о фольклоре. Ребята, а знаете ли вы, что такое потешки? (Ответы детей. Да. Можно и так сказать. Раньше, в старину у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки - потешки. И тогда, когда умывали, купали, причесывали, когда ребенок делал свои первые шаги, или просто лаская своих детей. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся или поются они ласковым голосом. Вот послушайте такие потешки.

Петя, Петя – петушок

Золотой гребешок,

Что ты рано встаешь?

Голосисто поешь?

Деткам спать не даешь?

Вот проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись!

Потягушечки! Потягушечки!

Где игрушечки, погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

Люли – люли – люленьки

Прилетели гуленьки

Стали гули говорить,

Чем нам деточку кормить.

Один скажет: «Кашкою»,

Другой – «Простоквашкою»

Третий скажет: «Молочком

И румяным пирожком».

Какие ласковые слова вы услышали? (ответы детей).

А какие потешки знаете вы? (ответы детей).

Воспитатель:

Ребята, послушайте еще одну потешку

У Алёнки в гостях

Два цыплёнка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курица в серёжках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В тёплом полушубке.

А вы любите ходить в гости?

Тогда давайте прямо сейчас отправимся с вами в гости к бабушке.

Проводится физминутка «Едем к бабушке на оладушки»

Топ-топ! – На конях.

Скрип-скрип! – на санях.

Едем к бабушке

На оладушки.

Прыг-скок! Прыг-скок!

Среди улицы сугроб.

Вправо съехали –

Не проехали!

Влево кинулись –

Опрокинулись!

Ладно, бабушка пришла,

До крылечка довела

Пока дети произносят слова, воспитатель «превращается» в бабушку - (накидывает платок, надевает юбку).

Бабушка:

Здравствуйте, гости-дорогие!

Заходите, проходите,

На мое житье - бытье поглядите!

У меня в избе весело живут:

Потешки сказывают да песенки поют!

Слушание аудиозаписи русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я…»

Бабушка: Понравилась вам песня? Народные песни связаны с различными сторонами жизни людей. Они сопровождали отдых и труд русского народа, традиции и обряды.

А сейчас я хочу познакомить вас со своими друзьями. А кто это угадайте сами. Я загадаю вам загадки. Кстати, что такое загадка, вы знаете?

(ответы детей).

Загадка – это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. И она тоже относится к малым фольклорным формам. Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. В старину люди верили в магическую силу загадок, верили, что, отгадывая загадки, они подчиняют себе природу, животных, растения. Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения. Ну что? Отгадаете мои загадки? Тогда слушайте:

Шубка — иголки.

Свернётся он — колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто это?

Дети: Еж.

Бабушка: Как вы догадались? Что есть у ежа, о чем говорилось в загадке?

Ответы детей. Достает из сундучка ежика.

Бабушка: Слушайте следующую загадку:

Не мышь, не птица,

В лесу резвится,

На деревьях живёт

И орешки грызёт.

Дети: Белка.

Бабушка: Правильно. А сейчас как вы догадались?

Ответы детей. Достает белку.

Послушайте еще одну загадку:

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку

Дети: Заяц.

Бабушка: Молодцы! И эту загадку отгадали.

А вы знаете загадки? (дети загадывают загадки).

Бабушка: Только вот чем бы вас угостить? А давайте – ка сейчас вместе с вами мы испечем пироги.

Проводится игра с сенсорными (тактильными мешочками)

Месим, месим тесто,

А оно не с места.

Замесили на дрожжах,

Не удержишь на вожжах.

Лепим, лепим пирожки.

Замесили из муки.

Бабушка: Вот какие вы молодцы, а теперь присаживайтесь, будем пить чай.

Игровое упражнение на формирование воздушной струи «Подуй на чай».

Бабушка: Молодцы. А теперь послушайте еще веселый стишок:

Ма – ма – ма на дворе зима.

Ми – ми – ми санки ты возьми.

Ки – ки – ки поиграем мы в снежки.

Ок – ок – ок ледяной каток

Ду – ду – ду мы катаемся по льду

Ой – ой – ой – хорошо зимой.

Понравился вам такой стишок? Это чистоговорки — малый жанр фольклора; народно - поэтическая шутка. Чистоговорка – род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения. Давайте потренируем наши язычки и произнесем ее вместе со мной.

Бабушка: Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня вспомнили, что такое потешки, загадки. Познакомились с чистоговорками. Все вы были молодцами, ну а я хочу подарить вам небольшие подарки и сказать до свидания, до следующей встречи. (бабушка дарит детям и переодевается в воспитателя).

Воспитатель: Садимся на наши лошадки и поскакали в детский сад (цокая дети «скачут» и садятся на места).

Итог занятия:

- Дети, к кому мы с вами ездили в гости?

- С какими малыми фольклорными формами мы познакомились?

- Вам занятие понравилось? Наше занятие окончено.

Публикации по теме:

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Конспект НОД по развитию речи Изучаем звук [З] для детей средней группы.Конспект НОД по развитию речи Изучаем звук [З] для детей средней группы. Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству: загадкам, чистоговоркам,.

Конспект НОД по развитию речи «Наша планета Земля во Вселенной» для подготовительной логопедической группы Цель: Закрепить представления о нашей планете Земля, в целом о Вселенной. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Расширение и активизация.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД во второй младшей группе по теме: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»Конспект НОД во второй младшей группе по теме: «Ознакомление с малыми фольклорными формами» Конспект НОД во второй младшей группе по теме: "Ознакомление с малыми фольклорными формами". Задачи: -уточнять представления детей о загадках;.

Конспект занятия по развитию речи «Поможем ежику» для детей средней группы Задачи: продолжать знакомить детей с обитателями осеннего леса: где живет ежик, зачем ему колючая шубка, что делает ежик зимой, учить образовывать.

Конспект занятия по развитию речи «Про трех снеговиков» для детей средней группы Задачи: продолжать учить детей слушать внимательно художественное произведение, запомнить содержание сказки, пересказывать, сочинять свою.

НОД «Ознакомление детей с малыми фольклорными формами» в первой младшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие. Задачи: формировать.

НОД по речевому развитию для детей подготовительной логопедической группы по теме «Новоселье у Зайца».НОД по речевому развитию для детей подготовительной логопедической группы по теме «Новоселье у Зайца». Организация непосредственной образовательной деятельности ОО «Речевое развитие» для детей подготовительной логопедической группы по теме:.

Занятие по развитию речи «Маленькие волшебники» для детей средней группыЗанятие по развитию речи «Маленькие волшебники» для детей средней группы Конспект занятия в средней группе с применение технологии ТРИЗ Тема: «Маленькие волшебники» Білім беру саласы: Образовательная область:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по развитию речи детей средней логопедической группы «Знакомим детей с малыми фольклорными формами»
Опубликовано: 27 мая 2020 в 21:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по развитию речи детей средней логопедической группы «Знакомим детей с малыми фольклорными формами»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Прилепская (УИ 1577869) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД