Получи документы

НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Зимний гость»

Юнна Кривошеева
НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Зимний гость»

Филиал АН ДОО "Алмазик" детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по речевому развитию детей" №51 "Улыбка".

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по развитию речи (грамота) в старшей группе.

Тема: "Зимний гость"

Воспитатель: Кривошеева Ю. И.

п. Айхал

2016 г.

Цель: Повышать культуру речи детей. Развивать фонематическое

восприятие.

Задачи:

Публикация «НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе „Зимний гость“» размещена в разделах

Образовательная: Уточнить и закрепить правильное произношение звуков

"с", "с*". Дифференцировать понятия "гласный", "соглас

ный" звук. Учить выполнять звуковой анализ слова "сани"

Развивающая: Развивать дикцию, артикуляционный аппарат. Развивать

память, мышление, внимание. Развивать умение подбирать

слова со звуками "с", "с*" на заданную тему.

Воспитывающая: Воспитывать умение слышать друг друга. Воспитывать

культуру речи.

Методические приемы:

Словесные: вопросы, дополнение, объяснение, оценка ответов,

художественное слово.

Игровые: создание игровой ситуации (игрушка снеговичок, сюрпризный

момент с корзинкой).

Практические: дидактические игры "Собери слово", "Подари зимнее слово".

Предварительная работа:

отработка правильного произношения звуков "с", "с ", подбор слов с этими звуками, составление предложений на тему "Зима", составление рассказа по картине "Зимние забавы", разучена физкультминутка "На горе".

Оборудование:

аудиозапись метели, картинка - схема звукового анализа слова "сани", фишки красного, зеленого, синего цвета, картинка "Зимние забавы", корзина со снежинками, волшебный мешочек, игрушка снеговичок, конверт с письмом, игрушечные санки, красные, синие, зеленые колпачки, эмблемы команд "Зайки", "Белки", "Лисички; раздаточный материал: картинка - схема звукового анализа слова "сани", фишки красного, зеленого, синего цвета, картинки - раскраски.

Использованная литература:

1. И. С. Лопухина "Логопедия". Изд. "Корона - Век", С-П. 2008 г.

2. И. Н. Шевченко "Конспекты занятий по развитию фонетико - фонематичес

кой стороны речи у дошкольников". Изд. "Детство - Пресс", С-П. ,2010 г.

3. Н. С. Варенцова "Обучение дошкольников грамоте". Изд. "Мозаика -

синтез", М. 2012 г.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

(Дети заходят в группу и рассаживаются на стулья. Гаснет свет и звучат звуки метели.)

Воспитатель: Ой, как страшно воет ветер! Я даже зажмурилась от страха! А

вам страшно?

Дети: Нет! Мы не испугались!

Мы не боимся!

Воспитатель: Какие вы смелые и бесстрашные!

(С появлением света метель стихает. Появляется игрушка снеговичок.)

Воспитатель: Посмотрите, кого нам принесла метель!

Дети: Метель принесла Снеговичка.

К нам прилетел Снеговик.

Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся!

Дети: Здравствуй, Снеговичок!

Снеговичок: Здравствуйте!

Воспитатель: А что это у тебя, Снеговичок?

Снеговичок : Это письмо. Только я читать не умею и не знаю, что там

написано.

Воспитатель: Ребята, поможем Снеговичку?

Дети: Да! Поможем!

Воспитатель (читает письмо) : "Дорогой Снеговик, поторопись! Новый год

близко. Жду тебя в своей резиденции. Дед

Мороз. "

Снеговичок: Спасибо! Как хорошо уметь читать. Вот бы и мне научиться!

Воспитатель: А мы как раз будем изучать звуки речи. Присоединяйся к нам!

2. Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: Сядьте прямо, с ровной спинкой, положите руки свободно на

колени. Поиграем с язычком. А ты, Снеговичок, смотри на

ребят и делай, как они.

Распластай язык пошире,

Кончик - к нижним зубкам ближе.

По середине языка

Струйку воздуха пускай.

Улыбнись и посвисти,

ссс, ссс, ссс - произнеси!

А теперь, пустим тоненькую - тоненькую струйку:

с*с*с*, с*с*с*, с*с*с*.

Воспитатель: Молодцы! Звуки произнесли правильно и четко. Порадовали

меня и Снеговичка. Посмотрите, как он радуется! Вот улыбка

до ушей, хоть завязочки пришей!

3. Дидактическая игра с дифференцированным подходом.

(Дидактическая игра "Поймай звук!")

Воспитатель: Поиграл наш язычок, а теперь поиграют ушки! Разделимся на

три команды: "Зайки", "Белочки", "Лисички", и посмотрим, чья

команда наловит больше звуков с, с*? А ловить вы звуки

будете хлопком, вот так: (воспитатель делает один хлопок).

(Игра проводится стоя.)

Воспитатель: Встали в кружок, приготовили руки и ушки. Посмотрим, чья

команда самая внимательная!

(Играют "слабые" дети.)

Воспитатель: Это задание команде "Заек" : в, с, з, с*, м, с*, л, с, н, с*, ж, щ, с.

Воспитатель: Какие хорошие ушки! Как много звуков наловили! Молодцы!

(Играют "средние" дети.)

Воспитатель: Задание команде "Белочек" : со, на, су, ли, се, мы, ка, сэ, ру, ша,

би, си, сы, зе, са.

Воспитатель: Ай, да молодцы! Чуткие ушки и у команды "Белочек"!

(Дидактическая игра "Закончи слово!".)

Воспитатель: Задание команде "Лисичек" будет немножко отличаться.

Я начну произносить слово, а вы закончите его звуком с или с.

Ли., утконо., гу., ло., альбатро., ры.

Воспитатель: У наших детей, Снеговичок, замечательные ушки! Сколько

звуков наловили!

4. Дифференциация гласных, согласных (твердые, мягкие) звуков.

Воспитатель: Ребята, назовите, какие звуки ловили?

Дети: С.

С*.

Воспитатель: Эти звуки гласные или согласные? Почему вы так думаете?

Дети: Согласные. Воздух встречает препятствие.

Согласные. Нет голоса, шум.

Согласные. Мы свистим.

Воспитатель: А какими бывают согласные звуки?

Дети: Они бывают твердыми и мягкими.

Воспитатель: Определите и назовите, какой из звуков с, с* мягкий, а какой

твердый?

Дети: Звук с* - мягкий.

Звук с - твердый.

Воспитатель: Какие вы молодцы! А назовите гласные звуки.

Дети: А.

О.

И.

У.

Ы.

Э.

Воспитатель: Чем они отличаются от согласных?

Дети: Они поются.

Их можно долго тянуть.

Мы их образуем голосом.

При выдохе воздуха нет препятствий.

Воспитатель: Совершено верно! Гласные звуки образуются голосом, и когда

мы их произносим - воздух проходит свободно. Согласные же

звуки образуются и голосом, и шумом, а при выдохе воздух

встречает препятствия в виде зубов и языка.

Наш Снеговичок удивляется: как много вы уже знаете и умеете!

5. Составление предложений по картине "Зимние забавы".

Снеговичок: Я ребята, Снеговик.

К снегу, холоду привык.

Вы слепили меня ловко:

Вместо носа - тут морковка.

Уголечки вместо глаз,

Шляпой служит старый таз.

Дали в руки мне метелку -

Только в этом мало толку!

Мне, признаться надоело

Одному стоять без дела.

Снеговик я непростой,

Любопытный, озорной.

Знать хочу я, чем ребята

Занимаются зимой?

(На доске вывешивается картина "Зимние забавы".)

Воспитатель: Ответьте на вопрос Снеговичка, одним предложением.

Дети: Мальчики играют в хоккей.

Дети лепят снеговика.

Малыши катаются на санках.

Девочки катаются на коньках.

Мальчики и девочки катаются на лыжах.

Дети играют в снежки.

Воспитатель (обращается к Снеговичку) : Вот, чем занимаются дети зимой.

6. Физкультминутка "На горе".

Воспитатель: Поиграй с нами, Снеговичок!

(Игра проводится 2 - 3 раза.)

Воспитатель и дети: Мы сегодня на горе,

Ну, а горка во дворе,

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто подальше,

Кто поближе,

В горку мчимся мы бегом,

Ну, а с горки - кувырком!

7. Звуковой анализ слова "сани".

(На полу стоят игрушечные санки с леской.)

Снеговичок: А у меня тоже есть санки!

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые санки у Снеговичка!

Снеговичок: Мои сани едут сами,

Без мотора, без коня,

То и дело мои сани

Убегают от меня!

(За леску санки вытягиваются из группы помощником воспитателя.)

Снеговичок: Ой! Опять убежали! Как же я доберусь до резиденции деда

Мороза?

Воспитатель: Не расстраивайся, Снеговичок! Мы поможем тебе!

Подойдите, дети, к столам.

Соберем слово "сани" и отправим Снеговичка к деду Морозу!

(На доске вывешивается картинка - схема слова "сани". На столах у детей такая же схема и фишки.)

Воспитатель: Делим слово "сани" на слоги.

Дети шепотом: Са - ни.

Воспитатель: Сколько слогов?

Дети: Два слога

.

Воспитатель: Почему вы так считаете?

Дети: В слове "сани" два гласных звука: а, и.

Сколько гласных - столько и слогов.

Воспитатель: Назовите первый слог.

Дети: Первый слог - "са".

.

Воспитатель: Второй?

Дети: Второй слог - "ни".

.

Воспитатель: Выделяем первый звук.

Дети: С-с-сани.

Воспитатель: Произнесите первый звук.

Дети: С.

.

Воспитатель: Это какой звук: гласный или согласный? Почему?

Дети: Согласный. Воздух встречает препятствие.

Согласный. Мы свистим.

Воспитатель: Определите твердость - мягкость согласного.

Дети: Звук "с" - твердый.

.

Воспитатель: Каким цветом обозначим?

Дети: Синим.

.

Воспитатель: Хором дадим характеристику первому звуку.

Воспитатель и дети хором: Первый звук "с" - твердый согласный.

Воспитатель: Выделяем второй звук.

Дети: Са-а-ани.

Воспитатель: Назовите второй звук.

Дети: Второй звук - "а".

.

Воспитатель: Дайте характеристику звуку "а".

Дети: Звук "а" - гласный.

Нет препятствий, он гласный.

Воспитатель: Какой цвета выбрали фишку?

Дети: Красного.

.

Воспитатель: Назовите по порядку звуки.

(Воспитатель показывает на звуки на схеме слова, дети хором проговаривают их.)

Дети: С, а.

Воспитатель: Послушайте, как выделит третий звук N.

Ребенок N : Сан-н-ни.

Воспитатель: Назовите третий звук.

Дети: Н*.

.

Воспитатель: Дайте характеристику звуку "н*".

Дети: Звук "н*" - согласный.

Звук "н*" - мягкий согласный.

Воспитатель: Каким цветом обозначили?

Дети: Зеленым.

.

Воспитатель: Хором дадим характеристику третьему звуку.

Воспитатель и дети хором: Третий звук "н*" - мягкий согласный.

Воспитатель: Самостоятельно выделяем четвертый звук, даем характеристи

ку, выкладываем фишку.

(Дети работают самостоятельно.)

Воспитатель: Проверяем. Назовите четвертый звук.

Дети: Четвертый звук - "и".

.

Воспитатель: Какую выбрали фишку и почему?

Дети: Выбрал красную фишку. Звук "и" - гласный.

.

Воспитатель: Назовем хором все звуки в слове "сани".

(Воспитатель показывает на звуки на схеме слова, дети хором проговаривают.)

Дети: С, а, н, и.

Воспитатель: Сколько слогов в слове "сани"?

Дети: Два слога.

Воспитатель: Назовите слоги.

Дети: Первый слог "са".

Второй слог "ни".

Воспитатель: Назовите гласные звуки и посчитайте их.

Дети: А.

И.

Два звука.

Воспитатель: Назовите согласные и посчитайте их.

Дети: С.

Н*.

Два согласных звука.

Воспитатель: А почему мы их обозначили разным цветом?

Дети: С - твердый согласный, поэтому обозначили синим цветом.

Н* - мягкий согласный, поэтому обозначили зеленым цветом.

Воспитатель: Молодцы!

Посмотри, Снеговичок, мы собрали тебе сани.

Снеговичок: Теперь я смогу поехать к деду Морозу! Большое спасибо!

8. Дидактическая игра "Живые звуки".

Снеговичок: Хочу еще раз посмотреть, как дети соберут это чудесное слово

"сани"!

Воспитатель: Кому скажу на ушко звук из слова "сани", выходит, выбирает

соответствующий звуку цветной колпачок, надевает его и

занимает свое место в "слове". Как только все дети - "звуки"

встанут, громко, четко, по порядку каждый называет свой звук.

(Игра проводится 2 - 3 раза.)

Снеговичок: Как быстро у вас получается! Какие вы молодцы! Теперь я тоже

знаю, какие бывают звуки речи, и расскажу о них деду Морозу.

9. Подбор слов со звуками с, с* на тему "Зима".

Снеговичок: Дорогие ребята, мне у вас очень понравилось! Но, к сожалению,

нам пора прощаться!

Воспитатель: Чтобы ты нас не забывал, Снеговичок, мы с ребятами подарим

тебе волшебный мешочек с "зимними" словами.

(Дидактическая игра "Волшебный мешочек".)

Воспитатель: Если вы хотите, подарить Снеговичку "зимнее" слово, в

котором есть звуки "с", "с*", берите снежинку, громко

проговаривая свое слово, кладите ее в мешочек.

(Дети достают из корзины снежинки, по очереди называют свои слова, и если слово подобрано правильно, кладут снежинку в мешочек.)

Дети: Снег.

Снеговик.

Санки.

Сугроб.

Мороз (с).

.

Воспитатель: Посмотри, Снеговичок, мы собрали полный мешочек "зимних"

слов!

Снеговичок: Спасибо за подарок! Я вам тоже приготовил маленький сюрприз

(Снеговичок раздает детям зимние картинки для разукрашивания.)

Снеговичок: Будете разукрашивать, меня вспоминать! До свидания, ребята!

Дети: Спасибо! До свидания!

10. Итог занятия.

Воспитатель: Мы сегодня много играли со звуками "с", "с*". А что вы про

них сможете рассказать друзьям или родителям?

Дети: Звуки "с", "с*" - согласные.

Звук "с" - твердый.

Звук "с*" - мягкий звук.

Воспитатель: О какой сегодняшней игре вы расскажите дома?

Дети: Я расскажу, как ловил звуки.

Я расскажу, как составлял слово "сани".

Мне понравилась физкультминутка. Я расскажу о ней.

Я расскажу, какое зимнее слово подарил Снеговичку.

.

Воспитатель: Вижу, что сегодня играть со словами и звуками вам

понравилось. И за помощь Снеговичку - большое спасибо!

Публикации по теме:

Конспект дидактической игры по развитию речи в старшей группе «Город Красивой речи» Цели. • Продолжать формировать представление у детей о красивой речи; • Развивать фонематический слух; связную речь; грамматический строй.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения Задачи: Образовательные • Совершенствовать навыки коммуникативного общения, слогового.

Конспект по развитию речи. Грамота. «Изучение буквы К». Деление слов на слоги Цель: Учить выделять и правильно произносить звук [К] в словах, фразах и изолированный, подбирать слова на заданный звук. Задачи: упражнять.

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель:систематизировать знания детей об осени. Задачи: Образовательные: закреплять умение выделять отличительные признаки осени, грибов,.

Конспект занятия в старшей группе детского сада компенсирующего вида «Дорожная грамота» Цель: продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастными возможностями. Задачи: 1. Учить детей различать.

Путешествие в страну Красивой речи конспект итогового занятия по развитию речи и аппликации в старшей группе Цель: закреплять знания, полученные в течение учебного года. Задачи: Образовательные 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. 2.

Уголок по развитию речи в старшей группеУголок по развитию речи в старшей группе Уголок по развитию речи в старшей группе. В данном уголке размещена книга на которой сделано четыре страницы. Страницы книги раскрашены в.

Занятие по развитию речи в старшей группе Открытое занятие по развитию речи в старшей группе №1 Провела: воспитатель Журбенко В. Н. Тема: «Зима». Программное содержание : побуждать.

Занятие по развитию речи в старшей группе Таырыбы/Тема: Идущий найдет, просящий получит. Масаты/Цели: Обучающие: Упражнять детей в согласовании прилагательных.

Занятие по развитию речи в старшей группе «9 Мая» Организация образовательной деятельности в старшей группе по теме: «9мая. День Победы». Автор конспекта: воспитатель Жук Екатерина Геннадьевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Зимний гость»
Опубликовано: 2 октября 2016 в 15:31
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД