МААМ-картинки

НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Зимний гость»

Юнна Кривошеева
НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Зимний гость»
▼ Скачать + Заказать документы

Филиал АН ДОО "Алмазик" детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по речевому развитию детей" №51 "Улыбка".

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по развитию речи (грамота) в старшей группе.

Тема: "Зимний гость"

Воспитатель: Кривошеева Ю. И.

п. Айхал

2016 г.

Цель: Повышать культуру речи детей. Развивать фонематическое

восприятие.

Задачи:

Публикация «НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе „Зимний гость“» размещена в разделах

Образовательная: Уточнить и закрепить правильное произношение звуков

"с", "с*". Дифференцировать понятия "гласный", "соглас

ный" звук. Учить выполнять звуковой анализ слова "сани"

Развивающая: Развивать дикцию, артикуляционный аппарат. Развивать

память, мышление, внимание. Развивать умение подбирать

слова со звуками "с", "с*" на заданную тему.

Воспитывающая: Воспитывать умение слышать друг друга. Воспитывать

культуру речи.

Методические приемы:

Словесные: вопросы, дополнение, объяснение, оценка ответов,

художественное слово.

Игровые: создание игровой ситуации (игрушка снеговичок, сюрпризный

момент с корзинкой).

Практические: дидактические игры "Собери слово", "Подари зимнее слово".

Предварительная работа:

отработка правильного произношения звуков "с", "с ", подбор слов с этими звуками, составление предложений на тему "Зима", составление рассказа по картине "Зимние забавы", разучена физкультминутка "На горе".

Оборудование:

аудиозапись метели, картинка - схема звукового анализа слова "сани", фишки красного, зеленого, синего цвета, картинка "Зимние забавы", корзина со снежинками, волшебный мешочек, игрушка снеговичок, конверт с письмом, игрушечные санки, красные, синие, зеленые колпачки, эмблемы команд "Зайки", "Белки", "Лисички; раздаточный материал: картинка - схема звукового анализа слова "сани", фишки красного, зеленого, синего цвета, картинки - раскраски.

Использованная литература:

1. И. С. Лопухина "Логопедия". Изд. "Корона - Век", С-П. 2008 г.

2. И. Н. Шевченко "Конспекты занятий по развитию фонетико - фонематичес

кой стороны речи у дошкольников". Изд. "Детство - Пресс", С-П. ,2010 г.

3. Н. С. Варенцова "Обучение дошкольников грамоте". Изд. "Мозаика -

синтез", М. 2012 г.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

(Дети заходят в группу и рассаживаются на стулья. Гаснет свет и звучат звуки метели.)

Воспитатель: Ой, как страшно воет ветер! Я даже зажмурилась от страха! А

вам страшно?

Дети: Нет! Мы не испугались!

Мы не боимся!

Воспитатель: Какие вы смелые и бесстрашные!

(С появлением света метель стихает. Появляется игрушка снеговичок.)

Воспитатель: Посмотрите, кого нам принесла метель!

Дети: Метель принесла Снеговичка.

К нам прилетел Снеговик.

Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся!

Дети: Здравствуй, Снеговичок!

Снеговичок: Здравствуйте!

Воспитатель: А что это у тебя, Снеговичок?

Снеговичок : Это письмо. Только я читать не умею и не знаю, что там

написано.

Воспитатель: Ребята, поможем Снеговичку?

Дети: Да! Поможем!

Воспитатель (читает письмо) : "Дорогой Снеговик, поторопись! Новый год

близко. Жду тебя в своей резиденции. Дед

Мороз. "

Снеговичок: Спасибо! Как хорошо уметь читать. Вот бы и мне научиться!

Воспитатель: А мы как раз будем изучать звуки речи. Присоединяйся к нам!

2. Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: Сядьте прямо, с ровной спинкой, положите руки свободно на

колени. Поиграем с язычком. А ты, Снеговичок, смотри на

ребят и делай, как они.

Распластай язык пошире,

Кончик - к нижним зубкам ближе.

По середине языка

Струйку воздуха пускай.

Улыбнись и посвисти,

ссс, ссс, ссс - произнеси!

А теперь, пустим тоненькую - тоненькую струйку:

с*с*с*, с*с*с*, с*с*с*.

Воспитатель: Молодцы! Звуки произнесли правильно и четко. Порадовали

меня и Снеговичка. Посмотрите, как он радуется! Вот улыбка

до ушей, хоть завязочки пришей!

3. Дидактическая игра с дифференцированным подходом.

(Дидактическая игра "Поймай звук!")

Воспитатель: Поиграл наш язычок, а теперь поиграют ушки! Разделимся на

три команды: "Зайки", "Белочки", "Лисички", и посмотрим, чья

команда наловит больше звуков с, с*? А ловить вы звуки

будете хлопком, вот так: (воспитатель делает один хлопок).

(Игра проводится стоя.)

Воспитатель: Встали в кружок, приготовили руки и ушки. Посмотрим, чья

команда самая внимательная!

(Играют "слабые" дети.)

Воспитатель: Это задание команде "Заек" : в, с, з, с*, м, с*, л, с, н, с*, ж, щ, с.

Воспитатель: Какие хорошие ушки! Как много звуков наловили! Молодцы!

(Играют "средние" дети.)

Воспитатель: Задание команде "Белочек" : со, на, су, ли, се, мы, ка, сэ, ру, ша,

би, си, сы, зе, са.

Воспитатель: Ай, да молодцы! Чуткие ушки и у команды "Белочек"!

(Дидактическая игра "Закончи слово!".)

Воспитатель: Задание команде "Лисичек" будет немножко отличаться.

Я начну произносить слово, а вы закончите его звуком с или с.

Ли., утконо., гу., ло., альбатро., ры.

Воспитатель: У наших детей, Снеговичок, замечательные ушки! Сколько

звуков наловили!

4. Дифференциация гласных, согласных (твердые, мягкие) звуков.

Воспитатель: Ребята, назовите, какие звуки ловили?

Дети: С.

С*.

Воспитатель: Эти звуки гласные или согласные? Почему вы так думаете?

Дети: Согласные. Воздух встречает препятствие.

Согласные. Нет голоса, шум.

Согласные. Мы свистим.

Воспитатель: А какими бывают согласные звуки?

Дети: Они бывают твердыми и мягкими.

Воспитатель: Определите и назовите, какой из звуков с, с* мягкий, а какой

твердый?

Дети: Звук с* - мягкий.

Звук с - твердый.

Воспитатель: Какие вы молодцы! А назовите гласные звуки.

Дети: А.

О.

И.

У.

Ы.

Э.

Воспитатель: Чем они отличаются от согласных?

Дети: Они поются.

Их можно долго тянуть.

Мы их образуем голосом.

При выдохе воздуха нет препятствий.

Воспитатель: Совершено верно! Гласные звуки образуются голосом, и когда

мы их произносим - воздух проходит свободно. Согласные же

звуки образуются и голосом, и шумом, а при выдохе воздух

встречает препятствия в виде зубов и языка.

Наш Снеговичок удивляется: как много вы уже знаете и умеете!

5. Составление предложений по картине "Зимние забавы".

Снеговичок: Я ребята, Снеговик.

К снегу, холоду привык.

Вы слепили меня ловко:

Вместо носа - тут морковка.

Уголечки вместо глаз,

Шляпой служит старый таз.

Дали в руки мне метелку -

Только в этом мало толку!

Мне, признаться надоело

Одному стоять без дела.

Снеговик я непростой,

Любопытный, озорной.

Знать хочу я, чем ребята

Занимаются зимой?

(На доске вывешивается картина "Зимние забавы".)

Воспитатель: Ответьте на вопрос Снеговичка, одним предложением.

Дети: Мальчики играют в хоккей.

Дети лепят снеговика.

Малыши катаются на санках.

Девочки катаются на коньках.

Мальчики и девочки катаются на лыжах.

Дети играют в снежки.

Воспитатель (обращается к Снеговичку) : Вот, чем занимаются дети зимой.

6. Физкультминутка "На горе".

Воспитатель: Поиграй с нами, Снеговичок!

(Игра проводится 2 - 3 раза.)

Воспитатель и дети: Мы сегодня на горе,

Ну, а горка во дворе,

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто подальше,

Кто поближе,

В горку мчимся мы бегом,

Ну, а с горки - кувырком!

7. Звуковой анализ слова "сани".

(На полу стоят игрушечные санки с леской.)

Снеговичок: А у меня тоже есть санки!

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые санки у Снеговичка!

Снеговичок: Мои сани едут сами,

Без мотора, без коня,

То и дело мои сани

Убегают от меня!

(За леску санки вытягиваются из группы помощником воспитателя.)

Снеговичок: Ой! Опять убежали! Как же я доберусь до резиденции деда

Мороза?

Воспитатель: Не расстраивайся, Снеговичок! Мы поможем тебе!

Подойдите, дети, к столам.

Соберем слово "сани" и отправим Снеговичка к деду Морозу!

(На доске вывешивается картинка - схема слова "сани". На столах у детей такая же схема и фишки.)

Воспитатель: Делим слово "сани" на слоги.

Дети шепотом: Са - ни.

Воспитатель: Сколько слогов?

Дети: Два слога

.

Воспитатель: Почему вы так считаете?

Дети: В слове "сани" два гласных звука: а, и.

Сколько гласных - столько и слогов.

Воспитатель: Назовите первый слог.

Дети: Первый слог - "са".

.

Воспитатель: Второй?

Дети: Второй слог - "ни".

.

Воспитатель: Выделяем первый звук.

Дети: С-с-сани.

Воспитатель: Произнесите первый звук.

Дети: С.

.

Воспитатель: Это какой звук: гласный или согласный? Почему?

Дети: Согласный. Воздух встречает препятствие.

Согласный. Мы свистим.

Воспитатель: Определите твердость - мягкость согласного.

Дети: Звук "с" - твердый.

.

Воспитатель: Каким цветом обозначим?

Дети: Синим.

.

Воспитатель: Хором дадим характеристику первому звуку.

Воспитатель и дети хором: Первый звук "с" - твердый согласный.

Воспитатель: Выделяем второй звук.

Дети: Са-а-ани.

Воспитатель: Назовите второй звук.

Дети: Второй звук - "а".

.

Воспитатель: Дайте характеристику звуку "а".

Дети: Звук "а" - гласный.

Нет препятствий, он гласный.

Воспитатель: Какой цвета выбрали фишку?

Дети: Красного.

.

Воспитатель: Назовите по порядку звуки.

(Воспитатель показывает на звуки на схеме слова, дети хором проговаривают их.)

Дети: С, а.

Воспитатель: Послушайте, как выделит третий звук N.

Ребенок N : Сан-н-ни.

Воспитатель: Назовите третий звук.

Дети: Н*.

.

Воспитатель: Дайте характеристику звуку "н*".

Дети: Звук "н*" - согласный.

Звук "н*" - мягкий согласный.

Воспитатель: Каким цветом обозначили?

Дети: Зеленым.

.

Воспитатель: Хором дадим характеристику третьему звуку.

Воспитатель и дети хором: Третий звук "н*" - мягкий согласный.

Воспитатель: Самостоятельно выделяем четвертый звук, даем характеристи

ку, выкладываем фишку.

(Дети работают самостоятельно.)

Воспитатель: Проверяем. Назовите четвертый звук.

Дети: Четвертый звук - "и".

.

Воспитатель: Какую выбрали фишку и почему?

Дети: Выбрал красную фишку. Звук "и" - гласный.

.

Воспитатель: Назовем хором все звуки в слове "сани".

(Воспитатель показывает на звуки на схеме слова, дети хором проговаривают.)

Дети: С, а, н, и.

Воспитатель: Сколько слогов в слове "сани"?

Дети: Два слога.

Воспитатель: Назовите слоги.

Дети: Первый слог "са".

Второй слог "ни".

Воспитатель: Назовите гласные звуки и посчитайте их.

Дети: А.

И.

Два звука.

Воспитатель: Назовите согласные и посчитайте их.

Дети: С.

Н*.

Два согласных звука.

Воспитатель: А почему мы их обозначили разным цветом?

Дети: С - твердый согласный, поэтому обозначили синим цветом.

Н* - мягкий согласный, поэтому обозначили зеленым цветом.

Воспитатель: Молодцы!

Посмотри, Снеговичок, мы собрали тебе сани.

Снеговичок: Теперь я смогу поехать к деду Морозу! Большое спасибо!

8. Дидактическая игра "Живые звуки".

Снеговичок: Хочу еще раз посмотреть, как дети соберут это чудесное слово

"сани"!

Воспитатель: Кому скажу на ушко звук из слова "сани", выходит, выбирает

соответствующий звуку цветной колпачок, надевает его и

занимает свое место в "слове". Как только все дети - "звуки"

встанут, громко, четко, по порядку каждый называет свой звук.

(Игра проводится 2 - 3 раза.)

Снеговичок: Как быстро у вас получается! Какие вы молодцы! Теперь я тоже

знаю, какие бывают звуки речи, и расскажу о них деду Морозу.

9. Подбор слов со звуками с, с* на тему "Зима".

Снеговичок: Дорогие ребята, мне у вас очень понравилось! Но, к сожалению,

нам пора прощаться!

Воспитатель: Чтобы ты нас не забывал, Снеговичок, мы с ребятами подарим

тебе волшебный мешочек с "зимними" словами.

(Дидактическая игра "Волшебный мешочек".)

Воспитатель: Если вы хотите, подарить Снеговичку "зимнее" слово, в

котором есть звуки "с", "с*", берите снежинку, громко

проговаривая свое слово, кладите ее в мешочек.

(Дети достают из корзины снежинки, по очереди называют свои слова, и если слово подобрано правильно, кладут снежинку в мешочек.)

Дети: Снег.

Снеговик.

Санки.

Сугроб.

Мороз (с).

.

Воспитатель: Посмотри, Снеговичок, мы собрали полный мешочек "зимних"

слов!

Снеговичок: Спасибо за подарок! Я вам тоже приготовил маленький сюрприз

(Снеговичок раздает детям зимние картинки для разукрашивания.)

Снеговичок: Будете разукрашивать, меня вспоминать! До свидания, ребята!

Дети: Спасибо! До свидания!

10. Итог занятия.

Воспитатель: Мы сегодня много играли со звуками "с", "с*". А что вы про

них сможете рассказать друзьям или родителям?

Дети: Звуки "с", "с*" - согласные.

Звук "с" - твердый.

Звук "с*" - мягкий звук.

Воспитатель: О какой сегодняшней игре вы расскажите дома?

Дети: Я расскажу, как ловил звуки.

Я расскажу, как составлял слово "сани".

Мне понравилась физкультминутка. Я расскажу о ней.

Я расскажу, какое зимнее слово подарил Снеговичку.

.

Воспитатель: Вижу, что сегодня играть со словами и звуками вам

понравилось. И за помощь Снеговичку - большое спасибо!

Публикации по теме:

Конспект дидактической игры по развитию речи в старшей группе «Город Красивой речи» Цели. • Продолжать формировать представление у детей о красивой речи; • Развивать фонематический слух; связную речь; грамматический строй.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения Задачи: Образовательные • Совершенствовать навыки коммуникативного общения, слогового.

Конспект по развитию речи. Грамота. «Изучение буквы К». Деление слов на слоги Цель: Учить выделять и правильно произносить звук [К] в словах, фразах и изолированный, подбирать слова на заданный звук. Задачи: упражнять.

Конспект занятия по познавательному развитию и развитию речи в старшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель:систематизировать знания детей об осени. Задачи: Образовательные: закреплять умение выделять отличительные признаки осени, грибов,.

Конспект занятия в старшей группе детского сада компенсирующего вида «Дорожная грамота» Цель: продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастными возможностями. Задачи: 1. Учить детей различать.

Путешествие в страну Красивой речи конспект итогового занятия по развитию речи и аппликации в старшей группе Цель: закреплять знания, полученные в течение учебного года. Задачи: Образовательные 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. 2.

Уголок по развитию речи в старшей группеУголок по развитию речи в старшей группе Уголок по развитию речи в старшей группе. В данном уголке размещена книга на которой сделано четыре страницы. Страницы книги раскрашены в.

Занятие по развитию речи в старшей группе Открытое занятие по развитию речи в старшей группе №1 Провела: воспитатель Журбенко В. Н. Тема: «Зима». Программное содержание : побуждать.

Занятие по развитию речи в старшей группе Таырыбы/Тема: Идущий найдет, просящий получит. Масаты/Цели: Обучающие: Упражнять детей в согласовании прилагательных.

Занятие по развитию речи в старшей группе «9 Мая» Организация образовательной деятельности в старшей группе по теме: «9мая. День Победы». Автор конспекта: воспитатель Жук Екатерина Геннадьевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Зимний гость»
Опубликовано: 2 октября 2016 в 15:31
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Зимний гость»» (включая файлы) размещена пользователем Юнна Кривошеева (УИ 820186) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД