Лучший педагог года

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Приключения в стране Словарик»

Екатерина Переверзева
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Приключения в стране Словарик»

НОД по развитию речи

в подготовительной к школе группе

"Приключения в стране Словарик"

Образовательная область: речевое развитие

Возрастная группа : подготовительная группа

Интеграция образовательных областей:

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе „Приключения в стране Словарик“» размещена в разделах

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Тема: "Приключения в городе Словарик"

Цель: Формирование представления о многозначных словах,

о способах кодирования информации на основе приёмов мнемотехники.

Задачи:

Обучающие:

1. формировать представления о многозначных словах,

2. формировать умения правильного употребления многозначных слов в предложении,

3. продолжить формировать умения применять приемы мнемотехники для составления

предложений,

4. закреплять умение правильно формулировать свои мысли и давать полные ответы на вопросы,

5. продолжить формировать навыки звукового анализа слов.

Развивающие :

1. развивать умение применять приемы познавательно-исследовательской деятельности в

непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности детей,

2. развивать умение соотносить визуальный образ с лексическим значением многозначных слов,

3. развивать грамматический строй и связную речь,

4. развивать психические процессы :внимание, мышление, зрительное восприятие и творческое

воображение.

Воспитательные:

1. воспитывать умение самостоятельно преодолевать затруднения,

2. воспитывать умение работать в команде,

3. воспитывать уважение к своим товарищам,

4. воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

Дидактические материалы и оборудование: конверт с письмом, карта города Словарик,

карточка с зашифрованным словом «замок», картинки с однозначными и многозначными

словами, таблицы-мнемодорожки, набор карточек с изображением действий и предметов,

презентация «Многозначные слова»,мультимедийное оборудование для демонстрации

презентации, наглядный материал "Лесенка успеха",фишки.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Приключения в городе Словарик

Познавательно-исследовательская

Решение проблемной ситуации: почему одно слово имеет разные значения?

Просмотр презентации «Многозначные слова»

Мнемодорожки (таблицы, подбор карточек со словами

Коммуникативная

Ситуативная беседа «Можно ли читать чужие письма»

Игра-приветствие

Составление предложений с многозначными словами

Ход НОД:

1. Введение в ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Приветствие.

Воспитатель собирает детей вокруг себя и сообщает, что утром,когда она шла на работу, около

двери группы лежало письмо.

Воспитатель: Не знаю, что с ним делать? Может быть вы мне посоветуете? (ответы детей).

Воспитатель: А вдруг оно не нам адресовано?А можно ли читать чужие письма? (ответы детей).

Как нам быть (ответы детей)

Воспитатель: Верно, нужно убедиться, что письмо нам. Воспитатель просит прочитать адрес

читающего ребенка.

Воспитатель читает текст письма детям: (приложение 5)

" Здравствуйте дорогие ребята из группы «Ежевичка»! Я уверен, что вы очень сообразительные

и сможете мне помочь! Со мной произошла такая история. Мама попросила меня принести

грушу. Я всегда выполняю мамины поручения. Сразу же побежал в свою комнату и из

спортивного уголка взял боксерскую грушу и принес её маме. Но, мама, почему -то не

обрадовалась, а грустно вздохнула и сказала,что я неправильно понял её слова. Объясните мне,

что это за слова, которые можно понимать по-разному! Очень надеюсь на вашу помощь!

С нетерпением жду вашего ответа!

Мальчик Денис Знайкин"

Воспитатель : Вы хотите помочь Денису? (ответы детей).

-Как можно помочь (ответы детей)

-Что нужно узнать? (ответы детей)

-Предлагаю не ждать,а отправиться за ответом в город с интересным названием- Словарик

-Кто, по вашему мнению, там живёт? (слова, слоги,звуки,буквы)

Сможем мы их увидеть? (ответы детей) А услышать? (ответы детей)

2. Актуализация Дидактическая задача: закреплять умение Дидактическая задача: выделять первый звук в слове.

Воспитатель: Для того чтобы открылись ворота города Словарик нужно сказать пароль!

Он зашифрован в словах-картинках ( На доске предметные картинки: кот, нота, обруч,

поезд,конфета,ананас.) (приложение 1)

По первым звукам слов-картинок попробуйте догадаться, какое слово зашифровано?

(если дети затрудняются с ответом, вместо картинок выставляет буквы-помощники)

кнопка.

После того как дети произнесут пароль «ворота» открываются (звуковое сопровождение).

Игра «Приветствие»

Воспитатель: Добро пожаловать в город Словарик! А как вы помните, в этом городе живут-слова,

буквы, слоги, звуки.

Нам нужно поприветствовать жителей этого славного города.

Звуки мы будем приветствовать поклоном, слог - аплодисментами, слова - приседанием.

Воспитатель просит одного ребенка повторить и показать задание.

Воспитатель произносит звуки, слова и слоги : звезда, па, солнечный, у, приключение, ны, с,

земля, з, ба, бабочка.

Воспитатель: Замечательно!Мы поздоровались с жителями города.

Ну что, вперед за приключениями в славный город "Словарик"!

3. Затруднение в ситуации

Дидактическая задача: побуждение к осознанию проблемы

Воспитатель: Посмотрите, что же это перед нами (ответы). (приложение 2)

-Верно, карта города. -Ой, смотрите, а тут еще и карточки. На столе предметные картинки.

(приложение 4)

Воспитатель:Внимательно рассмотрите карту и ответьте на вопрос-

В доме с зеленой крышей живет слово (читают дети) арбуз. Найдите и назовите те картинки,

про которые можно сказать что это арбуз?

Воспитатель вывешивает отобранные карточки на дом со словом «арбуз»(всего одна карточка)

А в доме с серой крышей живет слово? (читают) звезда. Найдите и назовите те картинки, про

которые можно сказать, что это звезда?.

- Это звезда (ребенок выбирает картинку «морская звезда»).

- Это звезда (если ребенок выбирает картинку «небесное тело»).

- Это звезда (если ребенок выбирает «знаменитый человек»).

- Это звезда (если ребенок выбирает «наградной знак»).

Воспитатель вывешивает отобранные картинки на дом со словом «звезда»

Воспитатель: Дети, слово было одно? (да)

- А как вы его поняли? (по-разному)

- Какой возникает вопрос? (ответы детей)

-Почему одно слово звезда обозначает разные предметы? (не знаем)

Что нам нужно узнать? (почему слово звезда обозначает много предметов)

4. «Открытие» нового знания

Дидактическая задача: сформировать представление о многозначных словах

Воспитатель: Как же узнать? (спросить у того, кто знает, узнать в интернете, придумать самим).

Воспитатель: Ребята! Вы у меня такие умные, я уверена, что вы сами сможете найти ответ на

этот вопрос. Выслушиваются мнения детей.

Воспитатель: Давайте рассуждать. Сколько значений имеет слово арбуз? (одно)

- Как назвать слово, у которого одно значение? Какое оно? (однозначное)

-А как назвать слово, имеющее много значений? Какое оно? (многозначное)

Выслушиваются индивидуальные и коллективные ответы для закрепления нового термина.

Воспитатель:А чтобы проверить правильно мы ответили на вопрос или нет, я предлагаю

отправиться в кинотеатр города Словарик.

Просмотр презентации «Многозначные слова»

Воспитатель: Мы убедились, что вы правильно ответили на вопрос.

Воспитатель: Совпал наш ответ с ответом жителей города Словарик? (да)

5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка

Воспитатель:Ну что, вперед. продолжим!

Физкультминутка

В городе Словарик есть стадион. Приглашаю на тренировку.

Воспитатель назначает на роль тренера малоактивного ребенка. Дети встают в круг, тренер в

центр круга.

По дороге ты шагай, шаг с высоким подъемом коленаНоги выше поднимай. И галопом поскачи, боковой галопТолько, друг мой, не спеши. На носочках ты шагай, ходьба на носках, руки в стороныСвою спинку выпрямляй. И попрыгай по дорожке, прыжки на двух ногах Хороши пружинки – ножки. с продвижением впередДальше веселей шагай, шаг маршаМаршируй, не отставай. Поскакали по дорожке поскоки с продвижением впередБыстрые ребяток ножки.

Воспитатель: Смотрите, смотрите, что за дом перед нами?Дети читают вывеску- Школа.

В городе Словарик есть школа. Учителя приготовили вам задание. Вы готовы его выполнить?

(ответ детей)

Приглашаю вас в классы синий и красный. Выбирайте, в каком классе, хотите учиться вы?

(Дети сами выбирают себе место) .Присаживайтесь за парты, ждите начало урока, а точнее

звонок (звуковое сопровождение).

Воспитатель:Начинаем наш урок.

В каждом классе на столах таблицы и одинаковые картинки с многозначными словами,

действиями.

Игра «Составь предложение» с приемом мнемотехника.

Дидактическая задача: упражнять в правильном употреблении многозначных слов в предложении,

работа с мнемотаблицей.

-Перед вами таблица с пустыми окошками и карточки с изображениями. (Таблица на 3 окошка

и 6 карточек со словами на выбор) (приложение 3)

Ваша задача составить предложения с многозначными словами (используя карточки, так, чтобы

было понятно, в каком значении вы его используете. (приложение 6)

Приведу пример: "В руках у художника кисть "(таблица на 3 окошка, карточки-руки, художник,

кисть)

-А теперь вы. Приступаем.

Прочитаем по таблице, что же у вас получилось. Чтение. Проговаривание.

Красный класс подходит к синему и меняются местами, рассматривают таблицы.

-С помощью таблиц, прочитайте, пожалуйста, предложения своих друзей.

Чтение по карточкам чужих таблиц.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Предлагаю отослать наши таблицы мальчику Денису

Знайкину, он поймет сразу же, что такое многозначные слова!

Запечатываем таблицы в огромный конверт.

Воспитатель: Кто поможет подписать письмо (ответы детей).

Что же мы напишем на конверте? (ответы детей).Верно.

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, уже очень долго мы путешествуем!

За мной по одному становись,

Глаза закрывай,

До пяти сосчитай

И в саду окажись!

Дети подходят к воспитателю, встают рядом.

6. Осмысление

Дидактическая задача: рефлексия деятельности

-Где побывали? (ответы детей)

-Что нового узнали (ответы детей)

- Кому нужна была помощь? (ответы детей)

-Смогли помочь? Почему смогли? (ответы детей)

-Что мы отослали в письме Денису Знайкину (ответы детей)

- Что ему посоветуем (ответы детей)

Рефлексия «Лесенка успеха» цель: самооценка детей личных достижений

Прием «Лесенка успеха» -

нижняя ступенька- у меня ничего не получилось;

средняя ступенька - у меня были проблемы;

верхняя ступенька- мне всё удалось. (приложение 7)

Спасибо за работу! Молодцы!

подготовила :

Переверзева Екатерина

Публикации по теме:

Конспект игры «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе Конспект «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе. Воспитатель: Баландина М. В., "ЦРР - Детский сад №224",.

Конспект итоговой НОД по развитию речи и обучению грамоте «Весенние приключения» в подготовительной группе Цели: Обобщить и систематизировать Знания детей по теме «Весна». Закрепить речевые достижения, достижения в развитии основных психических.

Конспект ООД «Зима» по развитию речи в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для развития связной речи детей Задачи: ОО «Речевое развитие» - активизировать словарь детей по теме: «Зима»; - способствовать.

Конспект открытого занятия НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зима. Зимние забавы» Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы» Задачи: Образовательные: – учить детей согласовывать имена существительные.

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группеКонспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной к школе группе по теме: «В поисках.

Конспект занятия по развитию речи с элементами синквейна в подготовительной к школе группе «Приключения Капельки»Конспект занятия по развитию речи с элементами синквейна в подготовительной к школе группе «Приключения Капельки» Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи с использованием дидактического синквейна в подготовительной к.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказки А. С. Пушкина»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Сказки А. С. Пушкина» Цель: обобщение знаний детей о сказках А. С. Пушкина. Задачи: - развивать связную речь, внимание, мышление, активизировать словарь детей;.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звуки [с] — [ц], буквы С — Ц»Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звуки [с] — [ц], буквы С — Ц» Цель: учить дифференцировать буквы с-ц при чтении; учить дифференцировать звуки с-ц в слогах, словах и предложениях. Развивать слуховую.

Математический досуг в подготовительной к школе группе «Приключения в стране Математики» Программные задачи: 1. Закрепить знания детей о цифрах в пределах 10 и месте каждой в математическом ряду. 2. Упражнять детей в различении.

Конспект НОД по развитию речи «Встреча со сказками» в подготовительной к школе группе Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна. Уважаемые коллеги предлагаю вам конспект непосредственно - образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Приключения в стране Словарик»
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 11:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД