Лучший педагог года

Конспект НОД по рисованию дымковской игрушки для детей старшей группы «Там живут мастеровые, да умелые такие»

Лариса Селихова
Конспект НОД по рисованию дымковской игрушки для детей старшей группы «Там живут мастеровые, да умелые такие»

НОД по рисованию Тема «Там живут мастеровые, да умелые такие».

Для детей старшей группы

Цель: закрепить и углубить знания о дымковской игрушке, продолжать приобщать детей к народной культуре нашей страны.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект НОД по рисованию дымковской игрушки для детей старшей группы „Там живут мастеровые, да умелые такие“» размещена в разделах

- расширить знания детей о дымковской игрушке : продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, элементами росписи, цветовой гаммой;

- учить украшать силуэты дымковских игрушек. Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, полоски, волнистые линии, точки,

вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

Развивающие:

- развивать интерес у детей к народному декоративно-прикладному искусству; приобщать к национальным – культурным традициям, расширяя и углубляя знания о народных игрушках.

- способствовать развитию речи, зрительной памяти, наблюдательности, внимания;

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- развивать чувство цвета, эстетические чувства;

- развивать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы;

- развивать общую и мелкую моторику;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к народной игрушке, уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;

- воспитывать самостоятельность, активность;

- формировать эстетическое восприятие и воображение.

Предварительная работа:

просмотр презентации «Дымковская игрушка», заучивание стихов, разгадывание загадок о матрешке, рассматривание дымковской игрушки, игры с матрёшками.

Материалы и оборудование:

дымковские игрушки;

• иллюстрации с изображением дымковских игрушек;

• трафареты лошадок, гуашь, кисточки, краски и кисточки, салфеточки (по количеству детей);

особенности выполнения техники дымковских узоров; самостоятельно расписывает силуэты дымковских игрушек.

ХОД:

Воспитатель:

(Под звучание русской народной музыки дети заходят в музыкальный зал)

Воспитатель:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Сегодня у нас с вами в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами (демонстрация дымковской игрушки)

Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками.

В Дымково, за Вяткою рекою,

Мастерицы славные живут.

Глиняные вятские игрушки

Лепят…Нет, не лепят, а творят!

Хороша игрушка расписная!

Вся поет, бесхитростно светла,

И видна в ней радость молодая,

Ставшего искусством ремесла.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в государство «Дымково». Чем прославилась Дымковская слобода? Самый известный из глиняных промыслов в России возник в слободе Дымково, что возле города Вятка (сейчас Киров). Действительно, в Дымковской слободе издавна люди занимались лепкой игрушек из глины. Основана она еще при Иване 3 великом князе Московском, который объединил русские земли вокруг Москвы. Слободчанам приходилось много работать, как и остальным жителям Руси, они занимались рыболовством, делали глиняные грузила для сетей и глиняные игрушки. Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом это свистульки, которые использовали и старые и малые на местном празднике, называвшемся когда-то Свистопляской, а позже - Свистуньей. Свист был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда праздник кончался, глиняные расписные игрушки ставили

1 ребенок:

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету света дымного,

А есть любовь людей.

2 ребенок:

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Воспитатель: Послушайте рассказ о том, как появились дымковские игрушки.

«Жили в одном селе люди. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек? Набрали летом на берегу реки глины, а зимой, когда работы в поле закончились, приступили к делу: вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Игрушки эти лепили и раскрашивали только женщины. Так и появились дымковские игрушки : барыни, козлики, лошадки. Яркие, веселые, задорные – полюбились они детям.

Приступали к обжогу игрушек в русской печи, когда на улице становилось уже холодно, и зимний мороз сковывал землю. Вот тогда и начинал из печи в каждой избе куриться дымок, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно. Вот и назвали то село Дымково.

Фигуры игрушек отличались простотой и ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Элементов в дымковской росписи только пять, но сколько с их помощью можно составить узоров… По сей день дымковская игрушка продолжает радовать своей яркостью, красочностью и праздничностью. Ее промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие, благодаря мастерицам из города Кирова.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в словесную игру, я буду читать стихотворение, но в нем не хватает несколько слов, вы должны будете угадать их по смыслу.

Есть в России уголок, где из труб идет) дымок,

Знаменита деревушка яркой, глиняной) игрушкой.

Свистульками звонкими, с голосами ….) тонкими,

Пестрыми фигурками, кошечками ….) Мурками.

Расписными петухами, курицами, ….) индюками,

Змейки, ленточки и точки, клетки, кольца, ….) завиточки.

Веселит, ласкает взор пестрый дымковский ….) узор.

Воспитатель: Ребята, дымковскую игрушку нельзя спутать с другими народными игрушками благодаря ее колориту (цвету). Скажите, чем отличается она от других игрушек? (Нежной белизной, по которому написан простой геометрический узор: кружочки, точки полоски.)

Воспитатель: Какие краски используют мастера для росписи игрушек? (Яркие, праздничные.)

Воспитатель: Они любят насыщенный цвет: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек. А сейчас, я предлагаю рассмотреть фигурки птиц, зверей, людей, и вы ясно увидите, как мастер использует выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте оперения птиц, нарядной одежде барышень.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Индя - индя -индючок,

Ты похож на сундучок,

Сундучок не простой,

Красный, белый, золотой.

Посмотри, как хороша

Эта девица- душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

Воспитатель:

Сейчас я предлагаю вам стать народными умельцами, а для этого вам надо «оживить» фигурки дымковских игрушек - коней. Но для начала мы рассмотрим настоящего дымковского коня, изготовленного из глины.

- Сначала внимательно рассмотрите разнообразие элементов геометрических узоров.

- После этого на листе бумаги обведите силуэт при помощи шаблона.

- На голове по шаблону дорисуйте гребень. Прорисуйте хвост, не проводя линий там, где уже нарисована грудка и голова с гребнем.

-А потом распишите силуэты коней узором по образцу, но перед тем, как вы приступите к работе, мы с вами сделаем пальчиковая гимнастику:

Прежде, чем рисовать.

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки.

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера.

За работу всем пора.

(Негромко звучит русская народная музыка. Дети работают самостоятельно. В ходе работы, воспитатель закрепляет название геометрических фигур, цветов, элементов росписи, проводит индивидуальную работу, напоминает технические приемы рисования).

Воспитатель: Чем мы с вами сегодня занимались? Что вы узнали, о дымковской росписи? Ребята, рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. (ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки»Конспект НОД «Роспись дымковской игрушки» Программное содержание. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством. Учить детей расписывать глиняные игрушки дымковскими.

Фотоотчет «Лепка и роспись филимоновской и дымковской игрушки в старшей группе»Фотоотчет «Лепка и роспись филимоновской и дымковской игрушки в старшей группе» Цель: Познакомить детей с народными промыслами России (филимоновская и дымковская игрушки). Задачи: -Развивать кругозор детей, творческие.

Фотоотчёт о проведении ОД по лепке «Индюк» по мотивам дымковской игрушки в старшей группе детей с ЗПРФотоотчёт о проведении ОД по лепке «Индюк» по мотивам дымковской игрушки в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Фотоотчёт о проведении.

Фотоотчёт о занятии по декоративному рисованию дымковской игрушки «Лошадка» в нетрадиционной технике изображенияФотоотчёт о занятии по декоративному рисованию дымковской игрушки «Лошадка» в нетрадиционной технике изображения На сегодняшнем занятии мы займёмся одним из старейших художественных промыслов России - «Дымковская игрушка». Ознакомление и роспись.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Конспект НОД по рисованию по мотивам Дымковской игрушки в младшей группе «Веселая Лошадка»Конспект НОД по рисованию по мотивам Дымковской игрушки в младшей группе «Веселая Лошадка» Конспект НОД по рисованию по мотивам Дымковской игрушки в младшей группе на тему "Веселая Лошадка" Цель: 1. Формировать умение у детей.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Нарядный индюк» по мотивам дымковской игрушки Конспект НОД рисование декоративное «Нарядный индюк» (по мотивам дымковской игрушки) Цель: 1. Закреплять знания детей о характерных особенностях.

Конспект занятия по лепке «Козлик» по мотивам дымковской игрушкиКонспект занятия по лепке «Козлик» по мотивам дымковской игрушки Конспект занятия по лепке "Козлик" по мотивам дымковской игрушки Цель: формирование и развитие у детей интереса к народному декоративному.

Конспект экскурсии в сельскую библиотеку «Где живут книги?» с детьми старшей группыКонспект экскурсии в сельскую библиотеку «Где живут книги?» с детьми старшей группы Цель: создание условий, для формирования у дошкольников интереса к книгам. Программные задачи: дать знание того, что такое библиотека, пополнить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по рисованию дымковской игрушки для детей старшей группы «Там живут мастеровые, да умелые такие»
Опубликовано: 1 сентября 2023 в 13:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД