Елена Дворова
НОД по экологии в разновозрастной (старшая, средняя) группе «В гостях у одуванчика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Формирование у детей основ экологической культуры и экологического сознания.
Формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи:
• Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма.
• Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
Публикация «НОД по экологии в разновозрастной (старшая, средняя) группе „В гостях у одуванчика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одуванчик. Все про одуванчики для детей
- Одуванчики. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности приумножать красоту и богатства родной природы.
• Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
• Формировать познавательную активность.
Предварительная работа:
Попросить детей побеседовать дома со взрослыми об одуванчиках и узнать о них как можно больше интересного.
Выучить стихи об одуванчиках.
Воспитатель сообщает детям, что сегодня их ждет необычное путешествие:
- Ребята, сейчас мы с вами отправимся на опушку леса в гости к цветам. А что это за цветы вы сейчас узнаете, отгадав загадку:
На лужайке, возле леса,
Расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко.
На зеленой ножке.
А как только подрастут
Шапочки наденут-
Мягкие, воздушные-
Ветерку послушные!
Дети отгадывают загадку и в приподнятом настроении собираются на прогулку.
-Ребята, мы с вами будем не просто гулять. Мы постараемся увидеть много нового, интересного, посмотреть на мир другими глазами. Желаю вам новых открытий!
В путь!
Когда прибыли на лужайку, воспитатель просит посмотреть вокруг и поделиться ребят своими впечатлениями. Важно выслушать ответ каждого и уловить общее настроение.
(Здорово! Все вокруг желтое от цветов! Луг золотой)
-Ребята, а кто из вас знает стихи про одуванчик? (дети читают стихи)
-Давайте мы с вами поудобнее устроимся на травке и побеседуем. Как вы думаете, одуванчик это полезный цветок или нет?
(- Бабушка сказала, что это сорняк –Ну и что, зато смотрите, как красиво! –Это лекарственное растение! –А еще пчелы с него собирают нектар….)
-Ну, что же, наши мнения разошлись. Давайте не будем торопиться делать выводы, а немного поиграем.
-У меня есть волшебная палочка. Сейчас вы закроете глаза, а я скажу волшебные слова: «сим-сим, салабим». Теперь вы все превратились в художников. И когда вы откроете глаза, то увидите мир вокруг себя глазами художника. Открываем!
( -Очень красиво: трава ярко-зеленая, а одуванчики ярко-желтые! Хочется взять краски и нарисовать!)
-А вот Артему бабушка сказала, что это сорняк. И это правда: садоводы и огородники всячески стараются от него избавиться. Ведь расселяются одуванчики очень хорошо благодаря тому, что к каждому семечку прикреплен парашютик.
-Так может быть нам скосить всю лужайку? Давайте на минуту представим, что все одуванчики пропали.
(-Стало скучно, просто травка. –Как будто солнышко спряталось. –И пчелки с бабочками не летают, им здесь не вкусно)
-Правильно, ребята. Цветы радуют нас своей красотой- это первый вывод, который мы с вами сделали. А еще Вера правильно заметила, что над цветами летает множество насекомых. Что же они там делают?
(-собирают нектар, пыльцу)
-Знаете, ребята, весной пчелы собирают с одуванчиков очень много пыльцы, которой питаются, а вот нектар собирают мало и не всегда.
-А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Пчелки- в улей!»
(Дети делятся на группы по 4-6 чел. в зависимости от числа играющих. Каждая группа определяет себе на лужайке место домика-улья, встает в кружок и игроки обнимают друг друга за плечи. По команде ведущего «день» пчелки вылетают из улья и летают по лужайке, собирая нектар с цветов. По команде ведущего «ночь» все пчелки должны найти место своего домика, собраться в кружок и обнять друг друга за плечи. Те пчелки, которые не успели найти свои домики, выходят из игры.)
-Давайте посидим, отдохнем. А я снова достану свою волшебную палочку:
«сим-сим, салабим». Теперь вы все превратились в насекомых. Я разрешаю вам сорвать по одному одуванчику. Давайте посмотрим на одуванчик очень-очень близко, глазами насекомого. Что вы видите?
(-Ух ты какие дебри, как в лесу! -Очень много лепесточков, в них можно запутаться, как в высокой траве. -А еще они красятся, на них желтая пыльца. –И пахнет вкусно, медом)
-Молодцы, вы все заметили правильно. Я вам открою секрет: цветы одуванчика собраны в соцветие – корзинку, их там очень много, поэтому цветок такой пушистый, похож на шарик. Желтая пыльца, которой покрылись ваши носики – это очень питательный продукт для пчёл. А зачем цветам запах?
(- Он привлекает насекомых, как бы приглашает их к столу)
-Что же произойдет, если вдруг исчезнут одуванчики?
(-пчелкам нечего будет кушать)
-Итак, наш следующий вывод: цветы одуванчика необходимы пчелам, т. к. весной во время цветения дают медоносным пчёлам большое количество пыльцы-обножки, содержащей много сахара, белков и жиров.
-И я снова достану свою волшебную палочку: «сим-сим, салабим». Теперь вы все превратились в ученых. Давайте возьмем в руки воображаемые микроскопы и исследуем одуванчик. Кто из вас знает, какие части растения можно использовать с лечебной целью?
(-Корни, листья, цветы)
-С лечебной целью используют корень, листья, траву, сок. Листья, траву и сок заготавливают в июне, корни — ранней весной или поздней осенью в стадии увядания листьев, сушат в сушилках.
А еще, я вам открою секрет, одуванчики можно кушать. Одуванчик издавна использовался в пищу различными народами, его употребляли как древние китайцы, так и первые поселенцы на Американском континенте.
Его молодые листья часто используются для приготовления салата.
-Делаем следующий вывод: одуванчик- это лекарственное растение, которое содержит большое количество полезных веществ и используется в народной медицине, косметологии, фармакологии и даже в кулинарии.
-Ну что же, ребята, наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться. Мы с вами посмотрели на одуванчик глазами художника, ученого, насекомого. Давайте постараемся все же ответить на вопрос: Одуванчик полезное или вредное растение?
(-Полезное)
- Будете вы теперь рвать и выбрасывать одуванчики и другие цветы?
Давайте сделаем фото на память о нашем путешествии.
После возвращения воспитатель предлагает вспомнить самые яркие моменты прогулки. Дети делятся впечатлениями, рассказывают, что запомнили.
-Ребята, а помните, как мы с вами смотрели на луг глазами художника? Давайте попробуем воспроизвести в памяти, то, что увидели. Я предлагаю вам изобразить солнечную лужайку с одуванчиками. Сегодня мы выполним рисунок в смешанной технике.
-Сначала подготовим фон. Сделаем это с помощью акварельных красок.
Пока краска подсыхает, проведем зарядку для пальчиков.
Одуванчики- цветочки распускают лепесточки,
(растопырить пальчики)
Солнцу улыбаются, на ветру качаются.
(покачивание руками)
Солнце спряталось за лес, одуванчик вмиг исчез.
(спрятать руки под стол)
Пропал желтенький цветочек,
(пожать плечами)
Стал зеленый кулачочек.
(сжать руки в кулачки)
-Наши листочки, покрытые акварелью, подсохли и мы можем переходить к основной работе. Сейчас мы будем изображать цветы одуванчика с помощью гуаши, но будем это делать сухой кистью методом тычка.
Воспитатель показывает способ изображения одуванчиков и помогает тем детям, которые испытывают затруднения.
-Теперь нам нужно изобразить листья, но у одуванчиков они очень необычные. Давайте рассмотрим их повнимательнее.
Воспитатель показывает иллюстрацию в наглядном пособии «Лекарственные растения»
-Давайте возьмем зеленую гуашь и нарисуем листочки.
Дети рисуют листики с помощью воспитателя.
-Вот наши работы и готовы! На такие красивые цветы непременно должны прилететь пчёлы! Пока работы подсыхают, давайте поиграем!
Дети изображают пчё л: на носочках бегают по группе, машут «крылышками», жужжат и кружатся над цветами. Приседают на стульчик рядом с понравившимся цветком, чтобы полюбоваться.
Готовые работы вывешиваются на выставку.
Перед сном воспитатель читает рассказ М. Пришвина «Золотой луг».
Вот такие замечательные воспоминания остались у нас о необычном путешествии. Этот день мы назвали «День одуванчика».
Список литературы:
1. Википедия «Одуванчик лекарственный»
2. Пальчиковая гимнастика для детей в стихах
3. Е. А. Андреева. Лучшие в мире загадки и игры для детей – М. РИСПОЛ 2005.- с. 187
4. М. Пришвин. «Золотой луг»