Ольга Кирикова
НОД «Помощники весны».
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция областей «Речевое и познавательное развитие».
(для детей средней группы с ТНР) Авторы: учитель-логопед: Кирикова О. А., воспитатель: Бойцова О. А.
Цель:
Выявление знаний детей о весне, развитие диалогической речи детей.
Задачи:
- Уточнить и обобщить знания детей о весне.
- Активизировать предметный, глагольный словарь детей по теме «Весна».
- Обогащать словарь детей прилагательными по теме «Весна».
- Формировать у детей представления о смене времён года.
Публикация «НОД „Помощники весны“,» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
- Учить детей понимать и различать по смыслу похожие слова-действия с общей основой – летать и разными приставками.
- Учить детей понимать значение предлогов НА, В, НАД, ПОД, К, ОТ, ЗА.
- Развивать у детей умение отсчитывать и приносить определённое количество предметов в соответствии с количеством хлопков.
- Закреплять у детей умение составлять заданную фигуру из определённого количества палочек, геометрических фигур.
- Совершенствовать у детей ориентировку в пространстве.
- Работать над развитием у детей плавного бесшумного вдоха носом и длительного плавного выдоха.
- Развивать у детей слуховое внимание и память, мышление.
- Развивать у детей мелкую и общую моторику.
Оборудование: белая пряжа; аудиозаписи пения птиц в лесу, из мультфильма «Трям! Здравствуйте!»; презентация к сказке «На лесной полянке»; письмо от Весны; костюмы или маски зайчика, сороки; иллюстрации времён года к игре «Четвёртый лишний»; макет весеннего дерева; листочки; иллюстрации перелётных птиц; геометрические фигуры для скворечника – каждому ребёнку; счётные палочки; картонный скворечник с птицей на верёвочке; разноцветный мячик; пальчиковые краски.
Ход:
1. Мотивационная часть.
Дети заходят в группу под музыку из мультфильма «Облака, белогривые лошадки».
- Посмотрите, какие к нам прилетели облака. Выберите себе любое и присядьте на него.
Дети садятся на импровизированные облака на ковре, сделанные из ниток.
- Сегодня у нас необычное путешествие – сказочное и цветное. Чтобы его начать, садитесь поудобнее, закройте глазки. Мы отправляемся в полёт. (Пение птиц в лесу)
- Мы попали в королевство матушки-природы. Здесь проживают её дочери. Отгадайте, о какой дочери идёт речь:
За окном весёлых птичек стая. Расшумелись так, что не до сна.
На поляне снег уже растаял. Значит, к нам опять пришла … (весна).
2. Игровая ситуация «В лесу»
- Мы очутились в весеннем лесу. Как приятно дышать ароматным чистым воздухом! Встаньте на носочки, разведите руки в стороны. Вдохните воздух. Выполните плавный бесшумный вдох носом, медленно выдохните через рот.
3. Сказка «На лесной полянке» (презентация)
Сорока на полянке стрекотала:
- Караул, весна пропала!
Первым зайка прискакал:
- Что случилось, кто кричал?
Смотрит зайка на сороку:
- Что случилось, белобока?
- А весны-то нет и нет,
Стреке-ке, стреке-ке,
Нет её нигде, нигде!
Зайка решил успокоить сороку:
- Пойдём, покажу я весну, белобока.
Смотри, вот медвежья берлога!
Спал медведь в ней зиму долго.
Его уже разбудил ручеёк,
Берлогу покинул – он сильно промок.
Весна ручеёк тот медведю послала,
Что любит он спать, об этом узнала.
Ёжик тоже покинул норку свою,
Гуляет по лесу, ищет еду.
Лисята с лисой на полянке играют.
Снег и лёд на речке всё тает и тает.
Вот грач с грачихою летают,
Гнездо строить начинают.
Вот на проталинке раскрылся подснежник –
Он весны и солнышка привет.
Ну, что, белобока, весна или нет?
Успокоилась сорока:
- Ну, спасибо тебе, серый!
Был зимой ты тоже белый.
Вижу, кончилась зима!
Стреке-ке, ура! Ура!
- Как хорошо нам Зайка с Сорокой рассказали о весенних приметах.
4. Развитие координации речи с движением «Весна»
Солнышко пригрело, Потягиваются, подняв руки вверх, раздвинув пальчики
широко в стороны, как лучи солнца.
И растаял снег. Бросают руки вниз, свободно помахивают кистями.
И расцвёл подснежник Показывают с помощью кистей и пальцев рук бутончик или
на виду у всех. цветок подснежника.
5. Организация познавательной, поисковой деятельности.
Зайка: Весна сказала, что очень занята, у неё много дел. Она просила передать вам письмо.
- Пишет нам весна, что ей нужны помощники. Вы готовы помочь весне? Но прежде, весна хочет вас проверить, запомнили ли вы её приметы.
Игра «Правильно или нет?» (Отвечайте полным предложением)
Весной солнышко морозит?
Снег застывает?
Ручьи текут?
Трава вянет?
Сосульки тают?
Жучки просыпаются?
Птицы улетают на юг?
Мать-и-мачеха цветёт?
Листья с деревьев опадают?
Наступила тёплая … (весна). А была холодная … (зима). После весны придёт жаркое … (лето). А потом наступит прохладная … (осень). А после осени опять наступит холодная … (зима). И вот она опять тёплая … (весна).
6. Координация речи с движением «Веснянка»
Солнышко, солнышко!
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло! Идут по кругу, взявшись за руки.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетели сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.
7. Игра «Четвёртый лишний»
- Рассмотрите внимательно иллюстрации, на которых изображены разные времена года. Как вы думаете, какая из этих картинок лишняя, почему? Давайте её уберём. Посмотрите, остались картинки, на которых изображены весенние приметы.
8. Организация познавательной, поисковой деятельности.
- На деревьях скоро появятся молодые листочки. Весна просит помочь почкам побыстрее распуститься. Украсим дерево зелёными листочками. (Дети двигаются под музыку).
- Возьмите столько листочков, сколько раз я хлопну (топну). (Дети берут по 2, 4 листочка, прикрепляют к дереву и проговаривают: «Я взял 2 листочка, потому что вы хлопнули 2 раза». И т. д.
- Какое красивое дерево получилось!
- Какие птицы возвращаются к нам весной? (Дети называют птиц, педагог показывает иллюстрации).
- Я предлагаю смастерить скворечник, чтобы птицы быстрее прилетали и радовали нас своим пением. (Дети мастерят скворечники из геометрических фигур). Какие геометрические фигуры вам потребуются? (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник – шест).
Мы не ели и не пили, -
Мы скворечник смастерили.
Очень в гости ждём скворцов,
Пусть выводят там птенцов.
9. Различение по смыслу приставочных глаголов, понимание значения предлогов.
Показ слайда (скворечник)
- И я построила домик для скворца. А вот и скворец осматривает своё жилище. Вот он взлетел над скворечником, пролетел под скворечником, сел на скворечник. Покажите, как скворец подлетает к своему домику, как от него улетает. Покажи, как скворец спрячется за скворечник. Посади скворца в скворечник.
- А знаете, какие птицы возвращаются первыми? (Грачи)
10. Развитие координации речи с движением «Грач ищет червячков»
Чёрный грач шагает важно, Дети убирают руки за спину, шагают на месте.
Ищет червячков отважно. Кивают головой.
Много червячков найдёт, Очерчивают руками в воздухе большой круг.
Их грачатам отнесёт. Приседают.
11. Организация познавательной, поисковой деятельности.
- Мы все очень рады тому, что с юга к нам возвращаются перелётные птицы. Значит, весна вступает в свои права. Вот летит самая первая птичья стая.
(Показ слайда «Птичья стая»).
- Я предлагаю с помощью счётных палочек выложить целую стаю грачей. Посмотрите, как я это сделаю. Сколько палочек необходимо взять, чтобы выложить одну птичку. (Дети берут необходимое количество палочек и выкладывают птичек). Посмотрите, с помощью счётных палочек мы выложили целую стаю грачей.
- Мы справились со всеми заданиями весны. Вы здорово ей помогли! Весна будет довольна. Весна – это девочка или мальчик. А что любит каждая девочка? (Наряжаться, украшать себя). Давайте соберём бусы из красивых слов о весне. Передавайте разноцветную бусинку (мячик) и дарите красивое слово весне. А теперь сдуйте красивые слова с ладошек и украсьте весну.
5. Оценочная часть.
- Вы настоящие помощники весны! Давайте нарисуем на память о путешествии разноцветных птичек на веточках весеннего дерева пальчиками.