Проект «Путешествие в прошлое вещей»

Галина Фролова
Проект «Путешествие в прошлое вещей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида № 31».

«Голубая стрела»

Тема проекта:

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ВЕЩЕЙ”.

Руководитель: воспитатель МБДОУ «ДСОВ №31»

Фролова Галина Ивановна

Г. Туапсе 2020г.

Срок реализации: 1 занятие

Участники проекта: дети старшей группы, педагог, родители.

Ресурсное обеспечение проекта: Фотоматериалы из цикла «В мире старых вещей», «Человек и окружающий мир», «Путешествие в старину» Автор С. С. Кузнецова; иллюстрированный материал «Я и предметный мир» (плакаты, открытки, рисунки детей);картотека настольно-печатных игр на тему «Предметы»;стихи, пословицы и поговорки – картотека.

Проект «Путешествие в прошлое вещей»

Составила проект: Фролова Г. И.

Тип проекта: групповой, краткосрочный, исследовательски – творческий

По характеру участия ребенка: ребенок – участник общения

По характеру контактов: в контакте со сверстниками и с другими людьми

По количеству участников: коллективный

По продолжительности: краткосрочный

Планируемый результат: Повышение уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о старинных предметах быта.

Проект состоит из 3 этапов.

Этап 1. Постановка проблемы, цели, задач.

Мотив.

«Не навреди!» - одна из заповедей человеческой жизни. Воспитание маленьких дошкольников в духе ценностей к предметам прошлого, нашего культурного наследия – одна из сторон воспитания в детском саду. Любовь, понимание и забота к окружающему. Эти чувства целесообразно воспитывать именно в дошкольном детстве.

Как показывает диагностическое обследование

• Большинство современных детей редко обращают внимание на предметы старины.

• Ребенок не знает, что можно делать с ними, каково их предназначение

• На сегодняшний день далеко не все семьи рассказывают об истории развития техники, предметов обихода, какими они были несколько лет назад.

К сожалению, мы часто забываем о том, что планета Земля – наш общий дом. Каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Бывает обидно, когда в наш безумный век скоростей, вечно куда-то спеша, мы забываем посмотреть вокруг себя, чтобы заметить истинную ценность предметного мира, как результата развития человечества. По вине человека многие ценные вещи прошлого бывают бездумно выброшены на помойку. А ведь можно организовать выставку в детском саду, например, часов, телефонов, зеркал и т. д

Посещая дошкольное учреждение, дети учатся любить и ценить то, чем они пользуются ежедневно, предметы обихода, одежду, игрушки, технику. Этому уделяется большое внимание, начиная с младшего дошкольного возраста, знакомя с правилами безопасного поведения.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственной позиций личности.

Постановка проблемы:

У детей недостаточно знаний об истории предметов обихода, развитии техники, какими они были несколько лет назад; что любая вещь создана трудом многих людей; что предметы имеют прошлое, настоящее и будущее

Актуальность.

Каждый день мы пользуемся огромным количеством различных вещей, не задумываясь о том, что каждая из них прошла определенный путь, зачастую длительный, прежде чем обрела привычные для нас характеристики и внешний вид. Мысль человека не стоит на месте, предметы обихода и вещи претерпевали существенные изменения, подлаживаясь под потребности человека, ритм его жизнедеятельности, привычки. Идея данного проекта возникла спонтанно, и продиктована, прежде всего, живым интересом детей подготовительной группы к тем вещам, которыми пользовались их родители, бабушки и дедушки. Так, читая рассказы, дети узнали, что раньше телевизоры были черно-белыми, показывали только две передачи и переключались с помощью специальной ручки, расположенной на корпусе телевизора. Данный факт очень удивил и позабавил детей. Вскоре после этого, мы рассматривали иллюстрации в книге К. И. Чуковского «У меня зазвонил телефон…» и увидели телефонную будку, я рассказала детям о ее предназначении. Ребятам было трудно представить себе, что у людей не было мобильных телефонов. Далее последовали вопросы о том, какими были в моем детстве часы, одежда, чайник, автомобили и другие предметы обихода, вещи. Таким образом, мы подошли к необходимости провести небольшое исследование о прошлом обычных вещей

Цель проекта.

Обогащение представлений детей об истории предметов обихода.

В соответствии с поставленной целью основные задачи проекта:

Задачи:

Обучающие

1. Узнать, как выглядели и использовались обычные вещи в прошлом;

2. Обогатить словарный запас детей новыми словами, имеющими отношение к прошлому обычных вещей.

Развивающие

1. Развивать самостоятельность и познавательную активность детей;

2. Нарисовать вещи, которые использовались в прошлом;

3. Вовлекать родителей в образовательную деятельность;

4. Составить описательный рассказ о свойствах и характеристиках вещей в прошлом.

Воспитательные

1. Воспитывать бережное отношение к вещам, их истории;

2. Воспитывать интерес к прошлому нашей страны и мира.

Ожидаемый результат:

• Повышение уровня знаний детей об истории предметов быта;

• Проявление познавательных способностей, интереса и стремление к творческой деятельности;

• Повышение детской, родительской и педагогической компетентности в вопросах истории возникновения предметов и вещей.

Второй этап. Подготовительный этап.

1. Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

2. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

3. Подборка фотографий, литературы.

Реализация проекта в разных видах деятельности

Образовательные

области Формы м методы реализации проекта

Познавательное развитие Беседы с детьми на темы:

«Жилище людей в древние времена»;

«Одежда людей в древние времена»;

«Использовании огня для приготовления пищи»;

«Способы передачи информации в прошлом»;

«Домашняя работа в прошлом и использование

бытовых приборов в быту»;

«Способы передвижения»;

«О первых куклах»;

«О первых лодках»;

«О первых книгах».

Дидактические игры

«Угадай по описанию», «Что появилось раньше?» «Если бы электричество исчезло?», «Прошлое и современное»;

Просмотр мультимедийной презентации «Вещи из прошлого»

Рассматривание иллюстраций

«Жилище»,

«Электрический ток. Бытовые приборы», «Куклы наших предков», «Гужевой транспорт», «Средства связи», «Часы», «Лодка», «Книга», «Одежда и обувь»;

Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевая игра:

«Семья», «Приготовим обед», «Мамины помощники»

Ситуативная беседа

«Расскажи по другому», «Я начну, а ты продолжи», «Что мы бы делали без газа и электричества», «Как бы мы жили без интернета», «Современные средства связи»

Речевое развитие Беседа

«Как я помогаю дома», «Какие бытовые помощники используются дома», «Как бы мы жили без гаджетов»

Загадки

«Угадай что за предмет»

Просмотр фрагментов любимых сказок Проведение игры

«Логические цепочки»

Художественно-эстетическое развитие Чтение и обсуждение народных сказок

«Как муж дома хозяйничал», «Колосок», «Морозко», «Волшебная дудочка», «Крошечка –Хаврошечка»;

Рисование

«История создания предметов», «Изба»;

Лепка

«Самовар»;

Аппликация

«Свеча»;

Изготовление традиционных тряпичных кукол;

Третий этап. Заключительный.

• Презентация детьми совместных с родителями исследований «Путешествие в прошлое вещей»;

• Оформление выставок из детских поделок, рисунков.

Взаимодействие с социумом.

Создание консультаций для родителей «Мы изучаем прошлое, зачем это нужно»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Игра — путешествие в прошлое жилища и бытовых предметов. Старшая - подготовительная группа

Программные задачи:

• Углубить знания детей об истории жилища. Научиться ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище

• Закрепить знания детей о бытовых приборах и их усовершенствовании.

• Воспитывать интерес к увиденному, многообразному миру. Воспитывать любовь к труду.

Материал:

Макеты: пещеры, шалаши деревянного дома, макет русской избы (печь, скамейки, прялка, половики, ступки, ухват, кочерга, чугун).

• Картины жилищ и бытовых приборов. Простой карандаш и лист бумаги.

Методы и приемы:

Словесный — беседа, рассуждения, рассматривание, худ.слово: загадка.

Наглядный — макеты жилища, картины жилищ людей других наций.

Практический — рисование домов.

Ход:

Ребенок подходит к воспитателю и говорит:

- Галина Ивановна смотрите мне папа подарил новый телефон и смарт часы.

Воспитатель: Здорово! Как же хорошо живется в 21-ом веке. Ребята, а какая бытовая техника есть у вас дома?

Ответы детей…. Микроволновка, холодильник, телефон, стиральная машина

Воспитатель: А какие ваши любимые блюда, напитки?

Ответы детей…. Йогурт, кока-кола, мороженное, киндер сюрпризы.

Воспитатель: Давайте с Вами поиграем! А какие ваши любимые игрушки? Принесите мне ваши любимые игрушки?

Дети приносят игрушки… (посудка детская, куклы, Лего)

Воспитатель: Ребята как здорово! А вы любите заниматься спортом? Какой спорт инвентарь у вас есть?

Ответы детей. Скакалка, гантели.

Воспитатель: Дети а знаете, что все перечисленное вами состоит из пластика?

Ответы детей…

Воспитатель: А вы знаете куда это потом девается использованный пластик?

Многие люди когда ходят в поход, бросают мусор (пластиковые бутылки от воды, обертки от шоколадок и конфет) прям в лесу. Когда у нас дома ломается техника мы вывозим на мусорку.

Воспитатель читает стих.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей, возле тополька,

Воду пью из родника.

Где-то дома, у метро,

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,

Можно многое купить,

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Но нельзя купить россу,

Птичье пение в лесу.

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

Играет мелодичная музыка с птицами,потом птицы замолкают и воспитатель спрашивает: Дети а вы хотите попасть в прошлое?

Сегодня мы с вами отправимся в музей, чтобы совершить путешествие в прошлое жилища.

Мы узнаем, где живут сейчас; на чем готовили еду раньше и теперь.

Почему человек всегда благоустраивал свое жилище.

Воспитатель: Дети вы знаете какие бывают дома? Из чего состоят?

Ответ детей:

Воспитатель: да все правильно! Шло время — появились инструменты, люди научились обрабатывать дерево. И человек понял, что из дерева можно сделать множество разных предметов (дома, дачи, мебель и т. п.)

В нем есть и окна, и двери, и крыша, и печь.

Очень холодно зимой на севере Канады. В этом краю живут в своих иглу эскимосы.

Иглу — это домик. Он построен их снежных глыб.В иглу все из снега: и лежанка и мебель. А вместо стекол льдинки.

• Это домик — юрта. Она нужна монгольским пастухам. Они пасут скот сегодня — здесь, а завтра — там. Разберут свои складные домики юрты, погрузят на телегу и поехали.

• А это бамбуковые дома. Такие можно увидеть во Вьетнаме. В этих домах все из бамбука, а крыша из листьев бамбука.

• Это яранга — жилище чукчей. Это дома из шестов, покрытые оленьими шкурами. В железной печурке трещит огонь, где варится оленина.

А теперь игра «Назовите профессию строительную» (в кругу с мячом).

Варианты: бульдозерист, архитектор, слесарь, электрик, крановщик, маляр, штукатур, плотник, сантехник, жестянщик, сварщик, стекольщик, стропольщик.

Воспитатель: Дети, мы с вами много читали о том, что есть люди других национальностей, у них свои жилища и строят они их в зависимости от климатических условий в которых они живут, рассматривали и картинки в книжках.

Почему в деревнях люди строят маленькие деревянные дома, а в городах многоэтажные?

Потому что в городах живет много народа, а в деревнях мало.

Подойдите к столу и возьмите картинки тех жилищ, о которых вы знаете и хотите рассказать.

Удобен деревянный дом, но все же люди не остановились на этом и в больших городах люди строят многоэтажные дома.

Почему в деревнях люди строят маленькие деревянные дома, а в городах многоэтажные?

• Потому что в городах живет много народа, а в деревнях мало.

Воспитатель: Давайте мы с вами познакомимся с инвентарем русского дома

Воспитатель: Символом русской избы является русская печь.

Ребята, а меленьким детям можно пользоваться печкою без присмотра родителей?

Ответ детей: Нет.

Знакомство с русской избой.В русской избе все деревянное: пол, стол, скамейка и т. д.

• А это кадка, в ней люди мочили яблоки, солили огурцы и капусту. А что это за старинный предмет?

• Прялка. Люди пряли шерсть и вязали из нее носки и варежки.

• А это?

• Половики. Люди в старину сами их ткали, а теперь у нас на полу лежат красивые ковры.

• А для чего нужна печь в доме?

Воспитатель: Чтобы было тепло, уютно. Раньше в печи готовили все! Грели воду, варили супы, пекли пироги!

Смотрят инвентарь для приготовления в печи.

• В печи готовили еду и себе, и домашнему хозяйству. Сушили одежду и обувь, ягоды и грибы, рыбу.

На печи можно было спать. Там есть лежанка.

• А сколько много забавных историй рассказано на русской печи, сказок. Дети любили наблюдать за работой родителей, глядя на них с печи.

А уж когда заболеет кто-нибудь, ложились на лежанку и грелись, лечились от простудных заболеваний.

Ребята а какие сказки вы помните о русской печке, назовите их?

• Жихарка, По щучьему велению, Трое из Простоквашино и т. д.

Есть много пословиц и поговорок о печи какие вы помните?

«Мала печка, да тепленька», «Хорошая печь — гордость печника и хозяина», «Что есть в печи — на стол мечи».

В нашем музее есть печь.

Воспитатель Татьяна нам расскажет и покажет, как правильно топить печь.

• Сначала надо открыть трубы и заслонку. Взять дрова и положить их в печь «колодцем». Взять чугун и ухватом поставить его в печь. А чтобы быстрее сварились щи да каша, нужно помешать угольки.

Воспитатель:А теперь давайте вспомним на чем готовил еду первобытный человек?

Дети: На костре.

Воспитатель: Да, поэтому мясо, которое они жарили на костре, было черным, подгорало и было неприятное на вид.

Шло время, человек стал пользоваться печкой. Но в печь шло много дров, она занимала много места в доме. И люди изобрели керосинку.

• А из чего получают керосин?

• Из нефти.

Во внутрь наливают керосин, поджигают, ставят кастрюлю на подставку. Быстро и удобно. Когда я была маленькой, то моя мама готовила еду вот на такой керосинке. Шло время, менялись бытовые приборы для приготовления пищи. Отгадайте мою загадку и вы узнаете на чем я дома готовлю еду.

Загадка:

«Четыре синих солнца

есть у меня на кухне,

четыре синих солнца

горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины

До завтра солнца не нужны»

(Газ. плита)

Да, я дома готовлю еду на газовой плите.

Вот как совершенствовалось жилище человека и вместе с ним совершенствовались бытовые приборы.

Кто знает, может быть, пройдет время, вы станете взрослыми и кто-нибудь из вас изобретет новый бытовой прибор или построит необычный дом.

Посмотрите какой за время нашей экскурсии испекся в нашей русской печи!

Угощают детей пирогом.

Публикации по теме:

«Путешествие в прошлое» «Динозавры» (сюжетная лепка)«Путешествие в прошлое» «Динозавры» (сюжетная лепка) Детям всегда интересны таинственные миры прошлого. Тема существования динозавров также увлекает детей как Космос или современная техника.

Фотоотчёт «Путешествие в незабываемое прошлое «Когда была Война!»Фотоотчёт «Путешествие в незабываемое прошлое «Когда была Война!» Фотоотчёт: «Путешествие в незабываемое прошлое: «Когда была Война!» Запысова М. И. Цель: Формируем в детях гражданско – патриотическое воспитание.

Календарное планирование «Путешествие в прошлое. Как жили на Руси» Тема данного планирования появилась не случайно. Для детей старшего дошкольного возраста характерно интересоваться тем, что и как было раньше.

Конспект занятия «Новое путешествие в прошлое электрической лампочки» Цели: •Познакомить детей с историей электрической лампочки. •Вызвать интерес к прошлому этого предмета. •Закреплять навыки безопасного.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Проект «Путешествие в прошлое вещей»
Опубликовано: 1 декабря 2020 в 22:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Стенгазета «15 января — день зимующих птиц России»
Мой предыдущий рассказ был о том, как мы с детьми готовили угощение для птиц в честь их «праздника». Но это было не единственное мероприятие в рамках...
Консультация для родителей «Одеваем ребёнка на прогулку»
Консультация для родителей «Одеваем ребёнка на прогулку» Прогулки в детском саду по режиму должны быть ежедневные. Они положительно сказываются на...
Фотоотчет о проведении акции «Сохраним зеленую елочку»
Ель – это прекрасное и удивительное растение. Именно оно встречает нас, когда мы входим в лес. Как свободно дышится в еловом лесу. Сколько пользы оно...