Папки-передвижки

Проект «Путешествие в прошлое вещей»

Галина Фролова
Проект «Путешествие в прошлое вещей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида № 31».

«Голубая стрела»

Тема проекта :

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ВЕЩЕЙ”.

Руководитель: воспитатель МБДОУ «ДСОВ №31»

Фролова Галина Ивановна

Г. Туапсе 2020г.

Срок реализации: 1 занятие

Участники проекта : дети старшей группы, педагог, родители.

Публикация «Проект „Путешествие в прошлое вещей“» размещена в разделах

Ресурсное обеспечение проекта : Фотоматериалы из цикла «В мире старых вещей», «Человек и окружающий мир», «Путешествие в старину» Автор С. С. Кузнецова; иллюстрированный материал «Я и предметный мир» (плакаты, открытки, рисунки детей);картотека настольно-печатных игр на тему «Предметы»;стихи, пословицы и поговорки – картотека.

Проект «Путешествие в прошлое вещей»

Составила проект : Фролова Г. И.

Тип проекта : групповой, краткосрочный, исследовательски – творческий

По характеру участия ребенка: ребенок – участник общения

По характеру контактов: в контакте со сверстниками и с другими людьми

По количеству участников: коллективный

По продолжительности: краткосрочный

Планируемый результат: Повышение уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о старинных предметах быта.

Проект состоит из 3 этапов.

Этап 1. Постановка проблемы, цели, задач.

Мотив.

«Не навреди!» - одна из заповедей человеческой жизни. Воспитание маленьких дошкольников в духе ценностей к предметам прошлого, нашего культурного наследия – одна из сторон воспитания в детском саду. Любовь, понимание и забота к окружающему. Эти чувства целесообразно воспитывать именно в дошкольном детстве.

Как показывает диагностическое обследование

• Большинство современных детей редко обращают внимание на предметы старины.

• Ребенок не знает, что можно делать с ними, каково их предназначение

• На сегодняшний день далеко не все семьи рассказывают об истории развития техники, предметов обихода, какими они были несколько лет назад.

К сожалению, мы часто забываем о том, что планета Земля – наш общий дом. Каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Бывает обидно, когда в наш безумный век скоростей, вечно куда-то спеша, мы забываем посмотреть вокруг себя, чтобы заметить истинную ценность предметного мира, как результата развития человечества. По вине человека многие ценные вещи прошлого бывают бездумно выброшены на помойку. А ведь можно организовать выставку в детском саду, например, часов, телефонов, зеркал и т. д

Посещая дошкольное учреждение, дети учатся любить и ценить то, чем они пользуются ежедневно, предметы обихода, одежду, игрушки, технику. Этому уделяется большое внимание, начиная с младшего дошкольного возраста, знакомя с правилами безопасного поведения.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственной позиций личности.

Постановка проблемы:

У детей недостаточно знаний об истории предметов обихода, развитии техники, какими они были несколько лет назад; что любая вещь создана трудом многих людей; что предметы имеют прошлое, настоящее и будущее

Актуальность.

Каждый день мы пользуемся огромным количеством различных вещей, не задумываясь о том, что каждая из них прошла определенный путь, зачастую длительный, прежде чем обрела привычные для нас характеристики и внешний вид. Мысль человека не стоит на месте, предметы обихода и вещи претерпевали существенные изменения, подлаживаясь под потребности человека, ритм его жизнедеятельности, привычки. Идея данного проекта возникла спонтанно, и продиктована, прежде всего, живым интересом детей подготовительной группы к тем вещам, которыми пользовались их родители, бабушки и дедушки. Так, читая рассказы, дети узнали, что раньше телевизоры были черно-белыми, показывали только две передачи и переключались с помощью специальной ручки, расположенной на корпусе телевизора. Данный факт очень удивил и позабавил детей. Вскоре после этого, мы рассматривали иллюстрации в книге К. И. Чуковского «У меня зазвонил телефон…» и увидели телефонную будку, я рассказала детям о ее предназначении. Ребятам было трудно представить себе, что у людей не было мобильных телефонов. Далее последовали вопросы о том, какими были в моем детстве часы, одежда, чайник, автомобили и другие предметы обихода, вещи. Таким образом, мы подошли к необходимости провести небольшое исследование о прошлом обычных вещей

Цель проекта.

Обогащение представлений детей об истории предметов обихода.

В соответствии с поставленной целью основные задачи проекта :

Задачи:

Обучающие

1. Узнать, как выглядели и использовались обычные вещи в прошлом;

2. Обогатить словарный запас детей новыми словами, имеющими отношение к прошлому обычных вещей.

Развивающие

1. Развивать самостоятельность и познавательную активность детей;

2. Нарисовать вещи, которые использовались в прошлом;

3. Вовлекать родителей в образовательную деятельность;

4. Составить описательный рассказ о свойствах и характеристиках вещей в прошлом.

Воспитательные

1. Воспитывать бережное отношение к вещам, их истории;

2. Воспитывать интерес к прошлому нашей страны и мира.

Ожидаемый результат:

• Повышение уровня знаний детей об истории предметов быта;

• Проявление познавательных способностей, интереса и стремление к творческой деятельности;

• Повышение детской, родительской и педагогической компетентности в вопросах истории возникновения предметов и вещей.

Второй этап. Подготовительный этап.

1. Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

2. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.

3. Подборка фотографий, литературы.

Реализация проекта в разных видах деятельности

Образовательные

области Формы м методы реализации проекта

Познавательное развитие Беседы с детьми на темы:

«Жилище людей в древние времена»;

«Одежда людей в древние времена»;

«Использовании огня для приготовления пищи»;

«Способы передачи информации в прошлом»;

«Домашняя работа в прошлом и использование

бытовых приборов в быту»;

«Способы передвижения»;

«О первых куклах»;

«О первых лодках»;

«О первых книгах».

Дидактические игры

«Угадай по описанию», «Что появилось раньше?» «Если бы электричество исчезло?», «Прошлое и современное»;

Просмотр мультимедийной презентации «Вещи из прошлого»

Рассматривание иллюстраций

«Жилище»,

«Электрический ток. Бытовые приборы», «Куклы наших предков», «Гужевой транспорт», «Средства связи», «Часы», «Лодка», «Книга», «Одежда и обувь»;

Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевая игра:

«Семья», «Приготовим обед», «Мамины помощники»

Ситуативная беседа

«Расскажи по другому», «Я начну, а ты продолжи», «Что мы бы делали без газа и электричества», «Как бы мы жили без интернета», «Современные средства связи»

Речевое развитие Беседа

«Как я помогаю дома», «Какие бытовые помощники используются дома», «Как бы мы жили без гаджетов»

Загадки

«Угадай что за предмет»

Просмотр фрагментов любимых сказок Проведение игры

«Логические цепочки»

Художественно-эстетическое развитие Чтение и обсуждение народных сказок

«Как муж дома хозяйничал», «Колосок», «Морозко», «Волшебная дудочка», «Крошечка –Хаврошечка»;

Рисование

«История создания предметов», «Изба»;

Лепка

«Самовар»;

Аппликация

«Свеча»;

Изготовление традиционных тряпичных кукол;

Третий этап. Заключительный.

• Презентация детьми совместных с родителями исследований «Путешествие в прошлое вещей»;

• Оформление выставок из детских поделок, рисунков.

Взаимодействие с социумом.

Создание консультаций для родителей «Мы изучаем прошлое, зачем это нужно»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Игра — путешествие в прошлое жилища и бытовых предметов. Старшая - подготовительная группа

Программные задачи:

• Углубить знания детей об истории жилища. Научиться ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище

• Закрепить знания детей о бытовых приборах и их усовершенствовании.

• Воспитывать интерес к увиденному, многообразному миру. Воспитывать любовь к труду.

Материал:

Макеты: пещеры, шалаши деревянного дома, макет русской избы (печь, скамейки, прялка, половики, ступки, ухват, кочерга, чугун).

• Картины жилищ и бытовых приборов. Простой карандаш и лист бумаги.

Методы и приемы:

Словесный — беседа, рассуждения, рассматривание, худ. слово: загадка.

Наглядный — макеты жилища, картины жилищ людей других наций.

Практический — рисование домов.

Ход:

Ребенок подходит к воспитателю и говорит:

- Галина Ивановна смотрите мне папа подарил новый телефон и смарт часы.

Воспитатель: Здорово! Как же хорошо живется в 21-ом веке. Ребята, а какая бытовая техника есть у вас дома?

Ответы детей…. Микроволновка, холодильник, телефон, стиральная машина

Воспитатель: А какие ваши любимые блюда, напитки?

Ответы детей…. Йогурт, кока-кола, мороженное, киндер сюрпризы.

Воспитатель: Давайте с Вами поиграем! А какие ваши любимые игрушки? Принесите мне ваши любимые игрушки?

Дети приносят игрушки… (посудка детская, куклы, Лего)

Воспитатель: Ребята как здорово! А вы любите заниматься спортом? Какой спорт инвентарь у вас есть?

Ответы детей. Скакалка, гантели.

Воспитатель: Дети а знаете, что все перечисленное вами состоит из пластика?

Ответы детей…

Воспитатель: А вы знаете куда это потом девается использованный пластик?

Многие люди когда ходят в поход, бросают мусор (пластиковые бутылки от воды, обертки от шоколадок и конфет) прям в лесу. Когда у нас дома ломается техника мы вывозим на мусорку.

Воспитатель читает стих.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей, возле тополька,

Воду пью из родника.

Где-то дома, у метро,

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,

Можно многое купить,

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Но нельзя купить россу,

Птичье пение в лесу.

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

Играет мелодичная музыка с птицами, потом птицы замолкают и воспитатель спрашивает: Дети а вы хотите попасть в прошлое?

Сегодня мы с вами отправимся в музей, чтобы совершить путешествие в прошлое жилища.

Мы узнаем, где живут сейчас; на чем готовили еду раньше и теперь.

Почему человек всегда благоустраивал свое жилище.

Воспитатель: Дети вы знаете какие бывают дома? Из чего состоят?

Ответ детей:

Воспитатель: да все правильно! Шло время — появились инструменты, люди научились обрабатывать дерево. И человек понял, что из дерева можно сделать множество разных предметов (дома, дачи, мебель и т. п.)

В нем есть и окна, и двери, и крыша, и печь.

Очень холодно зимой на севере Канады. В этом краю живут в своих иглу эскимосы.

Иглу — это домик. Он построен их снежных глыб. В иглу все из снега: и лежанка и мебель. А вместо стекол льдинки.

• Это домик — юрта. Она нужна монгольским пастухам. Они пасут скот сегодня — здесь, а завтра — там. Разберут свои складные домики юрты, погрузят на телегу и поехали.

• А это бамбуковые дома. Такие можно увидеть во Вьетнаме. В этих домах все из бамбука, а крыша из листьев бамбука.

• Это яранга — жилище чукчей. Это дома из шестов, покрытые оленьими шкурами. В железной печурке трещит огонь, где варится оленина.

А теперь игра «Назовите профессию строительную» (в кругу с мячом).

Варианты: бульдозерист, архитектор, слесарь, электрик, крановщик, маляр, штукатур, плотник, сантехник, жестянщик, сварщик, стекольщик, стропольщик.

Воспитатель: Дети, мы с вами много читали о том, что есть люди других национальностей, у них свои жилища и строят они их в зависимости от климатических условий в которых они живут, рассматривали и картинки в книжках.

Почему в деревнях люди строят маленькие деревянные дома, а в городах многоэтажные?

Потому что в городах живет много народа, а в деревнях мало.

Подойдите к столу и возьмите картинки тех жилищ, о которых вы знаете и хотите рассказать.

Удобен деревянный дом, но все же люди не остановились на этом и в больших городах люди строят многоэтажные дома.

Почему в деревнях люди строят маленькие деревянные дома, а в городах многоэтажные?

• Потому что в городах живет много народа, а в деревнях мало.

Воспитатель: Давайте мы с вами познакомимся с инвентарем русского дома

Воспитатель: Символом русской избы является русская печь.

Ребята, а меленьким детям можно пользоваться печкою без присмотра родителей?

Ответ детей: Нет.

Знакомство с русской избой. В русской избе все деревянное: пол, стол, скамейка и т. д.

• А это кадка, в ней люди мочили яблоки, солили огурцы и капусту. А что это за старинный предмет?

• Прялка. Люди пряли шерсть и вязали из нее носки и варежки.

• А это?

• Половики. Люди в старину сами их ткали, а теперь у нас на полу лежат красивые ковры.

• А для чего нужна печь в доме?

Воспитатель: Чтобы было тепло, уютно. Раньше в печи готовили все! Грели воду, варили супы, пекли пироги!

Смотрят инвентарь для приготовления в печи.

• В печи готовили еду и себе, и домашнему хозяйству. Сушили одежду и обувь, ягоды и грибы, рыбу.

На печи можно было спать. Там есть лежанка.

• А сколько много забавных историй рассказано на русской печи, сказок. Дети любили наблюдать за работой родителей, глядя на них с печи.

А уж когда заболеет кто-нибудь, ложились на лежанку и грелись, лечились от простудных заболеваний.

Ребята а какие сказки вы помните о русской печке, назовите их?

• Жихарка, По щучьему велению, Трое из Простоквашино и т. д.

Есть много пословиц и поговорок о печи какие вы помните?

«Мала печка, да тепленька», «Хорошая печь — гордость печника и хозяина», «Что есть в печи — на стол мечи».

В нашем музее есть печь.

Воспитатель Татьяна нам расскажет и покажет, как правильно топить печь.

• Сначала надо открыть трубы и заслонку. Взять дрова и положить их в печь «колодцем». Взять чугун и ухватом поставить его в печь. А чтобы быстрее сварились щи да каша, нужно помешать угольки.

Воспитатель:А теперь давайте вспомним на чем готовил еду первобытный человек?

Дети: На костре.

Воспитатель: Да, поэтому мясо, которое они жарили на костре, было черным, подгорало и было неприятное на вид.

Шло время, человек стал пользоваться печкой. Но в печь шло много дров, она занимала много места в доме. И люди изобрели керосинку.

• А из чего получают керосин?

• Из нефти.

Во внутрь наливают керосин, поджигают, ставят кастрюлю на подставку. Быстро и удобно. Когда я была маленькой, то моя мама готовила еду вот на такой керосинке. Шло время, менялись бытовые приборы для приготовления пищи. Отгадайте мою загадку и вы узнаете на чем я дома готовлю еду.

Загадка:

«Четыре синих солнца

есть у меня на кухне,

четыре синих солнца

горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины

До завтра солнца не нужны»

(Газ. плита)

Да, я дома готовлю еду на газовой плите.

Вот как совершенствовалось жилище человека и вместе с ним совершенствовались бытовые приборы.

Кто знает, может быть, пройдет время, вы станете взрослыми и кто-нибудь из вас изобретет новый бытовой прибор или построит необычный дом.

Посмотрите какой за время нашей экскурсии испекся в нашей русской печи!

Угощают детей пирогом.

Публикации по теме:

«Путешествие в прошлое» «Динозавры» (сюжетная лепка)«Путешествие в прошлое» «Динозавры» (сюжетная лепка) Детям всегда интересны таинственные миры прошлого. Тема существования динозавров также увлекает детей как Космос или современная техника.

Фотоотчёт «Путешествие в незабываемое прошлое «Когда была Война!»Фотоотчёт «Путешествие в незабываемое прошлое «Когда была Война!» Фотоотчёт: «Путешествие в незабываемое прошлое: «Когда была Война!» Запысова М. И. Цель: Формируем в детях гражданско – патриотическое воспитание.

Календарное планирование «Путешествие в прошлое. Как жили на Руси» Тема данного планирования появилась не случайно. Для детей старшего дошкольного возраста характерно интересоваться тем, что и как было раньше.

Конспект занятия «Новое путешествие в прошлое электрической лампочки» Цели: •Познакомить детей с историей электрической лампочки. •Вызвать интерес к прошлому этого предмета. •Закреплять навыки безопасного.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое утюга»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое утюга» Цель: продолжать раскрывать перед детьми удивительный, многообразный мир, мир продуктов творческой деятельности человека, вызвать восхищение.

Фотоотчет о семинаре по музейной педагогике «Путешествие в прошлое через старинные предметы»Фотоотчет о семинаре по музейной педагогике «Путешествие в прошлое через старинные предметы» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования.

НОД «Путешествие в прошлое куклы»НОД «Путешествие в прошлое куклы» Содержание организованной образовательной деятельности. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.

Проект «Путешествие в прошлое утюга»Проект «Путешествие в прошлое утюга» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА. Идея данного проекта возникла спонтанно. Так, после стирки кукольного белья возникла проблема - белье высохло,.

Фотоотчет о тематической неделе «Путешествие в прошлое. Мир динозавров»Фотоотчет о тематической неделе «Путешествие в прошлое. Мир динозавров» В рамках тематического планирования в нашей группе прошла неделя " Путешествие в прошлое. Мир динозавров". Мы с коллегой (Т. С. Гаричевой).

Занятие «Путешествие в прошлое ручки» для детей подготовительной группыЗанятие «Путешествие в прошлое ручки» для детей подготовительной группы Цель: познакомить детей с историей ручки. Задачи: продолжать развивать знание детей с процессом преобразования ручки, активизировать мыслительную.

Автор публикации:
Проект «Путешествие в прошлое вещей»
Опубликовано: 1 декабря 2020 в 22:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД