Лучший педагог года

НОД с экспериментированием «Удивительный камень» (с детьми 5–6 лет)

Наталья Литовцева
НОД с экспериментированием «Удивительный камень» (с детьми 5–6 лет)

Цель: познакомить детей со свойствами каменного угля.

Задачи:

- учить детей приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

- развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, связную речь, память, предпосылки диалектического мышления;

- воспитывать познавательный интерес к природным богатствам родного края.

Публикация «НОД с экспериментированием „Удивительный камень“ (с детьми 5–6 лет)» размещена в разделах

Материалы к занятию: посылка с каменным углём, записка от Хозяйки медной горы, тарелочки с каменным углём на каждого ребёнка, лупы по количеству детей, стаканчики с водой и палочки (по количеству детей, молоток, влажные и сухие салфетки, древесный уголь для рисования, шапочки в лабораторию по количеству детей.

Предварительная работа: беседа на тему «Уголь богатство Кузбасса», Экскурсия в детскую библиотеку.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята к нам в детский сад пришла посылка. В адресате посылки указано: «Детям группы «Лучики». Правильно ли доставлена посылка? (дети отвечают)

- Хотите узнать, что же находиться в посылке? (дети отвечают)

- Тогда открываем! (Открывает посылку, и достаёт записку. Читает её детям.)

«Здравствуйте, дорогие дети! Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам посылку с предметом неживой природы. А что это за предмет, вы узнаете, отгадав загадку. Желаю удачи. «Хозяйка Медной горы».

– Что ж, слушайте загадку:

С виду неприглядный камень,

Он в земле лежит пластами.

Чтоб наверх его поднять,

Надо в шахте побывать.

Под землёю огоньки –

Это в шахте горняки.

Отбивают молотками

Этот очень нужный камень.

Он имеет чёрный цвет,

Всем даёт тепло и свет.

Воспитатель: Догадались, о каком камне идёт речь? Вот он какой, каменный уголь.

(Достаёт из посылки кусочек каменного угля. Показывает его детям.) А хотите послушать сказку о каменном угле?

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил - был царь. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подал царю. простой чёрный уголёк.

«Прочь отсюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!»

Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают - света нет, холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа - то нет, а без него ни меча не сковать, ни пули не отлить). Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан: «Батюшки, ни одной пуговицы!» И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но даже пластмассовые пуговицы тоже с применением угля делают. Даже картины в царской галерее стали бледными, потому что многие краски из чёрного уголька делают. Взмолился царь: «Уголёк, не помни зла, вернись!» Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой» (по Г. Юрмину).

- Вот поэтому уголь называют «чёрным золотом»

Мы уже с знаем с вами, что каменный уголь - это не просто камень, это полезное ископаемое, которое образуется в недрах Земли из остатков древних растений, которые росли на болотах. Шахтёры добывают его из земли. Земные ресурсы не бесконечны, люди должны бережно относиться к тому, что им даёт природа. ….

- Ребята, а хотите с угольком познакомиться по ближе? (Дети отвечают).

- Тогда давайте все вместе отправимся в детскую научную лабораторию для проведения опытов (Дети видят надпись «детская научная лаборатория». Подходят к ней.)

Воспитатель:

- Перед тем как приступить к нашим опытом нам нужно одеть халаты (или фартуки). В лаборатории принято работать в халатах (Дети одевают фартуки).

- Пройдите к столам, и займите своё рабочее место. Если вы согласны, то я буду вашим научным руководителем. Чтобы ваши пальчики были послушными, сделаем для них гимнастику:

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

Воспитатель:

- Посмотрите, что у вас на столе? (ответы детей). Это то, что нам нужно для проведения опытов, каменный уголь, который прислала нам хозяйка Медной горы.

Воспитатель:

-Какого цвета уголь? (Он чёрный).

Воспитатель:

- Уголь твёрдый или мягкий? Он твердый. Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый? - Пробовали надавить на него или сжать в руке (Твердый)

Воспитатель:

- Как вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт (Воспитатель ударяет по куску каменного угля молотком - он рассыпался на несколько мелких кусочков). - Какой вывод можно сделать?

Дети:

- Каменный уголь твёрдый, но не такой прочный.

Воспитатель:

- Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь? Он пачкается. Положите уголь и вытрите руки салфеткой. (Пачкает руки)

Воспитатель:

- Возьмите лупу и рассмотрите его. Что вы видите?

Дети:

- Он бугристый, шероховатая поверхность.

Воспитатель:

- Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду? (Предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит? (Появляются пузырьки).

Дети:

- Во всех камнях есть воздух, а в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею – появляются пузырьки. Уголь утонул.

Воспитатель:

- Почему?

Дети:

- Он тяжёлый.

Воспитатель:

- Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить? (Помешать воду палочкой).

- Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?

Дети:

- Не растворяется. (Поместить модель).

Воспитатель:

- Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов?

Дети:

- Уголь чёрный, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски, он пачкается, он бугристый как дерево, уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других жидкостях.

Воспитатель: Какое настроение у вас от проделанной работы?

- Что вас больше всего порадовало во время работы?

- Какие слова вы бы хотели сказать угольку?

Воспитатель:

- Ребята, наша работа в лаборатории подошла к концу, я предлагаю вернуться на свои места.

Воспитатель:

- Мне показалось, что в посылке ещё что-то было. Смотрите, здесь угольки. Если мы возьмём уголёк в руки и проведём по листу бумаги, на листе останется черный след. Поэтому уголёк можно также использовать вместо карандаша. Давайте нарисуем угольком картинки на свободную тему, а потом сделаем выставку наших работ.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшей группы «Удивительный подводный мир»Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми младшей группы «Удивительный подводный мир» Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми с учетом интеграции образовательных областей: «Социализация»,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Удивительный песок» Цель. Формирование навыков у детей к исследовательской деятельности Задачи: Формировать умение определять свойства песка, его изменения.

Конспект НОД «Магнит — волшебный камень» Конспект итоговой непрерывной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему «Магнит-волшебный.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Небольшой наш город Камень, а дороже нет» Тема:«Небольшой наш город Камень, а дороже нет».Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, как средство формирования.

Конспект НОД «Волшебный камень» с использованием ИКТ в подготовительной группеКонспект НОД «Волшебный камень» с использованием ИКТ в подготовительной группе Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный камень» с использованием ИКТ (подготовительная группа) Цель: развитие.

Конспект занятия по краеведению «Шаман-камень» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №45» муниципального образования города.

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Превращение энергии» с экспериментированием Программное содержание: дать простейшее определение понятию «Энергия», показать разные виды энергии; развивать аналитический склад ума,.

Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы на прогулке «Удивительный песок»Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы на прогулке «Удивительный песок» Образовательная деятельность с детьми на прогулке «Удивительный песок». Цель: расширить представления детей о песке. Задачи: - Продолжать.

Осенний праздник для детей подготовительной группы «Путевой камень»Осенний праздник для детей подготовительной группы «Путевой камень» Зал оформлен под осенний лес. В зал заходит ведущий. Ведущий: Быстро короткое лето промчалось, Вот и осень показалась. Все деревья, кроме.

Занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень магнит» Воспитатель: Ребята, сегодня в группу к нам пришло видеообращение, давайте посмотрим. (Включает видео обращение) Гномы на экране: Здравствуйте,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД с экспериментированием «Удивительный камень» (с детьми 5–6 лет)
Опубликовано: 20 декабря 2015 в 07:50
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД