НОД совместно с родителями в старшей группе. Тема: «Как мы помогали Весне Зиму побороть» (традиции встречи Весны на Руси)

Елена Колесникова
НОД совместно с родителями в старшей группе. Тема: «Как мы помогали Весне Зиму побороть» (традиции встречи Весны на Руси)

Цель: способствовать проявлению осознанно-нравственного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», Социально — коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Задачи:

«Познавательное развитие»

- развивать интерес к русской культуре: знакомить с традициями и обычаями праздника «Сороки, Жаворонки»; - формировать у детей элементарные экологические знания о природе (правила поведения в природе; приметы весны, день весеннего равноденствия); - расширять представления детей о перелетных и зимующих птицах (грач, скворец, жаворонок); первоцветах занесенных в Красную книгу (ландыш, подснежник, хохлатка); -развивать познавательный интерес, любознательность.

«Социально — коммуникативное развитие» -Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе у детей и взрослых; -развивать общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми. Развивать самостоятельность.

«Художественно-эстетическое развитие» - развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной творческой деятельности (лепка из теста обрядового печенья «жаворонки»; закреплять способы лепки птиц, передавать форму и относительную величину туловища и головы) - формировать нравственное отношение к семейным традициям.

«Физическое развитие»

Способствовать формированию потребности в двигательной активности на основе народного фольклора (подвижные игры, пальчиковые игры).

«Речевое развитие»

обогатить и активизировать словарь детей по теме «Весна»; закреплять умение отгадывать загадки; развивать умение использовать в речи народный фольклор (заклички).

Ожидаемые результаты: формирование духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности, представления о том, что человек- часть природы и от каждого из нас зависит ее сохранность; формирование желание помогать и защищать природу; практическое освоение участниками навыков изготовления традиционной выпечки в рамках транслируемого опыта; повышение педагогической культуры родителей, обогащение родительско-детских отношений опытом эмоционально-насыщенного общения, возможность использовать полученные знания.

Используемые методы обучения

Словесный – беседа, объяснение; загадки, заклички, поговорки, пословицы. Наглядный – презентация, коромысла, камушки, картинки- иллюстрации птиц, цветов и образцы обрядовой выпечки «жаворонки». Демонстрационный – показ традиционных способов изготовления «жаворонков». Практический – творчески-репродуктивный по характеру деятельности.

Предварительная работа: разучивание закличек о весне, знакомство с перелетными птицами (внешний вид, повадки и др., первоцветами, работа над формированием у детей основного экологического образования (правила поведения в природе; растения и животные Красной книги) чтение художественной литературы.

Ход.

Под русскую народную музыку «Веснянка» дети с воспитателем входят в зал. Воспитатель обращается к детям: по старой доброй традиции к нам пришли наши родители. Им очень нравится с нами заниматься. А вам нравиться? (ответы детей). Приглашайте родителей к себе. (Дети берут своих родителей за руки).

Воспитатель предлагает всем встать в круг.

«Давайте поздороваемся так, как на Руси в особых случаях здоровались

Воспитатель показывает, дети и взрослые повторяют слова и движения.

Здравствуй, небо (поднимают руки вверх) Здравствуй, земля (приседают, показывают руками вниз) Здравствуйте, мои друзья! (делают поклон по-русски от сердца)».

Воспитатель:

Мы собрались здесь сегодня в удивительный и необычный день. День необычный не только потому что пришли родители и гости.

Кто знает какой сегодня день? (ответы детей и родителей)

Воспитатель уточняет: День 22 марта считался у русского народа большим праздником, отмечали его весело и торжественно – ведь он открывал Весну.

Кто знает, как назывался этот день, этот праздник? (ответы детей и родителей).

Воспитатель обобщает ответы детей и родителей:

Назывался этот день «Сорок сороков» или «Сороки» а еще «Жаворонки». Древний славянский праздник «Сороки» или «Жаворонки» многие уже не помнят и мало кто вообще знает. И это очень печально, потому что этот праздник имеет свой интересный смысл, свою историю и свои обычаи, и свою тайну…

А вот какую мы именно сегодня можем узнать. Хотите? Давайте сядем рядком, да поговорим ладком. Дети и родители присаживаются на стульчики, коврик, «Завалинки».

Воспитатель: в народе считалось что в этот день Весна с Зимой встречаются. И хотя это уже вторая встреча. Но уж очень серьезный у них разговор вышел.

Слайд «Встреча Весны и Зимы»

Ребята, а как вы думаете, о чем они спорят? (ответы детей)

Воспитатель: Да, Зима никак уходить не хочет, все дорожки снегом замела, стужу напустила. Раньше люди боялись, что весна не наступит, тепло не придет. Все подмечал русский народ. Поэтому и придумывал загадки, пословицы, приметы и сказки о природе. А помните русскую народную сказку «Как весна зиму поборола»? (ответы детей).

Вот и у нас с вами как в сказке Зима не хочет уходить. Что же делать? (ответы).

Воспитатель уточняет: Да, надо Весне помочь победить Зиму лютую, ненавистную. А как мы сможем ей помочь? (ответы детей).

Воспитатель уточняет и обобщает ответы: что бы помочь, нам придется, как и Машеньке в лес пойти; ключи собирать Весне помогать Зиму замыкать. Вы согласны? (ответы детей).

А в лес можно одним ходить? (нет). А с кем можно? родителями, со взрослыми). Хорошо, что с нами сегодня родители и мы смело можем идти в лес.

Воспитатель предлагает встать в пару с родителями.

Слайд «Весенний лес»

Физкультминутка:

«В лес шагаем»

В лес весенний мы шагаем (Идут маршевым шагом). Ноги выше поднимаем. Топают ножки (Идут топающим шагом). По прямой дорожке. По узенькой дорожке (Идут на носках). Пойдут тихонько ножки. Друг за дружкой побежали. (Бегут на носочках). В лес весенний прибежали.

На экране слайд «Запрещающий знак-кирпич».

Воспитатель: Нас в лес не хотят впускать. Это происки Зимы. Ребята, если мы сейчас скажем что нельзя делать в лесу, то знак исчезнет.

Слайд «Правила поведения в лесу».

Дети называют правила поведения в лесу. Знак исчезает.

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в весенний лес… «Вот мы с вами и в лесу Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес!»

Слайд изображение весеннего леса, звуки Леса.

Воспитатель предлагает присесть на полянке.

СЛАЙД «Девушка-весна с коромыслом».

Воспитатель выносит коромысло с двумя ведерками (черное и белое).

Воспитатель: Коромысло не простое. Видите, на нём два волшебных ведёрка? В одном, тёмном, тёмная ночь живёт. В другом, светлом, ясный день. Что бы это значило? Догадались? (Варианты ответов детей и родителей)

Воспитатель уточняет ответы: сегодня 22 марта - день весеннего равноденствия. А кто-нибудь из вас знает, что это такое – равноденствие? (ответы детей)

Воспитатель уточняет: Это когда день равен ночи.

Предлагаю Весне помочь уровнять ведра дня и ночи. Для этого надо ее загадки отгадать. Поможете?

Воспитатель предлагает родителям по очереди брать из ведерка загадки и зачитывать детям. (работа в парах родитель-ребенок).

Родители читают загадку – дети отгадывают и кладут в каждое ведерко по камушку так, чтобы их было одинаково в каждом ведерке.

Загадки:

1. Ежегодно приходят к нам гости: Один седой, другой молодой, Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года)

2. Она приходит с ласкою И со своею сказкой. Волшебной палочкой взмахнёт, В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

3. Прошла зима И каждый рад. Спешит весна, И месяц … (март)

4. За ним другой стучится в дверь, Он называется … (апрель)

5. И третий весенний месяц вспоминай, И называется он (май)

Все загадки отгадали.

Вот и первая победа весны над зимой!

Получаем первый ключ.

А мы дальше идем Весне помогать.

Воспитатель: Ребята, а кто самый главный помощник Весны? (ответы детей)

Воспитатель: солнышко!

Наступит ли весна если солнышко не будет пригревать? (нет). Зима спрятала солнышко от нас. Надо нам солнышко выручать.

Слайд «Солнышко за тучей спряталось»

Воспитатель предлагает каждой паре (родитель и ребенок) взять по одному лучику и зачитать предложение, которое дети должны продолжить.

1. Весной погода бывает какая?

2. Весной День становиться…. А ночь….

3. Весной снег…

4. Весной облака какие?

5. Весной небо какое?

6. Весной капель, какая?

7. Весной одежда какая?

8. Весной травка какая?

9. Весной просыпаются после спячки кто?

Дети и родители составляют солнышко.

Воспитатель: Есть такая русская народная пословица: «При матушке добро, а при солнышке тепло».

В старину верили, что бы появилось солнышко его надо позвать, кликать, гукать. А мы с вами знаем заклички о Солнышке. Дети читают заклички (заранее выученные).

Русский народ верил, что не только заклички, но и народные игры помогали прогнать Зиму.

Играют в подвижную народную игру «Гори, гори, ясно!».

Смотрите от нашей игры даже солнышко светит ярче. Вот и еще одна победа.

Слайд Солнышко светит

Второй ключ получаем.

Воспитатель: Только солнышко начинает припекать как появляются первые… (цветы). Весна очень любит наряжать себя цветами. А зима ей не дает. Давайте поможем Весне. Вспомним цветы, которые зацветают самыми первыми.

Воспитатель: Дети, какие первые весенние цветы вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель раскладывает картинки с разными цветами

Дети и родители выбирают из разных цветов – первоцветы и объясняют свой выбор.

Как эти цветы можно назвать одним словом? (первоцветы)

Воспитатель: Внимание на экран:

Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла она печальная всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы

Выросли подснежники Снегурочкины слезы.

Слайд «Подснежники»

Потом, когда снег растает наступают теплые деньки, зацветает хохлатка.

Хохлатка - это травянистое растение. Они могут быть желтыми, синими, красными, белыми и. д. Цветение начинается в апреле и продолжается в течение трех недель. Занесена в Красную книгу Ивановской области.

Слайд «Ландыш»

А когда станет совсем-совсем тепло, даже жарко зацветает душистый ландыш.

Ландыш – ароматное растение цветет с конца весны до середины лето. Это растение так же занесено в Красную Книгу.

-Ребята, а еще эти первоцветы обладают лекарственными свойствами, о которых я расскажу вам в следующей раз.

Помогли мы цветы Весне собрать.

За это получаем Третий ключ

Ребята, а вы знаете, в старину люди верили, что весна потому и наступает, что ее из далеких краев приносят птицы. Сегодняшний день еще называли «Сороки» – сорок птиц из теплых краев возвращаются.

Слайд. Птицы. Слышите, что это за звуки? (Птицы поют).

А как мы называем птиц, которые к нам возвращаются с юга? (ответы детей)

Воспитатель: перелетные

Воспитатель: Почему некоторых птиц называют перелётными? (ответы)

А как называют птиц, которые никуда не улетают? (Зимующие)

Зима не хочет, чтобы птицы к нам прилетели. Перепутала всех птиц. Давайте, поможем Весне и отберем птиц зимующих (тех, кто с нами зимовал) и птиц перелетных, кто из теплых краев на родину возвращается.

Дети берут по одной картинке с птицами (вместе с родителями) и встают с одной стороны перелетные, с другой – зимующие (Друг напротив друга).

Воспитатель просит участников назвать тех, птиц которых выбрали. (дети в паре с родителями)

Перелетные: грач, скворец, зяблик, жаворонок

Зимующие: снегирь, синица, ворона, воробей

Кто знает какая птица прилетает к нам самая первая? (Дети отвечают)

Слайд «Грач»

Какую пользу приносят птицы? (варианты ответов)

Русский народ особенно почитал одну птичку Жаворонка.

Слайд «Жаворонок»

Не случайно праздник называется «Жаворонок». С давних времен люди почитали эту уникальную птичку. Что вы знаете о жаворонке? (ответы детей и родителей)

Воспитатель обобщает и уточняет ответы: Да, жаворонки – это певчие птицы, которые первые прилетают с юга, птицы, которые выше всех остальных птиц поднимаются в воздухе и ближе всех бывают к солнцу и своими звонкими трелями возвещают о приходе весны». Еще не сошел снег, март на дворе, а уже прилетают первыми самцы жаворонков. Занимают самые теплые проталинки, начинают петь свои звонкие песенки и ждать самочек. Начинает петь жаворонок, взлетая вверх (может взлететь до 150 метров, и чем выше взлетает птица, тем звонче его голос. Птица уникальна тем, что Песню исполняет во время полета: птица стремительно взлетает и поднимается высоко в небо, а далее жаворонок складывает крылья и камнем летит к земле.

Вот и еще одна победа весны над зимой.

Четвертый ключ получаем последний.

Вот и помогли мы Весне побороть Зиму. «Как зима не злиться, а весне покориться». «Зима весну пугает, а все равно тает».

Воспитатель обращает внимание на собранные ключи. Кто помнит за что мы получили первый ключ? второй…третий…и четвертый (ответы детей).

Воспитатель обобщает: день уравняли с ночью, отгадали загадки о весне, солнышко позвали и перелетным птицам возвратиться помогли. Все ключи собрали. Мы их Весне отдадим, а она Зиму замкнет. Где в сказке зиму замкнули? (в ледяных норах).

Пришло время и нам возвращаться в детский сад. Сейчас мы глаза закроем и произнесем: «Раз, два, три –повернись и в детском саду снова очутись!».

А давайте спросим ваших родителей справляют ли они народный праздник «Сороки, Жаворонки» сейчас, справляли ли раньше и как это происходило (рассказы родителей).

Воспитатель: в народе в старину так говорили об этом дне:

Когда вода разольется, Когда лес зазеленится, Когда день и ночь равняются, Когда птицы прилетают, Тогда и весна приходит.

Воспитатель: Что бы совсем прогнать зиму: На Руси был обычай такой: в каждом доме лепили из теста и выпекали птичек, которых называли «Жаворонками».

Слайд «Жаворонки из теста».

У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Дети ходили по селу, подбрасывали своих птичек вверх или печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки и закликали весну.

Я вам предлагаю вместе слепить жаворонков. Вы умеете лепить жаворонков? (ответы детей). Сейчас мы это сделаем все вместе.

Воспитатель: Перед тем, как мы начнем работать, подготовим наши пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику

«Мы тесто мнём, мнём, мнём. Тесто жмём, жмём, жмём- Птичку печём, птичку печём. Эта птичка – скворушка, (Загибают пальцы на руке) Эта – ласточка – подружка, Эта птичка – соловушка, Эта – кукушка, А это – звонкий жаворонок Им летать так просто! (Показывают маленькие крылышки) С миру, с пылу, с жару… Поднимитесь в воздух. (Поднимают руки вверх, потянулись) Чтоб душа дышала! (Прижимают руки к груди и разводят в стороны)

Воспитатель предлагает подойти к столу с необходимым материалом

(Дети проходят к столам, где отбирают необходимые предметы: доску, тесто, стеку, влажную салфетку; рассаживаются на места за столами)

Сейчас я вам расскажу, как мы будем её лепить. А лепить мы её будем из необычного материала, из солёного теста. Потом своих жаворонков подсушим, раскрасим и можно будет с ними играть на улице, закликать Весну, птиц, солнышко.

Объяснение:

Сначала берём кусок теста и делим его пополам и раскатываем две толстые «колбаски» накладываем одну «колбаску» на другую, крестиком.

Затем из нижней колбаски формируем пальцами голову и прищипываем клюв, а из другого конца колбаски делаем хвост птички. Прищипываем и расплющиваем его. Из верхней колбаски делаем крылья (расплющиваем их также как хвост). После этого стекой разрезаем хвост и крылья (делаем пёрышки). Жаворонок готов.

Дети лепят фигурки птиц. (Звучит фоном русская народная музыка.)

Воспитатель вместе с детьми рассматривает вылепленных птичек. Раскрасим мы их в следующий раз.

Воспитатель: «Ребята, возьмите своих жаворонков и давайте позовем весну закличками». Дети исполняют заклички.

«Жаворонки, жаворонки,

Прилетите к нам,

Принесите нам

Весну-красную». Предлагаю снова встать в круг и ответить на вопросы:

Вам понравилось вместе с родителями помогать Весне? А что вам понравилось больше всего? А что было сложнее всего? (Дети и родители отвечают). Воспитатель оценивает и анализирует работу детей на занятии.

Воспитатель предлагает сделать ручками жаворонка. Если занятие понравилось, то пусть ваш жаворонок взлетит высоко. А если вам не очень понравилось, то пусть ручки остаются в низу.

Воспитатель: Вы поняли какую тайну хранит народный праздник «Жаворонки»? (варианты ответов)

Воспитатель: тайна в том, что это семейный праздник встречи Весны, объединения людей и природы. Надо чтить народные традиции, соблюдать русские обычаи, понимать родную природу и тогда она будет нас радовать, помогать нам жить.

Сейчас вас ждет сюрприз: выпечка Жаворонок (испеченных при участии родителей). Приглашаем всех на чаепитие.

Публикации по теме:

«Этот праздник, мамы, вам!» Сценарий развлечения в старшей логопедической группе совместно с родителями «Этот праздник, мамы, вам!» Сценарий развлечения в старшей логопедической группе совместно с родителями. Под музыку ведущие с детьми-«ангелами».

Итоговое занятие в старшей логопедической группе «Как дети Маше помогали» Цель: закрепление пройденного материала. Задачи: Закреплять умение составлять рассказы; Формировать фонематическое.

Как мы помогали весне побороть зимуКак мы помогали весне побороть зиму цели: уточнить и расширить знания детей о характерных признаках весны задачи: 1)расширить у детей знания о последовательности весенних изменений,.

Конспект интегрированной НОД в средней группе Тема: «Кто больше всех радуется весне?» Воспитатель: Гуслякова М. М. Цели: 1. Расширение представлений детей о времени года – весна. 2. Закрепление знаний об особенностях жизни леса в весенний период. Задачи:.

Конспект НОД по социально — коммуникативному развитию в старшей группе. Тема: «Как хорошо уметь дружить!» Цель: - формировать представления детей о дружеских взаимоотношениях. Задачи: -формировать представления детей о значимости дружбы в жизни.

Конспект совместной с родителями и учителем начальной школы встречи в логопедическом кафе «Буквоежка» в старшей группе с ОНРКонспект совместной с родителями и учителем начальной школы встречи в логопедическом кафе «Буквоежка» в старшей группе с ОНР Как показывает статистика нашего учреждения, только 10% детей, поступающих в общеобразовательную школу, не имеют речевых нарушений, 60%.

НОД по познавательному развитию «Как дети Машеньке помогали» для детей 4–5 летНОД по познавательному развитию «Как дети Машеньке помогали» для детей 4–5 лет . Проектировочный компонент Цель: Создавать необходимые и благоприятные условия для творческого и познавательного развития ребенка,.

Отчёт о физкультурном мероприятии, совместно с родителями в старшей группеОтчёт о физкультурном мероприятии, совместно с родителями в старшей группе Отчёт о проведённом физкультурном мероприятии мероприятии в МБДОУ д/с ОВ №8 Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки.

Проект в старшей группе совместно с родителями «Здоровый дошкольник — счастливая семья» Требования к оформлению проекта: Тема Вид проекта Тип проекта Продолжительность Участники проекта Актуальность Теоретическая значимость.

Сценарий спортивного праздника в старшей группе совместно с родителями «Спортивным рекордам наши имена» Задачи: • Создать веселое настроение участников праздника; • Воспитывать чувство коллективизма; • Развивать у детей и взрослых координацию.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Весна
Автор публикации:
НОД совместно с родителями в старшей группе. Тема: «Как мы помогали Весне Зиму побороть» (традиции встречи Весны на Руси)
Опубликовано: 25 апреля 2017 в 21:30
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

Фотоотчёт об экологическом проекте «Мир цветов»
Под таким названием в нашем саду в августе был реализован краткосрочный познавательно – творческий проект с детьми 4 -6 лет. Цель нашего проекта познакомить...
Мастер-класс по изготовлению массажной дорожки в виде змеи
Для массажной дорожки нам понадобятся: любая ткань, ножницы, иголка с ниткой ( можно воспользоваться швейной машинкой , две пуговицы для глаз, клочек...
Проект «Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной...
Проект: Мини-музей в группе как средство формирования начал коммуникативной компетентности старших дошкольников Проект краткосрочный с 01. 12. по 31. 12....