Папки-передвижки

НОД «Народное творчество в развитии элементарных математических представлений»

Лоскутова
НОД «Народное творчество в развитии элементарных математических представлений»

Тема «Народное творчество в развитии элементарных математических представлений»

Цель: познакомить с предметами старины средствами занимательной математики, формировать познавательную активность.

закреплять навыки счёта количественного и порядкового в пределах 10;

закреплять умение отсчитывать определённое количество предметов по числу и раскладывать на полосках;

Публикация «НОД „Народное творчество в развитии элементарных математических представлений“» размещена в разделах

закреплять умения детей ориентироваться на листе бумаги;

развивать наблюдательность, смекалку, тренировать память и внимание.

Демонстрационный материал : сундук, ключи, матрёшки, чашка с блюдцем, рушник, бусы, иллюстрации.

Воспитатель: Ребята, у всех у вас есть бабушки и дедушки. У меня тоже они были. Я очень люблю пересматривать их старые вещи. Там столько интересного. Все эти вещи – предметы старины. Они хранятся уже много лет, и обращаться с ними нужно очень аккуратно.

-Ребята, а вы знаете, где люди раньше хранили самые ценные и дорогие вещи?

Есть у бабушки-старушки

Очень маленький секрет:

Всё в него упрямо прячет,

Чтоб не смог добраться внук.

Есть у бабушки на даче

Ветхий старенький

(Сундук)

- Правильно, ребята. В старину сундук называли скрыней или схованкой (открывать, прятать). Сейчас уже редко встретишь в домах сундуки. А раньше наши бабушки и прабабушки прятали в сундуке дорогие их сердцу вещи. Когда вы были в музее, вам показывали настоящий большой сундук. Много лет назад сундук занимал самое почетное место в каждой хате, заменяя собой шкаф. Сундук вместе с людьми пережил все радости и горести долгой жизни (выдвинуть сундук). Однажды разбирая старые вещи, я наткнулась на этот старый сундук. (Вместе с детьми рассматриваю сундук).

Потёртая крышка, красивые узоры сбоку, удивительный замок.

Что же можно хранить в этом красивом, расписном сундуке? Как, вы думаете? (ответы детей)

«В бабушкином доме, в дальнем уголке

Притаилось чудо в старом сундуке.

Очень любопытно, что хранится в неё?

Что же прячет бабушка в сундуке своем?

Скрипнет крышкой бабушка, зазвенит замок

И на свет появится вышитый платок.

Шла к подругам бабушка, повязав платок

Вышит ниткой шелковой тонкий уголок.

(воспитатель достает платок)

Шею обвивали бусы в два ряда

(воспитатель достает бусы)

Кофта рукодельницей ярко расшита.»

- Да, может храниться и одежда, а могут там храниться и предметы быта, для одного человека или для всей семьи. Наши прабабушки сами себе вышивали, подбирали узор и по (достает кофту) этим вещам считали, какая она мастерица. А хотите, ребята, откроем сундук и заглянем вовнутрь, что же там лежит? (Воспитатель пробует открыть сундучок, но он не открывается) Воспитатель находит в группе ключи.

-Ребята, посмотрите, у меня есть три ключа. Чтобы открыть сундучок надо подобрать ключ. Давайте попробуем. (Замок сундучка и ключи имеют определенную геометрическую форму: круг, квадрат, треугольник. Правильно выполненное задание позволяет открыть замок. Дети помогают подобрать правильный ключ. Воспитатель открывает сундучок.)

Воспитатель. - Очень хочется узнать, с чем сейчас начнем играть.

Воспитатель достает Матрешку.

Воспитатель. - Ребята, кто же прятался в сундучке? (матрешка).

-Давайте раскроем Матрешку. Да ведь здесь она не одна в ней прячутся другие матрешки. Давайте сосчитаем: сколько всего матрешек. (Всего 5 матрешек) Обратный счёт.

Ребята все ли матрешки одинаковые? (разные по цвету и размеру).

Воспитатель. Ростом разные подружки

Но похожи, друг на дружку,

Их не трудно сосчитать

Здесь матрешек ровно пять.

Все они сидят друг в дружке

И всего одна игрушка!

-Ребята, скажите, какая по счету самая большая матрешка? (первая)

А какая самая маленькая? (пятая) Затем воспитатель меняет расстановку матрешек на столе, и дети опять называют какая матрешка по счету самая большая, а маленькая? и т. п.

- Молодцы, ребята, вы очень внимательные и правильно отвечаете. Давайте посмотрим, что есть ещё в сундучке. Воспитатель достает чашку с блюдцем.

Я беру её за ручку,

Наливаю в неё чай.

Пей- он сладкий и горячий,

Хочешь- в блюдце остужай.

Воспитатель. - Ребята, как можно назвать чашку и блюдце одним словом? (посуда) Правильно. Это чайная посуда, т. е. посуда из которой пили чай. Судя по её внешнему виду, это посуда праздничная. Она более нарядная, чем повседневная. Такая посуда была гордостью каждой хозяйки. Стояла в буфете на самом видном месте. Подавали гостям на праздники.

Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель. Ребята, посмотрите все перевернуто в нем, вся посуда на полках перепутана. (картинка). Давайте поможем жителям убрать все по местам, расставить все на полках.

На верхней полке стояло 6 чашек. Отсчитайте и положите на верхнюю полку столько же квадратов.

На нижней полке стояли 7 блюдец. Отсчитайте столько же кружков и положите на нижнюю полку.

Чего больше? Меньше? На сколько? Как сделать, чтобы кругов и квадратов было поровну?

Молодцы и с этим заданием вы тоже справились.

Воспитатель. Посмотрим, что же ещё спряталось в бабушкином сундуке.

Говорит дорожка

Два вышитых конца:

Помылся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня. (полотенце)

Назв. – утирка, рукотёрка, рушник. Позже стали называться «полотенце» (полотнище ткани). Рушник – украшенное вышивкой полотенце - непременный атрибут всех народных праздников и обрядов. Имели разное применение (для вытирания рук, для убранства дома в праздник, по случаю каких-либо семейных событий). В древности люди полотенца изготавливали сами, украшали затейливыми узорами, дарили друг другу, хранили.

Ориентировка на листе бумаги.

Давайте рассмотрим наше полотенце. Назовите предметы, которые изображены на нём. Это элементы русской народной вышивки. Петух один из самых распространенных образов в русской вышивке на рушниках, символизирует хозяина дома, олицетворяет мужское начало.

Женская фигура - это великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, мать хорошего урожая.

Красный цветок символ земной любви, оберег.

Оленя отождествляют с охотой. Символ оленя - это быстрота и неуловимость.

Солнце, по народным представлениям праведное и чистое, противопоставлялось всему злому, нечистому. Оно почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии.

Ребята, скажите, что нарисовано в правом верхнем углу? В левом нижнем углу? И т. д.

Воспитатель. Ребята, заглянем ещё раз в наш сундучок.

Жемчужинки чудесные

На ниточке висят,

На шею надеваются,

На солнышке блестят. (бусы)

Бусы - одно из древнейших украшений. Люди с первобытных времён старались украсить себя. Сначала они использовали материал, который предоставила природа : когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические. Бусы стали предметом роскоши.

Воспитатель. А теперь попробуйте собрать бусы, которые Мальвина рассыпала в траве. Бусы состояли из 9 геометрических фигур. Они были сложены у нее в следующем порядке – 1 круг красного цвета, 2 квадрата – желтого, 3 круга – зелёного, 2 треугольника – синего и 1 квадрат красного цвета. Ребята, нарисуйте бусы в этом порядке на своих листах (цветными карандашами под диктовку).

Рефлексия.

- Ребята, вам понравился бабушкин сундучок? А у меня на дне сундука ещё для вас подарки припасены.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. М. : Мозаика-Синтез, 2006.

2. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание, 2002, № 11. с. 20-24.

3. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ : Методическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2005. 320 с.

4. Белошистая А. В. Формирование математических способностей : пу-ти и формы // Ребенок в детском саду, 2001. № 1. е. 5-17; № 2. с. 9-25.

5. Давидчук А. Дошкольный возраст: развитие элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание, 1997. № 1. с. 72.

6. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая ред. Т. И. Ерофеевой. М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. 128 с.

7. Дьяченко О. Возможности развития умственных способностей дошкольников // Дошкольное воспитание, 1993. № 11. с. 43.

8. Ерофеева Т. Использование игровых проблемных ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике // Дошкольное воспитание, 1996. № 2. с. 17.

9. Математика от трех до семи /Авт. -сост. З. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. СПб. : «Акцидент», 1997. 176 с.

10. Куприна, Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст]

11. Учеб-метод. пособие / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Демонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представленийДемонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представлений Сегодня мне бы хотелось показать свой демонстрационный материал, который я использую на занятиях по формированию элементарных математических.

Дидактическая игра «Чудо-поле» по формированию элементарных математических представленийДидактическая игра «Чудо-поле» по формированию элементарных математических представлений Предлагаю вашему вниманию д/и "чудо - поле" Д/и «Чудо-поле». Материал. Полотно, обтянутое тканью с пришитыми с обеих сторн липучками. Наборы.

Итоговое занятие по развитию элементарных математических представлений Цель: обобщить и систематизировать знания детей по развитию элементарных математических представлений, на основе познавательной активности.

Комплексно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений (II часть) Месяц: Декабрь Неделя: I Непосредственно образовательная деятельность: Тема: «Ориентировка во времени». Задачи: - Развивать чувство времени,.

Конспект интегрированного НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ с детьми 4–6 летКонспект интегрированного НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ с детьми 4–6 лет Конспект интегрированного НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ с детьми 4-6 лет «Путешествие.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

НОД по развитию элементарных математических представлений в младшей группе «Путешествие в осенний лес» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: закрепить знания детей различать понятия «много» и «один»; упражнять в умении сравнивать предметы по величине и.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Развитие элементарных математических представлений «Счет в пределах 5» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Развитие элементарных математических представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Народное творчество в развитии элементарных математических представлений»
Опубликовано: 27 марта 2021 в 10:32
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД