Получи документы

НОД «В гостях у народных мастеров Белгородчины»

Анна Первышова
НОД «В гостях у народных мастеров Белгородчины»
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая. Цель: познакомить детей дошкольного возраста с народными промыслами Белгородской области; вызвать интерес и желание добывать сведения о незнакомых народных промыслах; развивать любознательность; воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям Белгородчины. Предварительная работа: экскурсия в музей народной культуры, рассматривание иллюстраций, презентаций; разучивание пословиц.

Публикация «НОД „В гостях у народных мастеров Белгородчины“» размещена в разделах

Содержание образовательной деятельности.

Воспитатель в народном костюме встречает детей:

- Здравствуйте девицы да добры молодцы. Поклон вам люди добрые. Приглашаю всех на экскурсию в музей народной культуры. Вы можете рассмотреть предметы в моей горнице.

Воспитатель:

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

 Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты,

 Чтоб ввести в волшебный мир нас преданий и добра,

 Чтоб сказать, что на земле Белгородской есть

чудо - люди- мастера, различного ремесла!

-Ребята, а знаете ли вы, что такое ремесло?

Дети: Ремесло- изготовление изделий ручным способом.

Воспитатель:-А чем пахнут ремёсла?

Дети рассказывают стихотворение:

«Чем пахнут ремесла?» Джанни Родари

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идешь мастерской –

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Куртка шофера

Пахнет бензином.

Блуза рабочего –

Маслом машинным.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате –

Лекарством приятным.

Рыхлой землею,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только безделье

Не пахнет никак.

В нашем крае жил и живет трудолюбивый народ. Какими только ремеслами не занимались люди. В старину всё делали своими руками. Недаром русская пословица гласит «Ремесло плеч не оттянет, а само прокормит». Ремёсла кормили, обували, одевали.

- Посмотрите, какой красивый костюм надеть на мне. Это народный костюм Белгородской области, сшитый мастером. Из чего он состоит?

Дети: Рубаха, сарафан, платок,

Воспитатель: - Кто помнит, ребята, что значит слово «сарафан»?

Дети: - Значит, быть одетым с головы до ног. Воспитатель: - Сарафан - это старинный вид одежды, который носили женщины. Их шили из домотканой шерсти, окрашенной в черный цвет. Красиво получилось, такую богато украшенную рубаху надевали только в праздники. Надевали сарафан на вышитую праздничную рубаху, повязывая широким поясом. Вот так как на нашей кукле Федоре.

(ПОКАЗ КУКЛЫ в народном костюме Белгородской области).

Посмотрите ребята, какие костюмы носили в старину. Рассматривание слайда с изображением Белгородских костюмов.

- Кто знает, что это у меня на голове? (Праздничная лента). Воспитатель: - А какие еще головные уборы наших предков вы знаете?

Дети:(сорока, кокошник, платок.)

- Как украшали одежду?

(Вышивкой, шнуром, биссером, блестками)

На внимание. –Посмотрите внимательно на мой костюм, чего в нём не хватает?

Дети: Пояса.

- Как еще его называли?

Дети: (Поясок, подпояска, покромка, тесемочка, кушак, опоясочка.)

Воспитатель:- Скажите ребята, а можно ли было ходить без опояски? НЕТ.

-А почему?

Дети:- В старину без пояса могли ходить только маленькие дети. Считалось, что круг, кольцо, обруч, пояс всегда защищали человека от недобрых сил, были охраной и оберегом.

Воспитатель: -Посмотрите, как украшена моя рубаха. Ребята, обратите внимание на рисунки на ней. Как вы думаете, что они обозначают? (Это элементы вышивки, которыми в старину наши земляки украшали свою одежду).

Воспитатель: -Рисунок с повторяющимися элементами называется Орнамент.

Игра «Разноцветные клубочки»

Дети собирают клубочки разных цветов в корзинку.

Назовите цвета клубочков. Мы в корзинки не спроста собрали клубочки таких цветов потому что такими цветами украшали одежду наши предки.

-Знаете ли вы, что же они означаю?

(Дети рассказывают о своих клубочках).

- красный (и его оттенки, символизирующий огонь, жизнь.

- темно-красный - огонь, цвет застывшей крови,

- зеленый - красота, доброта, цвет Природы,

- белый - чистота, снег,

- черный - цвет земли, покоя,

- желтый - цвет солнца, тепла, света,

- синий - цвет неба, воды,

- фиолетовый – космос.

- Ребята, русский человек всегда очень много работал. Даже на гулянье или на посиделки девушки не ходили без работы, руки всегда были заняты делом. Давайте вспомните поговорки о труде.

- Труд человека кормит, а лень портит.

- Какова пряха, такова на ней и рубаха.

- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Землю красит солнце, а человека - труд.

- Какие замечательные поговорки.

- Как вы думаете, откуда появились ремесла?

- Какие же ремесла были на Белгородской земле?

Своё начало народные ремесла берут в крестьянском бытовом искусстве, связанным с натуральным хозяйством. Большое развитие они получили и на Белгородской земле в Старооскольском, в Корочанском, Белгородском, Грайворонском, Новооскольском уездах. Целые сёла специализировались, по отдельным видам промыслов.

Наша область славилась и знатными гончарами из поселка Борисовка и Старого Оскола. Их работы легко отличить от других – они не чем не красится, не глазуруется.

Ребята, а кто такие гончары (мастера, которые изготавливают изделия из глины). Гончарами изготовлялись простейшие предметы кухонной утвари. Посмотрите и назовите.

ДЕТИ :крынки, макитры, круглые горшки для щей, кружки, миски, цветочницы и др. в день каждый работник изготовлял от 70 до 100 горшков средней величины.

Ребята, из чего изготовлена вся посуда? (Из глины)

В меньшей степени известны игрушки – свистульки борисовских гончаров. Это небольшие, наскоро вылепленные, скупо украшенные налепами и проминкой фигурки животных, реже человека. Приемы декора и отделки несут в себе особенности местного колорита. Богатство края - плодородное Черноземье, бескрайние поля желтеющих хлебов и подсолнухов, дубрав, обозначило цветовую палитру присущую промыслу, которая в основном состоит из коричневого, зеленого и желтого цвета, наносимого на красно – коричневый черепок.

Посмотрите пожалуйста, какое ещё ремесло было развито на Белгородской земле.

Наряду с гончарным промыслом, плетение из лозы является также традиционным. Поселок с давних времен славился своими мастерами по плетению корзин, ажурных оплеток для бутылей и посуды, подставок. Ремесленники трудились целый день. Это был тяжелый труд. Вот и вам я предлагаю отдохнуть.

После долгого сидения за своим ремеслом у мастера

- уставали глаза (быстро поморгайте, посмотрите вдаль)

-уставали руки (стряхните усталость)

- уставала спина (потянитесь, наклонитесь влево, вправо, вперед, назад)

- уставали ноги (сделайте несколько приседаний, стряхните усталость с ног)

ХОРОВОД «Рябина»

Посмотрите какие красивые изделия делают современные мастера декоративно-прикладного искусства.

А теперь я предлагаю вам представить, что вы начинающий ремесленник. Выберите себе занятие по душе. Кто-то может заняться росписью, кто- то лепкой. Займите место в своей «мастерской».

Самостоятельная деятельность детей.

Сколько на Руси было мастеров-умельцев. Мы еще раз убедились, сколько труда было вложено в их изготовление, с какой любовью относились к своему труду наши предки. И мы сегодня с вами тоже стали маленькими умельцами. Собирайся народ на выставку работ.

Итог:

- Я думаю, ребята, что вам понравилось путешествовать в прошлое с нашей сторонки. Мы полюбовались на прекрасные народные костюмы Белгородской области, изделия из глины и лозы.

-Что же такое ремесло?

-Какими промыслами прославилась наша Белгородская земля?

-Как назывался вышитый повторяющийся рисунок на одежде?

У меня на столе есть ваза с бусинками. Пусть каждый возьмет себе по бусинке. Если вам понравилось на занятии, вы узнали что-то новое, захотели продолжить знакомство с каким-то из ремесел - то выберите светлую бусинку.

Если же на занятии вам было трудно, неинтересно и вам показалось, что вы зря теряете время- то ваша бусинка пусть будет темной.

А теперь я соберу все ваши бусины в одни бусы. Спасибо.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Искусство гжельских мастеров». Программное содержание: - продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами и в частности с гжельской керамикой; - воспитывать.

Конспект НОД на тему: «В стране пензенских мастеров. Сказки из глины.» Конспект НОД на тему: «В стране пензенских мастеров. Сказки из глины.» Цель: углублять и конкретизировать представление о народном декоративном.

Конспект НОД по нетрадиционной изобразительной деятельности «В гостях у гжельских мастеров»Конспект НОД по нетрадиционной изобразительной деятельности «В гостях у гжельских мастеров» Задачи: - познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – «Гжельская керамика»; с изделиями мастеров Гжели, их формой,.

Конспект занятия по формированию нравственных качеств посредством русских народных сказок «В гостях у бабушки Арины» МБДОУ «Детский сад № 70» Конспект открытого занятия по формированию нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок. «.

Конспект занятия в средней группе «В гостях у народных мастеров» (гончарное ремесло)Конспект занятия в средней группе «В гостях у народных мастеров» (гончарное ремесло) Цель: Продолжать воспитывать у детей любовь к малой Родине через знакомство с народными ремеслами – гончарное искусство. Продолжать учить.

НОД «В гостях у народных музыкантов» старшая, вторая младшая группы Основы музыкальных знаний: Народные музыканты – скоморохи. Народные музыкальные инструменты: рожок, гусли, балалайка, гармонь, домра, бубен.

Открытое занятие по ИЗО деятельности в средней группе «Путешествие в город народных мастеров»Открытое занятие по ИЗО деятельности в средней группе «Путешествие в город народных мастеров» Открытое занятие по ИЗО деятельности в средней группе «Путешествие в город народных мастеров» (патриотическое воспитание). Программное.

Примерное перспективное планированиепо теме «Земля — кормилица Белгородчины» Примерное перспективное планирование по теме «Земля - кормилица Белгородчины» Изучение темы «Земля — кормилица Белгородчины» позволит.

Развлечение по декоративно-прикладному искусству «В гостях у мастеров»Развлечение по декоративно-прикладному искусству «В гостях у мастеров» Здравствуйте уважаемые коллеги! В этом году в своей работе я большое внимание уделяла декоративно-прикладному искусству! мы с детьми беседовали.

Конспект занятия «Знакомство с русскими народными инструментами Белгородчины» Цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству. Задачи: • познакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «В гостях у народных мастеров Белгородчины»
Опубликовано: 30 июля 2017 в 21:04
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД «В гостях у народных мастеров Белгородчины»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Первышова (УИ 27665) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД