Анна Первышова
НОД «В гостях у народных мастеров Белгородчины»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативная, познавательная, речевая, художественно-эстетическая. Цель: познакомить детей дошкольного возраста с народными промыслами Белгородской области; вызвать интерес и желание добывать сведения о незнакомых народных промыслах; развивать любознательность; воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям Белгородчины. Предварительная работа: экскурсия в музей народной культуры, рассматривание иллюстраций, презентаций; разучивание пословиц.
Публикация «НОД „В гостях у народных мастеров Белгородчины“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
Содержание образовательной деятельности.
Воспитатель в народном костюме встречает детей:
- Здравствуйте девицы да добры молодцы. Поклон вам люди добрые. Приглашаю всех на экскурсию в музей народной культуры. Вы можете рассмотреть предметы в моей горнице.
Воспитатель:
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты,
Чтоб ввести в волшебный мир нас преданий и добра,
Чтоб сказать, что на земле Белгородской есть
чудо - люди- мастера, различного ремесла!
-Ребята, а знаете ли вы, что такое ремесло?
Дети: Ремесло- изготовление изделий ручным способом.
Воспитатель:-А чем пахнут ремёсла?
Дети рассказывают стихотворение:
«Чем пахнут ремесла?» Джанни Родари
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской –
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего –
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате –
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
В нашем крае жил и живет трудолюбивый народ. Какими только ремеслами не занимались люди. В старину всё делали своими руками. Недаром русская пословица гласит «Ремесло плеч не оттянет, а само прокормит». Ремёсла кормили, обували, одевали.
- Посмотрите, какой красивый костюм надеть на мне. Это народный костюм Белгородской области, сшитый мастером. Из чего он состоит?
Дети: Рубаха, сарафан, платок,
Воспитатель: - Кто помнит, ребята, что значит слово «сарафан»?
Дети: - Значит, быть одетым с головы до ног. Воспитатель: - Сарафан - это старинный вид одежды, который носили женщины. Их шили из домотканой шерсти, окрашенной в черный цвет. Красиво получилось, такую богато украшенную рубаху надевали только в праздники. Надевали сарафан на вышитую праздничную рубаху, повязывая широким поясом. Вот так как на нашей кукле Федоре.
(ПОКАЗ КУКЛЫ в народном костюме Белгородской области).
Посмотрите ребята, какие костюмы носили в старину. Рассматривание слайда с изображением Белгородских костюмов.
- Кто знает, что это у меня на голове? (Праздничная лента). Воспитатель: - А какие еще головные уборы наших предков вы знаете?
Дети:(сорока, кокошник, платок.)
- Как украшали одежду?
(Вышивкой, шнуром, биссером, блестками)
На внимание. –Посмотрите внимательно на мой костюм, чего в нём не хватает?
Дети: Пояса.
- Как еще его называли?
Дети: (Поясок, подпояска, покромка, тесемочка, кушак, опоясочка.)
Воспитатель:- Скажите ребята, а можно ли было ходить без опояски? НЕТ.
-А почему?
Дети:- В старину без пояса могли ходить только маленькие дети. Считалось, что круг, кольцо, обруч, пояс всегда защищали человека от недобрых сил, были охраной и оберегом.
Воспитатель: -Посмотрите, как украшена моя рубаха. Ребята, обратите внимание на рисунки на ней. Как вы думаете, что они обозначают? (Это элементы вышивки, которыми в старину наши земляки украшали свою одежду).
Воспитатель: -Рисунок с повторяющимися элементами называется Орнамент.
Игра «Разноцветные клубочки»
Дети собирают клубочки разных цветов в корзинку.
Назовите цвета клубочков. Мы в корзинки не спроста собрали клубочки таких цветов потому что такими цветами украшали одежду наши предки.
-Знаете ли вы, что же они означаю?
(Дети рассказывают о своих клубочках).
- красный (и его оттенки, символизирующий огонь, жизнь.
- темно-красный - огонь, цвет застывшей крови,
- зеленый - красота, доброта, цвет Природы,
- белый - чистота, снег,
- черный - цвет земли, покоя,
- желтый - цвет солнца, тепла, света,
- синий - цвет неба, воды,
- фиолетовый – космос.
- Ребята, русский человек всегда очень много работал. Даже на гулянье или на посиделки девушки не ходили без работы, руки всегда были заняты делом. Давайте вспомните поговорки о труде.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Какова пряха, такова на ней и рубаха.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Землю красит солнце, а человека - труд.
- Какие замечательные поговорки.
- Как вы думаете, откуда появились ремесла?
- Какие же ремесла были на Белгородской земле?
Своё начало народные ремесла берут в крестьянском бытовом искусстве, связанным с натуральным хозяйством. Большое развитие они получили и на Белгородской земле в Старооскольском, в Корочанском, Белгородском, Грайворонском, Новооскольском уездах. Целые сёла специализировались, по отдельным видам промыслов.
Наша область славилась и знатными гончарами из поселка Борисовка и Старого Оскола. Их работы легко отличить от других – они не чем не красится, не глазуруется.
Ребята, а кто такие гончары (мастера, которые изготавливают изделия из глины). Гончарами изготовлялись простейшие предметы кухонной утвари. Посмотрите и назовите.
ДЕТИ :крынки, макитры, круглые горшки для щей, кружки, миски, цветочницы и др. в день каждый работник изготовлял от 70 до 100 горшков средней величины.
Ребята, из чего изготовлена вся посуда? (Из глины)
В меньшей степени известны игрушки – свистульки борисовских гончаров. Это небольшие, наскоро вылепленные, скупо украшенные налепами и проминкой фигурки животных, реже человека. Приемы декора и отделки несут в себе особенности местного колорита. Богатство края - плодородное Черноземье, бескрайние поля желтеющих хлебов и подсолнухов, дубрав, обозначило цветовую палитру присущую промыслу, которая в основном состоит из коричневого, зеленого и желтого цвета, наносимого на красно – коричневый черепок.
Посмотрите пожалуйста, какое ещё ремесло было развито на Белгородской земле.
Наряду с гончарным промыслом, плетение из лозы является также традиционным. Поселок с давних времен славился своими мастерами по плетению корзин, ажурных оплеток для бутылей и посуды, подставок. Ремесленники трудились целый день. Это был тяжелый труд. Вот и вам я предлагаю отдохнуть.
После долгого сидения за своим ремеслом у мастера
- уставали глаза (быстро поморгайте, посмотрите вдаль)
-уставали руки (стряхните усталость)
- уставала спина (потянитесь, наклонитесь влево, вправо, вперед, назад)
- уставали ноги (сделайте несколько приседаний, стряхните усталость с ног)
ХОРОВОД «Рябина»
Посмотрите какие красивые изделия делают современные мастера декоративно-прикладного искусства.
А теперь я предлагаю вам представить, что вы начинающий ремесленник. Выберите себе занятие по душе. Кто-то может заняться росписью, кто- то лепкой. Займите место в своей «мастерской».
Самостоятельная деятельность детей.
Сколько на Руси было мастеров-умельцев. Мы еще раз убедились, сколько труда было вложено в их изготовление, с какой любовью относились к своему труду наши предки. И мы сегодня с вами тоже стали маленькими умельцами. Собирайся народ на выставку работ.
Итог:
- Я думаю, ребята, что вам понравилось путешествовать в прошлое с нашей сторонки. Мы полюбовались на прекрасные народные костюмы Белгородской области, изделия из глины и лозы.
-Что же такое ремесло?
-Какими промыслами прославилась наша Белгородская земля?
-Как назывался вышитый повторяющийся рисунок на одежде?
У меня на столе есть ваза с бусинками. Пусть каждый возьмет себе по бусинке. Если вам понравилось на занятии, вы узнали что-то новое, захотели продолжить знакомство с каким-то из ремесел - то выберите светлую бусинку.
Если же на занятии вам было трудно, неинтересно и вам показалось, что вы зря теряете время- то ваша бусинка пусть будет темной.
А теперь я соберу все ваши бусины в одни бусы. Спасибо.