Получи документы

Конспект НОД в старшей группе «Транспорт» с использованием технологии ТРИЗ

Коркина Юлия Валерьевна
Конспект НОД в старшей группе «Транспорт» с использованием технологии ТРИЗ

Нод «Транспорт» в старшей группе по освоению образовательной области «Познание» с использованием технологии ТРИЗ.

Составитель:

Коркина Юлия Валерьевна

воспитатель МАДОУ Центр развития ребенка

детский сад №158 "Три богатыря" города Тюмени

Виды деятельности:

Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная продуктивная.

Предварительная деятельность:

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Транспорт“ с использованием технологии ТРИЗ» размещена в разделах

Знакомство с системным оператором, с методом фокальных обьектов; игры с разными видами плоскостных конструкторов.

Цель НОД:

1. Уточнить и систематизировать знания о транспорте.

2. Познакомить детей с транспортом прошлого.

3. Придумать транспорт будущего.

Задачи:

1. Классифицировать транспорт по видам : наземный, водный, воздушный, пассажирский, грузовой.

2. Развивать системное мышление, понятийное мышление, воображение, креативные способности, моторику, внимание.

3. Развивать способность видеть противоречия в системе.

4. Развивать фонематический слух; упражнять в словообразовании; обогащать словарный запас, активировать словарь в процессе описания фантастического обьекта.

Методы ТРИЗ : Системный оператор, Метод фокальных обьектов, элементы Мозгового штурма.

Материал:

Демонстрационный:

Системный оператор. Таблица изготовлена на картонной основе. Иллюстрации с изображением разных транспортных средств настоящего и прошлого, другой наглядный материал, указанный в таблице системного оператора.

Раздаточный:

Схематичное изображение автомобиля с недостающими деталями; любой плоскостной конструктор (например – игра «Танграм»).

Ход:

Перед детьми таблица системного оператора (волшебная книга)

Прошедшее время Настоящее время Будущее время

Надсистема Картинки: парусник, плот, верблюд, олень, воздушный шар Набор картинок с разными видами транспорта Картинка с изображением улицы будущего

Система Картинка с изображением всадника на лошади,

Рулончики со стихами о лошади Картинки с изображением легкового автомобиля. Значки марок автомобилей Картинка мяча

Подсистема Картинка лошади, чем запрягали лошадей Конверт с рисунками Конверт с геометрическим конструктором

Организационный момент.

Дети встают в круг на ковре

- Совсем недавно было тепло, а сейчас на улице холодно и неуютно, а в нашей группе всегда тепло. Я передаю тепло моего сердца, на моем лице загорается улыбка и этой улыбкой я зажигаю следующую улыбку и дарю хорошее настроение. Я крепко пожимаю руку своему соседу. Сожмите ваши руки, подойдите ближе друг к другу в тесный круг. Чувствуете, как стало тепло! Вы согрелись? Мы с вами стали ближе друг к другу, дружнее.

Воспитатель:

- к нам обратился воспитатель младшей группы с просьбой помочь рассказать детям, что такое автомобиль.

- как это сделать? (написать письмо, нарисовать, снять видиофилм, собрать альбом с картинками)

- вспомните, ребята, мы с вами уже сделали книгу в каторой рассказывали о лошади. Как называется такая книга? (лэпбук)

- я предлагаю вам, ребята создать лэпбук об автомобиле.

Выставляю картинку автомобиля.

Экран № 1

Картинка автомобиля

- назовите, какие марки автомобиля вы знаете? (перечисляют, воспитатель открывает лучики)

Экран № 2

- вы знаете много марок автомобилей и я предлагаю вам поиграть в игру

Игра «Без чего не бывает автомобиля», «Назови лишнее»

Упражнение «Дорисуй чего не хватает»

На столах лежат карандаши, листы. На листах схематично изображены автомобили с недостающими деталями (например, нет колес, дверей, фар, окон и т. п.) Дети дорисовывают автомобиль карандашом одного цвета без закрашивания.

Помещаем рисунки в карман лэпбука.

Экран № 3

Игра на образование сложных слов:

- автомобиль это что?

- правильно, это транспортное средство

- предлагаю вам поупражняться в образовании слов. Я называю слово, а вы придумываете из них название транспорта.

Сам + летает = самолет

Сам + ходит = самоход

Вертит + летает = вертолет

Звезды + летает = звездолет

Электричество + поезд = электропоезд

Сухой + груз = сухогруз

Пар + ходит = пароход

Тепло + возит = тепловоз

- ребята, сухогруз относится к водному транспорту, а тепловоз, грузовик, электропоезд к какому виду транспорта относится? – правильно, к наземному. И автомобиль – это наземный транспорт.

- какие виды транспорта вы еще знаете?

Игра на классификацию транспорта «Воздух, земля, вода»

На мольберте 3 полоски клейкой ленты

- посмотрите ребята, перед вами картинки с транспортом, внимательно слушайте задание. Возьмите по одной картинке и найдите для каждой свое место, среди видов транспорта.

Переносим картинки на наш лэпбук.

Экран № 4

- ребята, чем измеряется мощность автомобиля? (лошадиными силами)

- а вы знаете почему? (предположения детей)

- потому что раньше основным видом транспорта была лошадь.

Клею оседланную лошадь на лэпбук.

- мы с вами сделали лэпбук о лошади и разучивали стихотворение о ней. Эти стихотворения напечатаны на разноцветных листочках, давайте вспомним их. А теперь аккуратно скрутим в рулончики и поместим в окошко нашей волшебной книги.

Игра «Хорошо - плохо»

- предлагаю вам поиграть в игру и выяснить почему лошадь это хорошо, а почему плохо.

Хорошо – лошадь не загрязняет окружающую среду, не нужно покупать бензин, запчасти, не нужно ремонтировать…

Плохо – ездит медленно, не может преодолевать большие расстояния, везти сразу много груза, может заболеть…

- лошадь можно использовать как транспортное средство, но автомобиль удобней.

Экран № 5

- а теперь приглашаю вас посмотреть картинки.

Рассматривание картинок с изображением приспособлений, в которые запрягали лошадей для перевозки людей и грузов: телега, сани, карета, двуколка.

- для того что бы лошадь могла перевозить грузы существуют приспособления, вы их наверняка знаете, что это? (карета)

- кто ездил на каретах?

- сколько колес у кареты? (4)

- но была и двухколесная повозка она называлась двуколкой. Давайте все вместе повторим – двуколка.

- существовала еще одна легкая повозка. Она предназначалась для перевозки пассажиров. Кучер в ней мог сидеть отдельно, но мог и рядом с пассажиром. Это бричка. В нее запрягали одну или пару лошадей.

- думаю эта повозка без колес вам хорошо знакома. (Сани)

- в какое время года удобно ездить на санях?

- назовите следующую повозку. (Телега)

- почему телегу можно отнести к грузовому транспорту?

Экран № 6

- все эти приспособления человек использовал когда запрягал лошадь, а на чем еще люди передвигались раньше?

- мы свами говорим, что человек использовал лошадь, как транспортное средство, а какое еще животное использует человек? (верблюда)

Выставляется картинка

_ действительно, это неприхотливое крупное животное называют кораблем пустыни. Они бывают одногорбые и двугорбые. Эти выносливые животные приспособлены для жизни в засушливых регионах мира, в пустынях и степях.

- а теперь покажу водное транспортное средство, вы наверняка его узнаете. (парусник)

- почему он относится к водному транспорту?

- парусник – это судно, которое использует парус и силу ветра.

- следующее транспортное средство, тоже зависит от ветра. Вы догадались о чем я говорю? Верно, это воздушный шар. Летательный аппарат состоящий из оболочки и прикрепленной к ней корзины. Оболочка наполняется горячим воздухом и шар взлетает. Для того, что бы опуститься дергают за клапан и выпускают горячий воздух. Это неудобный вид транспорта, т. к. он летит туда куда несет его ветер.

- а этот транспорт и сейчас продолжает работать, не смотря на то, что изобрели его давно. Что это? (паровоз)

- паровоз был первым передвигающимся по рельсам транспортным средством. Далее паровоз уступил более совершенным машинам – тепловозу и электровозу, но в некоторых странах и сейчас продолжает работать.

Динамическая пауза:

По шоссе спешат машины.

- ш-ш-ш – шуршат спокойно шины.

И шипят со злом уже:

- не спеш-ш-ши на вираже.

Еж с мешком и посошком

По шоссе идет пешком.

Над ежом кружится стриж:

- ты куда же еж спешишь?

- прямо в город, по шоссе

Тороплюсь я как и все.

- будь, дружок, на стороже,

Не спеши на вираже! Дети бегут по кругу, держат в руках воображаемый руль.

Поворачиваются и бегут в противоположную сторону.

Наклоняются, что бы спина стала круглой, левую руку кладут за спину, в правой держат воображаемый посошок, идут медленно по кругу.

Встают на цыпочки, машут руками, как крыльями, бегут по кругу.

Опять идут изображая ежика.

Бегут в противоположную сторону изображая стрижа.

Экран № 7

- ребята, как вы думаете какой будет в будущем автомобиль?

- как много у вас мыслей интересных. Я предлагаю вам пофантазировать, поможет нам в этом мяч.

- мяч какой?

- он сделан из резины? Значит он какой?

- он легкий или тяжелый? (легкий) - легкий как что?

- если его бросить то что он сделает? (полетит) – значит он какой? (летучий) – что значит летучий объясни.

- когда мы бьем по мячу, что он делает (скачет) – значит он какой? (скачущий)

- представьте, что всеми этими качествами обладает наша новая машина.

- представьте автомобиль круглой формы, он резиновый. Интересно как сделать такой большой резиновый автомобиль? Может надуть? Если мы его надуем значит он будет какой? (надувной)

- а если он надувной, он тяжелый или легкий?

- он надувной как что? (как шарик)

- а шарик что умеет делать? (летать). Ребята наш автомобиль будет летать.

Экран № 8

- интересный автомобиль вы придумали и очень удобный. А теперь предлагаю вам самим поработать инженерами. Постройте свой автомобиль.

Игра «Построй автомобиль будущего»

Детям раздаются конверты с геометрическим конструктором. Дается задание: построить свой автомобиль будущего.

Экран № 9

- ели такие автомобили как мы с вами придумали появятся в будущем, людям будет интересно ездить. Посмотрите, сегодня мы с вами очень хорошо потрудились и сделали книгу про автомобиль, которая как называется? (лепбук)

- посмотрите на наш лепбук, который мы создали и поместите смайлики на ту страничку, где вам больше всего понравилось.

Закрываю лепбук.

- посмотрите, в нашем лепбуке остался пустой карман, как вы думаете для чего. Я думаю и малышам и взрослым всегда интересны сюрпризы, предлагаю детям младшей группы сделать подарок. Пусть в этом конверте будет диск с мультфильмом про веселые автомобили.

Список используемой литературы и электронных ресурсов

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. https://mp3songfree.ru/mp3/ТРАНСПОРТ-для-ДЕТЕЙ-Развивающий-мультфильм-про-машинки-ИЗУЧАЕМ-ТРАНСПОРТ-и-ЗВУКИ-все-серии. ht

3. Е. А. Алябьева «Дошкольникам о транспорте и технике. Беседы. Рассказы и сказки»

4. ХАЙРУЛЛИНА Л. И. «ТРИЗ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» (пособие для воспитателей дошкольных учреждений)

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку»Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку» Тема: «Спаси заколдованную Снегурочку» Цель: Развитие творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ-РТВ.

Конспект итоговой НОД «Зима» по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ, мнемотехники, здоровьесберегающих технологий. Цель: уточнить и систематизировать знания.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в страну математики»Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в страну математики» Цель: Закрепление знаний, умений и навыков, ранее полученных на занятиях по ФЭМП. Задачи: Закреплять навыки прямого и обратного счета в.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Конспект НОД с элементами ТРИЗ в старшей группе «Транспорт»Конспект НОД с элементами ТРИЗ в старшей группе «Транспорт» Конспект НОД Познавательное развитие (расширение кругозора) с элементами ТРИЗ в старшей группе Тема «Транспорт» Программное содержание:.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

Конспект ООД по ИЗО с использованием ТРИЗ-технологии в старшей группе «Снеговик» Программное содержание: - упражнять в комбинировании двух различных техник при объемном изображении выразительных образов снеговика; - развивать.

Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?»Мастер-класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ — круги Луллия «Кто что ест?» «Кто что ест?» Мастер – класс игры и пособия с использованием методов технологии ТРИЗ - Круги Луллия. Методы теории решения изобретательских.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень» с использованием технологии ТРИЗ. Провела: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Транспорт» с использованием технологии ТРИЗ
Опубликовано: 31 июля 2022 в 15:58
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД