Лучший педагог года

Конспект НОД по изучению буквы «Т» и звука [Т] «В гостях у мудрого гнома»

Махруткина Оксана
Конспект НОД по изучению буквы «Т» и звука [Т] «В гостях у мудрого гнома»

Цель: Познакомить детей со звуком Т, буквой Т.

Задачи:

Образовательные: закреплять умение произносить звук т, т в сочетании с гласными, закреплять умение самостоятельно давать характеристику звука т, выполнять анализ буквы т, упражнять в умении определять место звука т в словах, составлять предложения по картинке, закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.

Речевые: упражнять в умении согласовывать существительные с числительными в роде, числе, падеже;

Публикация «Конспект НОД по изучению буквы „Т“ и звука [Т] „В гостях у мудрого гнома“» размещена в разделах

Развивающие: развивать творческую активность детей, умение самостоятельно задавать поисковые вопросы педагогу, развивать связную речь. Развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Воспитательные: воспитывать желание отвечать на поставленные вопросы полными предложениями, умение выслушивать рассуждения сверстников, не перебивая их.

Оборудывание:сундук, игрушка Гном, колокольчик, картинка молоток, колокольчик и зачеркнутый колокольчик, буква Т из картона, за ламинированные нейродорожки, тарелка с камешками марблс, кофе или фасоль, картинки с мебелью для каждого ребенка, три синих квадрата, магниты, картинка кот Тимошка, поднос с манкой, трубочки коктейльные, картинки с мебелью на дне подноса, карточки для составления предложения, карточки для словоизменения, мнемотаблица для заучивания стихотворения, планшет с песком, коробки для физкультминутки.

Орг. м: Здравствуйте, ребята, обратите внимание, что сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними, скажем все вместе:«Здравствуйте» (здороваются).

-Ребята, у меня есть колокольчик, давайте представимся нашим гостям, я отдаю вам колокольчик, вы звените в него, а затем называете свое имя и передаете колокольчик следующему.

Вот мы и представились, а теперь проходите на свои места.

Ход нод: Ребята, посмотрите, что это такое, кто знает? (сундучок). Ребята, а что такое сундук, кто знает? (предмет мебели). Совершенно верно, это предмет мебели, в давние времена, сундук считался признаком богатства. Раньще, не было шкафов, полок, стенок и все хранилось в сундуках.

В него вставлен ключ, значит, его можно открыть. Ребята, что попробуем его открыть? (да)

Давайте все вместе произнесем слова:

Чок-чок, наш волшебный сундучок.

Открывайся поскорей и порадуй ты детей!

(Педагог открывает сундучок и вынимает картинку Гнома или игрушку)

-Ребята, это Мудрый Гном. Ребята, а как вы думаете, почему его так называют Мудрый? (много знает, может много научить).

Посмотрите, на дне сундука что-то лежит, наверное, это задания, которые он приготовил.

Педагог вынимает картинку с заданиями.

Мудрый Гном хочет нас познакомить с новой буквой и звуком. А какой, мы узнаем, разгадав загадку:

«Деревянная шея,

Железный клюв,

Стучит: тук-тук-тук! (молоток)

-Ребята, что это такое? Кто угадал? (педагог спрашивает детей)

На доске появляется картинка молоток.

-Ребята, а как говорится в загадке, как стучит молоток?

Повторим все вместе (повторяют тук-тук-тук).

А теперь повторяет только тот, до кого я дотронусь волшебной палочкой.

(по - очереди педагог дотрагивается палочкой, а дети повторяют)

-Ребята, вспомним с вами, какие бывают звуки (гласные и согласные?

Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным)

А согласные звуки? (синим)

Давайте произнесем звук Т и узнаем, какой он (произносят несколько раз).

Что нам помогает произнести звук Т? (язычок)

Что происходит с язычком? (он бежит за верхние зубки и стучит по бугоркам)

---губы в свободном положении;

— зубки сближены, но не сомкнуты;

Можно ли звук Т пропеть? Попробуем (ничего не получается).

Значит звук Т, какой, раз его нельзя пропеть (согласный).

А согласные звуки, какие бывают? (звонкие и глухие)

Как мы узнаем, какой звук Т?

(нужно приложить ладошку к горлышку и произнести звук Т, если звоночек звенит, значит – звонкий, а если нет, значит глухой).

Попробуем, произнесем все вместе (т-т-т) – 3 раза.

Молчит колокольчик или звенит? (молчит)

Значит, звук Т согласный, глухой. На доску вешается картинка с зачеркнутым колокольчиком.

А теперь предлагаю поиграть в игру «Хлопай не зевай»

Я буду произносить разные звуки, а вы должны хлопнуть только тогда, когда услышите звук Т.

АУИТКАУЫЗДТ (педагог называет звуки, прикрыв экраном рот, чтобы дети видели, какой звук произносит)

-Ребята, а чем звуки отличаются от букв? (педагог спрашивает несколько детей)

Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

А это буква Т (вывешивается на доске, из каких элементов состоит? (из двух). А на что похожа буква Т? (зонт, антенна, молоток)

Правильно, а теперь напишем букву Т в воздухе, я проговариваю, а вы повторяете за мной. С помощью указательного пальца проводим прямую линию сверху вниз, а затем прямую линию сверху слева направо. Проделаем так три раза. Точно также напишем букву Т на столе.

А теперь немного разомнем наши пальчики, с помощью пальчиковой гимнастики «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели квартире. Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле. Загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили

Много мебели в квартире. Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулачками.

Мудрый Гном любит ходить по извилистым дорожкам, предлагаю и вам пройтись по ним указательными пальцами.

-Чтобы лучше запомнить букву Т, Мудрый Гном, предлагает ее выложить. На столе у вас лежат разные мелкие предметы, подумайте, из каких вы сможете выложить букву Т. После того, как подумали, приступайте к работе (дети выкладывают, а педагог проходит и рассматривает, кто как выполняет)

Молодцы, ребята, справились с заданием, а теперь разберите букву с помощью пальцев обеих ладошек и положите все на место.

-Ребята, к Мудрому Гному приходили друзья и перепутали все картинки, нам нужно помочь разобрать и найти только те картинки, в названии которых есть звук Т (индивидуальная работа детей).

-Ребята, кто готов, поднимайте руку (педагог спрашивает по – очереди детей).

Катя, какую картинку ты нашла, в названии которой есть звук Т?

(табурет) Педагог проговаривает сам слово и сразу спрашивает всех детей, есть в этом слове звук Т? (да)

Иди, Катя, повесь эту картинку на доску с помощью магнита (так продолжается, пока не будет висеть последняя картинка).

-Ребята, а стеллаж, табурет, табурет, стул, кровать, как можно назвать одним словом?

(Мебель)

А для чего нам нужна мебель? (для удобства, чтобы можно было, где сидеть, лежать, писать, есть).

А где можно купить мебель? (в мебельном магазине)

А на что мы покупаем мебель? (деньги)

Где хранятся деньги у родителей? (в кошельке, карте)

Если в кошельке, это какие деньги? (наличные)

А если на карте? (безналичные).

А теперь, вернемся к звуку Т, где может стоять звук Т? Произнесем слово Табурет (произносят, а затем педагог еще раз самостоятельно произносит слово, четко выделяя звуки Т).

Где стоит звук Т?

В начале слова и в конце.

Правильно, в слове ТабуреТ, звук Т стоит в начале и в конце слова (на доску вешаются два синих квадрата).

А теперь, определим в слове стол, где стоит звук Т? (Педагог произносит слово сТол, выделяя звук Т.

Где стоит звук Т? (в середине, вывешивается еще один синий квадрат)

Посмотрите на доску, значит, звук Т, может стоять в начале, середине, конце слова.

Повторите ребята, где может стоять звук Т? (педагог спрашивает нескольких детей по - очереди)

У Мудрого Гнома, есть друг кот Тимоша (выставляется картинка). Он очень любит заниматься спортом, он и вас приглашает немного отдохнуть. У Мудрого Гнома, очень много друзей, а каких, мы узнаем, проделав физминутку.

Физкультминутка «Бежали бегемотики…»

-Ребята, с кем же дружит Мудрый гном? (дети перечисляют)

А если он дружит со всеми, значит, он какой? (дружелюбный).

Мудрый Гном и Тимоша очень любят играть со словами. Ребята, вспомните, что можно сделать со словами?

Их можно разделить на части и можно составить предложения.

Вот в слове табурет, сколько частей? (3)

А в слове кровать? (2)

А в слове стеллаж? (2).

-Вспомните, если слова начинают дружить, то, что можно составить? (предложения) мудрый Гном не любит скучать, он приготовил новое задание.

У вас на столах стоят тарелочки и рядом кисточки, попробуйте отыскать свою картинку, убирая осторожно манную крупу с помощью кисточки. Картинку не вынимайте, как только вы увидите свою картинку, нужно будет с этим словом составить предложение. Как составите предложение, поднимите руку (в это время педагог снимает ненужные картинки)

Катя, скажи свое предложение. В комнате стоит стол. (на доску вывешивается схема предложения.

Сколько слов в предложении? (4)

Где стоит стол? (в комнате)

Что стоит в комнате? (стол)

Что делает стол? (стоит) и т. д. (педагог спрашивает по очереди всех детей)

Хорошо ребята, справились с заданием.

Те слова, которые вы нашли, мы с ними поиграем, с помощью карточек. С помощью этих карточек Мудрый Гном, учит своих друзей изменять слова. Я вам показываю карточку, а вы должны свое слово изменить, соответственно карточке.

«Назови ласково»

«Один - много»

«Считаем от 1 до 5»

«Мой, моя, мое»

(Катя, назови ласково «Стол-столик», Один стол - много столов, Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов, Мой стол).

Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились.

Теперь предлагаю поиграть в игру «Чего не стало?»

(Педагог вывешивает картинки с мебелью на доске)

Запомните, какие картинки, с какой мебелью вы видите на доске.

Сейчас вы закроете глаза, а я одну картинку уберу.

(педагог по – очереди убирает картинки, а дети угадывают, какой картинки не стало).

Молодцы, ребята, а что это такое, показывает на листок с мнемотаблицей. Кто знает, что хочет от нас Мудрый Гном? (заучить стихотворение).

Правильно,а какой предмет мебели, вы видите в таблице?

(табурет).

Табурет на табурет Посмотрите-ка повыше,

Ставлю осторожно Буква Т стоит на крыше!

Табурет на табурет То антенна примостилась

Это очень сложно. Буквой Т оборотилась.

Табурет на табурет Тыква, танк, тормоз, тетрадь

Лезу на кушетку Букву Т всем надо знать!

И еще на табурет

Ставлю табуретку.

Табурет, на табурет.

Стойте! Передышка!

Табурет на табурет…

Вот и телевышка! (Педагог заучивает с детьми стихотворение с помощью мнемотаблицы).

Хорошо, ребята, вы молодцы! А чтобы еще лучше запомнить букву Т, подойдите ко мне, здесь у Мудрого Гнома есть волшебный песок, он написал много разных букв, найдите по одной букве Т и обведите ее с помощью указательного пальца, а затем пройдите на свои места.

Итог: На этом наше занятие заканчивается. С каким звуком мы сегодня познакомились? Что делали со звуком? Что делали со словами?

В какие игры понравилось играть?

Ребята, вы большие молодцы, вы совсем справились. За то, что вы занимались хорошо, Мудрый Гном приготовил вам подарки, а где они могут лежать? (в сундуке). Посмотрим? (смотрят и находят тетради). Мудрый Гном, знает, что на следующий год вы пойдете в школу, поэтому и решил вам подарить тетради (раздача тетрадей).

Публикации по теме:

Консультация «Четыре заповеди мудрого родителя» Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р]. В гостях у Деда Мороза»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р]. В гостях у Деда Мороза» Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Р]. В гостях у Деда Мороза» Цель: автоматизировать звук.

Конспект интегрированного музыкального занятия с использованием ИКТ «Урок гнома-художника» в ДОУКонспект интегрированного музыкального занятия с использованием ИКТ «Урок гнома-художника» в ДОУ Конспект интегрированного музыкального занятия с использованием ИКТ «Урок гнома-художника» Занятие проводится в рамках проекта «Школа искусств.

Конспект интегрированного музыкального занятия с использованием ИКТ «Театр гнома Пятницы»Конспект интегрированного музыкального занятия с использованием ИКТ «Театр гнома Пятницы» Конспект интегрированного музыкального занятия с использованием ИКТ «Театр гнома Пятницы» Занятие проводилось в рамках межгруппового проекта.

Конспект занятия для воспитанников 3–4 лет «Уроки бережливости гнома Эконома. Береги электричество!»Конспект занятия для воспитанников 3–4 лет «Уроки бережливости гнома Эконома. Береги электричество!» Проблема экономии ресурсов выходит сейчас на первое место. Очень важно научить экономии детей с самого раннего детства. Предлагаю Вашему.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Школа для гнома»Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Школа для гнома» .

Лэпбук «В гостях у звука [Ш]»Лэпбук «В гостях у звука [Ш]» В своей логопедической практике я начала применять интересное методическое пособие-лепбук. Свой лепбук «В гостях у звука [Ш]» я использую,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по изучению буквы «Т» и звука [Т] «В гостях у мудрого гнома»
Опубликовано: 28 декабря 2023 в 18:51
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД