Елена Рябчикова
Конспект НОД в подготовительной группе по предметному окружению «Стекло и глина»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в подготовительной группе по предметному окружению.
Стекло и глина.
Направление образования и развития (образовательная область)
-Познавательное развитие (ознакомление с предметным и социальным окружением)
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета.
• Закрепление правил безопасности с обращением с предметами из стекла и керамики.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по предметному окружению „Стекло и глина“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Поделки из глины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Подготовительная группа
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Свойства материалов и веществ
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
Развивающие:
• Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.
• Активизировать речь и обогащать словарь детей.
• Учить делать выводы в процессе эксперимента.
Воспитательные:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Словарная работа: лаборатория, лаборант, исследования, исследователь, керамика, керамический, стеклянный, стеклодув, гончар.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Формы организации: фронтальная
Формы реализации детских видов деятельности: физминутка, беседы, ситуативные разговоры.
Материал: Стеклянный и керамический стаканы, гончарный круг, стека, деревянная палочка, песок, глина, вода, ложка.
Предварительная работа : Беседа: «Что такое керамика», «Из чего делают стекло».
Сегодня мы отправляемся в волшебную страну. Для того, чтобы туда попасть, нужно закрыть глаза и сказать волшебное заклинание:
«Волшебство сейчас начнется,
Стоит Палочкой взмахнуть,
Детям ярко улыбнется,
Позовет в далекий путь!»
Ребята, послушайте мои загадки, отгадайте их и тогда вы узнает, с чем мы будем работать сегодня.
Звучащее, прозрачное,
Воды не боюсь,
А ударь — разобьюсь.
(Стекло.)
Очень хрупко и прозрачно
В пользу людям предназначено
(Стекло.)
Если встретишь на дороге –
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
(Глина.)
- Отгадали, молодцы.
Ребята, какие предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете?
А сейчас я вам расскажу, как изготавливают стекло.
Человек давно научился делать предметы из стекла. Стекло изобрели много лет назад. В глиняный горшок насыпали песок, золу, немного краски и всё это долго варили на огне, пока не получилось блестящее «тесто». Мастеру-стекольщику очень помогла глиняная палочка. Одним концом палочки он брил расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь, как вы выдувал мыльные пузыри. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму (получались вазы, сосуды, флаконы, бусины). В древние времена оконное стекло еще не умели делать. В домах, в замках и даже в королевских дворцах были маленькие окна. Вместо стекла вставляли бумагу, пропитанную воском или маслом, чтобы она не размокала от дождя. В России на окна натягивали пленку бычьего пузыря. Но однажды мастер-стекольщик выдул большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы, образовалась труба, и пока она была теплая, разрезал ее и развернул на столе. В результате получился стеклянный лист. Первое стекло было неровное, мутное, но и оно очень ценилось. Вначале стеклянные окна были только в домах богатых людей. Шло время, и люди придумали машину, которая вытягивала из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ленты. Застывшую, затвердевшую стеклянную ленту разрезали па части, получался лист стекла. Сейчас построены современные предприятия для изготовления стекла.
- Ребята, назовите ещё предметы из стекла в наше группе, которых нет на столе. (окно, лампочки).
Физкультминутка.
«Гончары»
Руки хорошо потрём,
до тепла их разотрём.
Чисто вымоем сначала,
чтобы глина не серчала.
Нежно их погладим,
слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите,
нам поделочку слепите».
- а сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок.
(стоят рядом друг с другом)
- а сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину.
(Встали плотно друг к другу взявшись за руки)
Ну а сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить одно самое главное правило обращения со стеклом.
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
Вот у меня в коробочке речной песок. Давайте его внимательно рассмотрим. Поможет рассмотреть песок прибор-лупа, тоже из стекла, но волшебного – увеличительного.
-Из чего состоит песок?
-Песок состоит из мельчайших песчинок, но зачем он здесь?
Песок важнейший компонент (часть) из чего делают стекло. В старину брали глиняный горшок, сыпали речной песок с ракушками, добавляли золу и ставили на огонь - очень долго варили. Получалось мягкое, блестящее, горячее тесто. Затем мастер стеклодув брал в руки глиняную трубочку пустую внутри. На один конец трубки стеклодув набирал комочек расплавленного стекла, а другой конец трубочки в рот и выдувал стеклянный пузырь (также как вы дуете мыльные пузыри). Но если стеклу было нужно придать другую форму, то мастер брал 2 формочки и закрывал стеклянный пузырь с двух сторон и выдувал до тех пор, пока мягкое стекло не заполнит всю форму. Вот так появились другие предметы : пузырьки для духов, кувшины, изящные вазы.
- А какое оно стекло? Давайте его обследуем. Прикоснитесь, какое оно на ощупь? Гладкое, холодное, твердое.
-Какого цвета стекло? Прозрачное, бесцветное, цветное.
-Зачем нужно прозрачное стекло? Пропускает солнечный свет. Не искажает предметы, защищает от холода.
Эксперимент №1
Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что |гладкие, холодные, ребристое.)
Эксперимент №2
Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т. е. оно водонепроницаемо.
Эксперимент №3
Воспитатель предлагает дни слегка ударить ложкой или деревянной палочкой по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Стекло издаёт звонкий звук.) Сравнивают простой бокал и керамический.
Далее воспитатель рассказывает, что стекло может быть разной толщины, поэтому оно отличаются прочностью. ( Показывает несколько примеров: тонкий, толстый, хрустальный.)
Ребята, а вы знаете, где стекло помогает человеку, в каких приборах? Очки – защищает и помогает лучше видеть, лупы, бинокли, микроскопы, телескопы – приближают, помогают рассмотреть мелкие и удалённые предметы. Ну, вот мы с вами и узнали, сколько полезных дел выполняет стекло, как оно служит человеку. Ну, у этого материала есть и плохое свойство – оно хрупкое и может легко разбиться.
-Как нужно обращаться со стеклянными предметами? Аккуратно, бережно. Но если вдруг случилась беда, стекло разбилось, как надо действовать? (отв. дет.) Обязательно подмести большие куски веником, а потом почистить пылесосом.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями.
Сегодня мы с вами поговорим об еще одной профессии, которую вы еще пока не знаете. Как вы думаете, кто делает предметы из глины?
Это гончар. Гончар – это мастер, который изготавливает глиняную или керамическую посуду. Орудие труда гончара – это гончарный круг и его умелые руки. Еще для работы гончару нужна емкость с водой, салфетка, стека или деревянная палочка, леска.
Гончар с помощью гончарного круга создает глиняные изделия, затем просушивает их и после наносит рисунок. А чтобы кувшин, горшочек или кружка стали пригодны для использования в быту изделие необходимо обжечь в специальной печи.
Итак, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей.) Что вы всегда должны помнить при работе со стеклом? (Ответы детей.) Это правило всегда будет находиться в нашей лаборатории как многие другие. Какие новые слова вы сегодня узнали? Спасибо всем за работу.