Лучший педагог года

НОД «В русской горнице» для детей 5–6 лет

Жанна Корязина
НОД «В русской горнице» для детей 5–6 лет

«В русской горнице»

Цель: сформировать представления детей о быте русского народа.

Задачи:

1. Познакомить детей с устройством русской избы, разъяснить понятие «горница»

2. Обобщить и систематизировать знания об экспонатах народного быта, находящихся в горнице (печь, чугун, ухват, ложки деревянные, лапти, самовар, сундук) .

3. Вызвать интерес и эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые детьми сказки.

4. Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры.

Публикация «НОД „В русской горнице“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Предварительная работа: чтение и рассказывание русских народных сказок, инсценирование; разучивание загадок, пословиц, поговорок; слушание и разучивание народных мелодий (хороводных, плясовых) ; рисование, аппликация на тему росписи посуды.

Средства: презентация, строительный материал.

Ход:

Ребята, скажите мне, пожалуйста, а вы любите путешествовать? А куда можно отправиться в путешествие? (ответы детей) Посмотрите на экран, что вы видите? (камень) (слайд №2)

А камень этот не простой, на нем что-то написано. Кто сможет прочитать надпись?

«Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадешь.

Направо пойдешь – много интересного найдешь»

Куда же мы с вами пойдем? (ответы детей)

(слайд №3)

(дети имитируют ходьбу)

Посмотрите, я что-то вижу впереди. Что это? (русская изба) (слайд №4)

А хотите зайти в гости?

(слайд №5)

Нас уже встречает хозяюшка: «Проходите, детушки милые, гостюшки мои дорогие. Милости прошу! Сядем рядком да поговорим ладком»

Давайте поздороваемся с Хозяюшкой (дети здороваются)

Что эти слова обозначают, как вы их понимаете? (Предположения детей). Милость – от слова милый. Милый человек какой? (добрый, ласковый, внимательный, заботливый) Вот об этом и просит хозяйка: будьте добрыми, ласковыми, заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружает.

Вот что значит «сядем рядком» - я понимаю, а что означает «поговорим ладком»? (не перебивать друг друга, выслушивать товарища, не выкрикивать, не ссориться, ладить друг с другом)

Вот, оказывается, какая мудрая русская народная поговорка.

(слайд №6)

Как, по-вашему, называется комната, в которой мы с вами сидим? Правильно – горница. Так называли комнату в избе. В старые времена темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, пели русские народные песни, рассказывали сказки, говорили шутки – прибаутки и работали (слайд №7) Старые учили молодых всякому ремеслу. Ведь все делали своими руками: вышивали, пряли, вырезали миски и ложки из дерева, плели лапти (слайд №8). Лапти – самая распространенная обувь русского народа. Недаром говорили «Лапотная Русь». Люди не только трудились, но еще умели и весело играть например, в русскую народную игру «Федул» Хотите и мы с вами поиграем?

Игра «Федул» (дети идут по кругу, в центре стоит надувшийся Федул. Дети останавливаются и грозят пальцем Федулу. Он хмурится. Дети хлопают в ладоши, Федулпляшет. После песни Федул дает детям задание, а ребята показывают движения)

Эй, Федул, что губы надул?

Ты не злись, не сердись,

А ребятам улыбнись!

Ты немножко попляши,

Что нам делать – прикажи!

Обведите взглядом горницу и скажите, что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно? Конечно же это печь (слайд №9) Не случайно о ней говорили так «Печь всему голова». Голова – значит, самая главная. Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная?

Где же в горнице пищу готовить? Конечно в печи! Когда на улице зима, мороз, а у нас в детском саду тепло. Что нас греет? (Ответы детей.) А в старину батарей не было. Что тогда грело? Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова.) Да, печь и накормит и обогреет.

А случалось и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замерзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь и сушит. И не только одежду. Что можно сушить еще на печи? (Грибы, ягоды, травы.)

А еще печь лечит! Если дети пришли с прогулки промокшие. Что с ними может случиться? (Простудятся и т. п.) уложат простуженного на печку, она его прогреет и простуда пройдет. Вот почему говорят: “Печь – всему голова”. Она и кормит, и греет, и сушит, и лечит.

С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. В сказке «Гуси-лебеди она (печь) прячет Машу с братцем от гусей-лебедей (слайд №10) В сказке «По щучьему велению» - везет Емелю к царю (слайд №11) В сказке «Колобок», бабушка испекла колобка в чем? (в печке) (слайд №12) Здесь же в сказках мы найдем ответ, какую пищу ели люди. Вспомним сказку «Гуси-лебеди» - пирожок, яблочко, киселька с молочком; «Маша и медведь» - пирожки; «Лиса и журавль» - окрошка, каша. Главной пищей были - щи да каша. Так и говорили: «Щи да каша – пища наша».

А в чем варили щи да кашу? (в чугунке) (слайд №13) Интересно, как же чугун со щами или кашей в горячую печь ставили? А вынимать еще опаснее было. Но был у хозяйки помощник. Я вам сейчас загадаю загадку, и предлагаю в избе отгадку найти.

1. Бычок рогат в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает (Ухват) (слайд №14)

Кто из вас видел у своих бабушек в деревне такого помощника? (слайд №15) А кто из вас хоть раз сам кашу варил? Или маме помогал?

Дети, печь делит горницу на две основные части: на левую и правую. С левой стороны, за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины делали домашние дела. Какие? (Готовили пищу, мыли посуду, стирали и т. п.) Женщину в старину называли.? (Баба.) Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол: бабий угол, или бабий кут.

Давайте посмотрим, что в нем находится. Отгадайте загадки:

2. Деревянная подружка,

Без нее мы, как без рук,

А в досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает (ложка) (слайд №16)

А вот и ложки расписные! Внимательно смотрите, из какого материала они сделаны? (из дерева). Какое дерево использовали для изготовления ложек, тарелок, игрушек? (липу) Тарелок раньше не было, либо было очень мало, их берегли и выставляли только на праздники. А ели из общего горшка.

В доме, где есть печь, у хозяйки обязательно еще один помощник есть.

3. Черный конь скачет в огонь. (Кочерга) (слайд №17)

Отгадку найдите и всем покажите (Дети находят и показывают) .

4. На плечах дуга держит ведра,

А в них – вода (коромысло) (слайд №18)

5. Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает (веник) (слайд №19)

6. Стоит толстячок, блестит бочок,

Шипит, кипит, всем чай пить велит (самовар) (слайд №20)

Самовар придумали очень давно в городе Туле. Вода в нем закипала быстро и долго не остывала. Самовары были разного размера, разной формы: круглыми и квадратными, конусообразными, цилиндрическими. Чаепитие из самовара – особый ритуал, он объединяет людей за неспешным разговором. По традиции к чаю подавали сушки, бублики, сухари да пряники, разное варенье. И пили чай наши предки, в отличие от нас, не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. Да, здесь есть все, что нужно хозяйке.

А в другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Здесь на этой стороне, поэтому угол самый светлый. На окне – занавески, на полу – половики. Половики хозяйки ткали сами и стелили их на пол вместо ковров (слайд №21)

Правая половина горницы бала самой нарядной и красивой, и называли эту часть горницы – красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.

А еще стоят в горнице сундуки (слайд №22) Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки (слайд №23) На них и спали.

Сколько интересных вещей мы увидели в горнице. А как вы думаете, в нашем доме или квартире можно сейчас встретить такие же вещи? (ответы детей) Я предлагаю вам поиграть.

Игра «Скажи по-другому»

Детям называют слова, а они должны повторить эти же слова, которые использовались в речи нашими предками.

Комната - (горница, угол - (кут, шторы - (занавески, шкаф - (сундук, ковер - (половик, кровать - (полати, женщина - (баба, дом - (изба)

Игра «Найди отличия» (дети сравнивают две картинки и находят отличия) (слайд №24)

Издавна на Руси строили дома из дерева (слайд №25) Как вы думаете почему? (люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал, одевал)

Красивый прочный дом построить трудно. Строили дом не один день, всей деревней. Дома строили рядом друг с другом.

Какие люди строили такие красивые, крепкие дома? (добрые, работящие, сильные, трудолюбивые, дружные)

Ну что же, нам пора возвращаться домой (слайд №27) Давайте попрощаемся с Хозяюшкой, поблагодарим ее за гостеприимство.

Мне хочется верить, что когда вы подрастете, то будете такими же работящими, трудолюбивыми, дружными. И построите для себя и своих родных большой красивый дом.

А сейчас я предлагаю вам построить дом из строительного материала (дети занимаются конструированием из строительного материала)

Прикреплённые файлы:

v-ruskoi-gornice_ehta4.pptx | 7784,86 Кб
 
Публикации по теме:

Приобщаем детей к истокам русской культуры «Приобщаем детей к истокам русской культуры» Мамонова Ж. В., воспитатель МБДОУ д/с №56, г. Белгород Мельникова О. А., воспитатель МБДОУ д/с.

Консультация «Приобщение детей к истокам русской национальной культуре» Цель: сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста. Актуальность: Прививать интерес к культуре.

Рождественские тематические занятия в костромской горнице Духовно-нравственное воспитание как условие развития основных (человеческих) способностей: нравственной (различение добра и зла, эстетической.

Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обиходаЗнакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода Цель:познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

Как приобщить детей к русской народной культуре Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценносте. Приобщение детей к.

Конспект НОД в средней группе «В горнице» Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к предметам крестьянского быта. Цель: формирование эмоционально-положительного.

Конспект занятия в средней группе «В горнице» Задачи: Познакомить детей с деревянными изделиями в горнице и их украшением (резьба, роспись). Воспитывать уважительное отношение к труду.

«Наш быт. Знакомство с русской избой». Материалы к программе «Я — златоустовец» для детей 5–6 лет Цель: Ознакомление с историей русского крестьянского быта (с внутренним убранством и предметами обихода избы) и народного искусства. Воспитание.

Презентация для детей подготовительной «Богатыри земли русской» "Богатыри земли русской" (формирование чувства патриотизма у детей старшего возраста) Любовь Родине – это одно из самых сильных чувств.

Проект «Богатыри земли русской» для детей средней группы Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, знание о былинных богатырях. Задачи: • Познакомить детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «В русской горнице» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 7 ноября 2019 в 20:10
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД