Приложение МААМ

НОД в старшей группе «Республика, в которой мы живём»

Надежда Грачёва
НОД в старшей группе «Республика, в которой мы живём»
▼ Скачать + Заказать документы

Республика, в которой мы живём

Цель: расширять знания детей о Республике Мордовия; продолжать знакомить с культурой мордовского народа.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о Республике Мордовия, как о малой Родине; закрепить понятие «мордовский край»; познакомить детей с мордовским национальным бытом, культурой, этносом.

Публикация «НОД в старшей группе „Республика, в которой мы живём“» размещена в разделах

2. Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа, познавательную активность детей; создавать радостное настроение.

3. Воспитывать чувство гордости к тому месту, где мы живем, интерес и уважение к национальным традициям.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Мордовия моя», чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание стихотворений о Мордовии.

Оборудование: символика Республики Мордовия; презентация с изображением природы Мордовии, историческими фото; старинные предметы быта и обихода; мордовские национальные костюмы; элементы узора; музыкальные инструменты; сказка «Благородный медведь».

Методические приемы: показ, объяснение, чтение стихотворений, перевоплощение, рассматривание, подвижная игра.

Ход НОД

- Шумбратадо, шабат! (Шумбратадо)

- Ребята, скажите, на каком языке мы с вами поздоровались? (мордовском)

- Правильно! Сегодня я хочу поговорить с вами о нашей малой Родине, о крае, в котором мы родились. Для этого приглашаю вас отправиться в путешествие.

(воспитатель и дети проходят в мини-музей МДОУ)

- Скажите, как называется республика, в которой мы проживаем? (Мордовия)

- Кто скажет, как называется столица Мордовии? (Саранск)

- Посмотрите – это флаг и герб РМ. Из каких цветов состоит флаг Мордовии? (белый, красный, синий)

- Белый цвет означает мудрость, невинность мира; темно-красный отражает давние традиции мордвы; темно-синий цвет символизирует напоенную влагой плодородную землю.

Ребенок: Ты моя Родина, край наш Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба.

Мокша и эрьзя, русские братья…

Мы твои дети, славим тебя!

- Природа Мордовии довольна разнообразна. Здесь есть леса и луга, реки и озера, низменности и возвышенности (слайд 1). Все времена года в Мордовии непохожи друг на друга. На смену теплой весне приходит жаркое лето. Дождливая осень сменяется морозной зимой.

1 ребенок: Мордовский край! Родимая Отчизна!

Мне близок к сердцу каждый уголок,

И пенье птиц, и щебет соловьиный,

Краса полей и широта лесов.

2 ребенок: Мне нравится пейзаж осенней дали:

Природа будто замирает на ходу,

Деревья стали голыми, опали

Желтеющие листья поутру.

3 ребенок: Зима покрыла двор пушистым одеялом.

Нам не узнать его, он словно белый пух.

И мы уже не слышим звон прощальный

Любимых птиц, улетающих на юг.

4 ребенок: Деревья все проснулись и качают

Они сережки звонкие свои.

И я не знаю большей радости на свете,

Когда щебечут снова соловьи.

5 ребенок: ах, как приятно по утру умыться свежею росою,

Босою бегать по траве, я впереди – рассвет за мною.

А лето снова одарит чудесным солнцем золотым,

И будет радовать опять сиянием своим.

6 ребенок: Ах, как прекрасна же всегда Мордовия!

Земля моя!

И нет предела восхищенью

Родным просторам, вечному цветенью!

- Климат Мордовии позволяет возделывать пшеницу и рожь для выпечки хлеба, ячмень для варки пива, коноплю для плетения канатов. Здешняя погода благоприятна для садоводства и животноводства (слайд 2).

- Давайте отправимся в прошлое и зайдем в деревенский дом. В жилой избе, в углу возле двери, располагалась печь. Под потолком находились платья – полки, на которых спали. Рядом с печью располагался шкаф-ларь для посуды, на стене висел печкарь – плетенная корзина для хранения ложек (слайд 3).

- В старину, длинными зимними вечерами, мордва устраивала посиделки, на которых женщины и девушки пряли, сопровождая работу песней, парни играли на различных музыкальных инструментах (слайд 4).

- Вышивка была не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек (слайд 4). Палитра мордовской вышивки включает в себя в основном четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный – как основные тона, желтый и зеленый – для расцвечивания узора. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали свое мастерство. Идеи они черпали в окружающей природе. И названия мордовских орнаментов такие – «змеиная головка», «куриные лапки», «козьи копыта», «крылышки», «еловые ветки», «солнечные узелки», «звездочки» (рассматривание узоров).

- Женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое по-мордовски называется пулай (одевание девочек в мордовский костюм).

- Для эрзянок были типичны высокие головные уборы на твердой основе с длинной, спускавшейся на спину лопастью из холста. Мокшанки носили двурогие головные уборы или тюрбанообразные повязки (слайд 5). По праздникам мордовки надевали кожаные сапожки, повседневной обувью служили лыковые лапти.

- Декоративная резьба по дереву – еще один традиционный вид художественного творчества мордвы. Занимались им мужчины. Узоры наносились на фронтоны изб, свадебные сундуки, прялки. Самым известным резчиком по дереву был мордовский скульптор – Степан Эрьзя (слайд 6).

- Как я уже говорила, вечерами работа и песня часто меняли друг друга. Среди музыкальных инструментов мордвы широкое распространение получили волынки, кальцаемат, кевень дудушка, пенчть (ложки, баягинеть (колокольчики, пила, пелюма (коса, сравтома пелькс (гребенка).

- Торама – так называется волшебная труба. Если придет беда, достаточно тораме затрубить – и при первых же ее звуках защитники мордвы встанут на охрану родной земли (слайд 7).

- Мордовская культура богата разнообразными песнями, сказками и легендами, пословицами и поговорками, преданиями и плачами. Какие мордовские сказки вы знаете? Я хочу вам рассказать мордовскую сказку «Благодарный медведь»

- Сегодня вы очень многое узнали о нашей республике, что вам запомнилось больше всего?

- И напоследок, я хочу вас познакомить с мордовской подвижной игрой «Горшки».

Игра «Горшки» («Чакшкесэ»)

Водящий выбирается считалкой по желанию детей. Остальным предлагается поделится на «хозяев» и «горшки». Участники игры располагаются в два круга, внутренний – «горшки». «Покупатель» обходит «ярмарку» кругом, выбирая себе «горшок», заводит разговор с «хозяином» :

Текст

- Азор, чакшот мисак?

- Миса!

- Азор, чакшот вадря?

- Пек вадря?

- Ну паро. Туик кедеть! Перевод

- Хозяин, горшки продаешь?

- Продаю!

- Хозяин, горшки хороши?

- Очень хороши!

- Ну ладно. По рукам!

«Хозяин» и «покупатель» ударяют по рукам и бегут в разные стороны, обегая «ярмарку». Кто раньше добежит до «горшка» и положит руку на его голову, тот и «хозяин». (Игра продолжается 2-3 раза)

Публикации по теме:

Фотоотчёт об итогах сентября «Дом, котором мы живём» в разновозрастной группеФотоотчёт об итогах сентября «Дом, котором мы живём» в разновозрастной группе Название моей публикации выбрано не случайно. Именно от взрослых – воспитателей, всех работников детских дошкольных учреждений зависит,.

Конспект игры-беседы «Правила, по которым мы живём» в старшей группе Цель: формирование навыков и умений поведения в социуме. Задачи: 1. Воспитание осознанного отношения к правилам и нормам; 2. Развитие способности.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Бурятия. Озеро Байкал»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Бурятия. Озеро Байкал» Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Саха. Якутия»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Саха. Якутия» Примечание:Серия занятий «География дружбы» проводится в рамках проекта «Посткроссинг. Дружат дети на планете»Интеграция образовательных.

Конспект экскурсии по улице, на которой стоит детский сад Конспект экскурсия по улице Новая, на которой стоит детский сад Цель. Ознакомление с ближайшим окружением – малой Родиной, удовлетворение.

Лексико-грамматическое занятие в старшей группе детей с ОВЗ в форме экскурсии по городу «Мы живём в городе Сегежа»Лексико-грамматическое занятие в старшей группе детей с ОВЗ в форме экскурсии по городу «Мы живём в городе Сегежа» Задачи: 1. Расширить и закрепить представление детей о понятии улица, город, повторить правила поведения на улице. 2. Способствовать.

НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Татарстан-моя республика»НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Татарстан-моя республика» Цели и задачи: - Дать детям представление, что такое Родина, родной край. - Познакомить с картой и символикой Республики Татарстан..

Конспект НОД «Страна, в которой я живу» во второй младшей группеКонспект НОД «Страна, в которой я живу» во второй младшей группе Цель: Дать представления о нашей стране - России. Задачи: • Познакомить детей с понятием - Россия; • Воспитывать чувство любви к своей Родине.

Проектная деятельность в средней группе на тему «Книга о том, как мы живём»Проектная деятельность в средней группе на тему «Книга о том, как мы живём» Проектная деятельность является одной из очень интересных, привлекательных и результативных форм совместной деятельности взрослых.

Викторина «Улица, на которой расположен наш детский сад» для детей старшей и подготовительной группВикторина «Улица, на которой расположен наш детский сад» для детей старшей и подготовительной групп Викторина для детей старшей и подготовительной группы на тему: «Улица города, на которой расположен наш детский сад». Составили воспитатели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в старшей группе «Республика, в которой мы живём»
Опубликовано: 17 октября 2022 в 18:06
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД в старшей группе «Республика, в которой мы живём»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Грачёва (УИ 1369769) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД