Татьяна Москальченко
Конспект НОД в старшей группе «Образ весны в произведениях искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели.
Расширять и обогащать знания детей о весенней поре средствами различных видов искусств (поэзии, живописи, музыки).
Путём сравнения показать детям, как деятели искусства по-разному передают образ весны. Учить понимать чувства, переданные художниками, композиторами, поэтами в своих произведениях.
Воспитывать любовь к родной природе, искусству, развивать творческие способности детей, расширять их кругозор.
Закреплять умение самостоятельно выражать эстетическое отношение к природе, используя изобразительные средства.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Образ весны в произведениях искусства“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Предшествующая работа.
- Чтение художественных произведений и разучивание стихов, пословиц, поговорок о весне.
- Слушание музыки, и проведение бесед о времени года весна;
- Наблюдение за весенними явлениями в природе;
- Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением весенней природы.
-Прослушивание произведения П. И. Чайковского «Подснежник», произведения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится», рассматривание пейзажных картин «Март», «Вешний поток» И. Э. Грабаря, В. К. Балыницкого-Бируля «Изумруд весны», С. Ю. Жуковского «Весенняя вода», Н. Н. Дубовского «Весенний вечер», Н. К. Рерих «Весна священная», работа с карточками с изображением зимующих и перелётных птиц.
ОБОРУДОВАНИЕ
Ноутбук, проектор, аудиозаписи пьесы П. И. Чайковского «Подснежник» и произведения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…», репродукции картин «Март», «Вешний поток» И. Э. Грабаря, В. К. Балыницкого-Бируля «Изумруд весны», С. Ю. Жуковского «Весенняя вода», Н. Н. Дубовского «Весенний вечер», Н. К. Рерих «Весна священная», мольберты по количеству картин, бумага для рисования формата А3-4 шт., краски, кисти -7 шт., тарелочки с желтой краской, стаканчики с водой, ватные палочки, мятая бумага, желтая и голубая бумага, клей, салфетки для клея, кисти для клея, палочки для рисования, 3 стола, фланелеграф, стулья по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном? Как вы думаете, кто бы это мог быть?
Ответы детей.
Воспитатель: Затрудняетесь? Загадаю вам загадки. Вы загадки отгадайте и героя вы узнайте!
Она раскрывает почки, в зелёные листочки,
Деревья одевает, посевы поливает,
Движения полна, а зовут её … (весна).
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет.
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла (весна)
Воспитатель: Да, молодцы, это весна. Вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о весне. На мой взгляд, весна - самое удивительное время года: вся природа словно просыпается от зимнего сна. На душе становится светло, радостно.
-Ребята, а вы любите весну?
-За что вы любите весну?
-Что вас радует весной?
Пробуждение природы никого не оставляет равнодушным. Художникам, поэтам и композиторам тоже очень нравится это время года, и они посвящают ему свои произведения. Послушайте, как великий русский поэт, Федор Иванович Тютчев, воспевает весну в своем произведении «Зима недаром злится.» (Воспитатель включает аудиозапись Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…»)
-Понравилось вам стихотворение?
-О каком времени года в нем говорилось?
- С помощью чего автор показывает наступление весны?
-Так рисуют поэты весну. Как вы думаете, кто еще может нарисовать это прекрасное время года? (Ответы детей)
- Правильно, художники. Сейчас я приглашаю вас посетить картинную галерею., где вы увидите, как художники изображают весну (Дети становятся паровозиком и проходят в музыкальный зал, где звучит музыка А. Вивальди «Времена года. Весна», становятся полукругом возле мольбертов с картинами художников).
Воспитатель: Перед вами картины известных художников: И. Э. Грабаря «Март», «Вешний поток», В. К. Балыницкого-Бируля «Изумруд весны», С. Ю. Жуковского «Весенняя вода», Н. Н. Дубовского «Весенний вечер», Н. К. Рерих «Весна священная». Рассмотрите их и расскажите, какое время года изобразил художник, почему вы так думаете.
Дети: На картинах художники изобразили весну. Мы видим высокое голубое небо. Всё вокруг залито солнцем. Проснулись ручьи. Снег тает, и в ручье становится все больше воды. На деревьях набухают почки, и скоро появятся листики. Люди поменяли зимнюю тяжелую одежду на легкую - весеннюю. Уже появились большие проталины. Земля на проталинах оттаивает, и скоро на ней появятся первые цветы.
Воспитатель: - Вы выучили много стихов о весне. Расскажите некоторые из них, которые иллюстрируют эти картины. (Дети читают стихи)
-А как вы понимаете слово «Первоцветы?» (ответы детей)
(После предложенных ответов воспитатель дает понятие первоцветы)
- Первоцветы – это цветы, которые первыми расцветают после зимы в лесах и на лугах. Это первые весенние цветы. Каждый цветок удивителен своей красотой, а так же восхищает нас своим тонким ароматом.
-Ребята, какие цветы-первоцветы вам известны? (Ответы детей)
-Чтобы познакомиться с разновидностью цветов-первоцветов, я приглашаю вас посмотреть презентацию. (Дети подходят к стульям, которые стоят возле ноутбука и проектора, становятся за стульчиками. Показ слайдов.)
Воспитатель: Ребята, кто ещё может рассказать нам о пробуждении природы? (Ответы детей). Да, вы правы. Не только поэты и художники воспевали весну в своих произведениях, но и композиторы. Присядьте на стулья и прослушайте произведение П. И. Чайковского «Времена года. Апрель.»
-Какое настроение у этой пьесы?
-О чём она нам рассказала?
-Что вы представляете, слушая эту музыку?
-Какие чувства передаёт музыка?
Вы правильно поняли музыку. На смену зиме спешит весна. Оживает лес, молодые, зелёные ростки так и тянутся вверх к самому небу. А подснежники… Они первыми спешат выглянуть из-под снега, встряхнуться и подарить радость всем.
Музыка звучит спокойно, навевает ощущение свежести, робко пробивается первый росток. Это передал композитор в музыке.
Воспитатель: Ребята, какой признак наступления весны вы ещё не назвали?
Дети: - прилетают перелетные птицы с юга.
- птицы строят гнезда и выводят птенцов.
- Молодцы, ваши ответы радуют меня.
- Как одним словом назвать птиц, которые зимовали с нами?
- Как одним словом назвать птиц, которые возвращаются из теплых стран?
Назовите перелётных птиц, которых вы знаете: жаворонки, скворцы, ласточки, стрижи, соловьи и т. д.
А почему они называются перелётными? (прилетают из других теплых стран).
Игра «Выбери»
Цель: уточнение и расширение знаний о зимующих и перелетных птицах.
Проведение игры: на 2 столах лежат изображения перелетных и зимующих птиц. Дети подходят к столам, выбирают себе птиц, называют ее.
- На полу лежат два круга – синий и зеленый
- Синий круг – зимующие птицы
- Зеленый – перелетные птицы. Нужно положить картинку птицы возле соответствующего круга.
- Молодцы! И с этим заданием вы справились на отлично!
Воспитатель. - Русский народ любит весну и придумал пословицы и поговорки, в которых рассказывается о весенних приметах. А вы знаете пословицы и поговорки о весне? (Ответы детей). «Весна красна цветами, а осень пирогами». «Весенний дождик лишним не бывает», «Весенний день, что ласковое слово», «Весною сутки мочит, а час сушит», «Матушка-весна всем красна».
-Ребята, сегодня мы с вами говорили о том, как передали в своём творчестве образ весны композитор Чайковский, великие русские художники, поэт Ф. И. Тютчев.
Каждый из этих талантливых людей по - своему передал образ весны. И всё же, есть в них что-то общее.
Может - быть кто-то заметил и ответит мне, что же объединяет эти произведения. (Ответы детей)
Я тоже так считаю. В этих произведениях создаётся впечатление светлого дня, очень высокого, ясного, солнечного неба, от них становится радостно и светло на душе.
Мы ещё раз убедились в том, что музыка может сочетаться со стихами, стихи с картинами, увидели, как во всех этих произведениях искусства передан образ весны. Я уверена, что вас не оставит равнодушным, то, что вы увидели и услышали сегодня, что зарождающаяся любовь к прекрасному, останется
с вами навсегда.
Вот мы и повторили признаки наступления весны. Нам пора возвращаться в группу. (Дети становятся паровозиком и идут в группу. В группе воспитатель обращает внимание на мольберт и столы, на которых будут рисовать картины.)
Окунувшись в море поэзии, музыки и живописи, наверное, вы хотели бы и сами выразить свои чувства в рисунке. Предлагаю вам превратиться в художников, подойти к столам и создать свой художественный шедевр о весне.
Что бы вы изобразили на своих картинах? (Деревья, цветы, солнце, облака, птиц).
- Нарисуем цветочную полянку. Мы будем печатать цветы штампом из пробки. Вы, наверное, умеете это делать, но я сейчас вам напомню. (Показываю, как надо печатать цветы, палочкой прорисовываю стебель и лист на отдельном листе бумаги).
Деревья мы будем рисовать кистью, а почки и листья можно нарисовать тычком, палочкой. Ещё листочки можно отпечатать смятой бумагой. (Показ рисования).
- Солнце и облака мы будем делать из цветной бумаги путём обрывания краёв по кругу, затем наклеим. (Показ изготовления солнца и облаков из цветной бумаги). Птиц будем рисовать палочкой.
- А теперь подумайте и выберите, что вы будете делать. Выберите себе материал и краски. (Ребята выбирают работу по желанию, под спокойную музыку рисуют.)
- Ребята, посмотрите, какие красивые картины у нас получились. Солнышко ярко светит, на деревьях появились первые листочки, расцвели первые цветы, прилетели птицы. Молодцы, ребята, вы постарались и нарисовали весенние картины. Их мы вывесим на доску и покажем своим близким, а весна из окошка полюбуется на нас.