Ирина Седых
Конспект НОД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Тайны снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в старшей группе
По познавательно-исследовательской деятельности
на тему: «Тайны снега и льда».
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом.
Задачи:
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ : Закрепить знание дошкольников о зиме. Формировать начальное представление об экспериментировании со снегом и льдом. Познакомить детей со свойствами льда и снега. Развивать познавательную активность, мышление.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности „Тайны снега и льда“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Конспекты
- Снег и лед. Свойства, эксперименты, игры
- Снег. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
2. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Активизировать и расширить словарный запас детей (прозрачный, бесцветный, хрупкий, рыхлый);
3. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
• Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
• Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу, уметь слышать и слушать педагога.
4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
• Развивать чувство прекрасного через прослушивание звуков природы и просмотра картин в ходе проведения образовательной деятельности.
5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
• Способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей средствами игры «Что нам нравится зимой».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Оборудование и материалы:
Ёмкости со льдом и снегом, листы цветной бумаги, салфетки, соль, металлические ложки, карточки с символами обозначающими свойства снега и льда, ноутбук; проектор; презентация; аудиозапись звуков природы "Хруст снега", магнитофон, 2 мольберта
Виды детской деятельности :
• игровая,
• коммуникативная,
• музыкально – художественная,
• познавательно-исследовательская,
• двигательная.
Методы и приемы, используемые в ходе НОД:
• Словесный (беседа, вопросы к детям);
• Наглядно - демонстрационный (фото снежинок, картинки слайды, символы со свойствами снега и льда);
• Практический (проведение опытов со снегом и льдом);
• Игровой (подвижная игра "Что нам нравится зимой", игра на внимание «Найди две одинаковые снежинки»;
Используемые современные образовательные технологии:
• ИКТ-технологии;
• технология исследовательской деятельности;
• игровые технологии;
• здоровьесберегающая;
• личностно-ориентированные технологии.
Предварительная работа: беседа, рассматривание картинок, наблюдения в природе.
Ход НОД
Звучит музыка Чайковского «Времена года. Январь».
-Ребята, напомните, пожалуйста, какой сейчас месяц. Ответы детей (Январь)
-Красивое произведение Чайковского, которое вы сейчас слышите, тоже называется «Январь». На проекторе фото зимнего пейзажа. (№1)
Воспитатель: Дети скажите вы любите зиму? А за что любите зиму? Конечно же, зима – это зимние забавы. Дорогие ребята, скажите, что такое снег? (Зимние забавы, укрывает всё и согревает. Снег холодный : нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)
- Дети, а что такое лёд? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)
– Почему со льдом надо обращаться осторожно? ( Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)
Ребята, посмотрите, кто на экране?. (слайд №2) Зима приглашает нас в свою лабораторию, где мы сможем узнать о свойствах снега и льда.
Какие правила работы в лаборатории вы знаете? Ответы детей.
Но прежде чем приступить к проведению опытов вы разделитесь на 2 группы ученых. В моей корзинке 2-е картинки снежинка и льдинка, каждый из вас подходит ко мне и вытягивает свою картинку. Каждая группа ученых садится за свой стол с соответствующим логотипом.
ОПЫТ №1. Сравнение свойств снега и льда.
Воспитатель.
- А теперь проходите на свои места. Посмотрите в контейнеры перед вами, что в них находится?
- Снежинки берут в ладонь немного снега, а льдинки берут - кусочек льда. Что вы чувствуете? Что у вас осталось на ладони? Почему снег и лед тает на ладони? Что быстрее тает снег или лед? Какой можно сделать вывод?
Вывод: снег и лед холодные, состоят из воды.
- Какого цвета снег? На столе лежат символы, дети подходят, находят нужный символ и прикрепляют на доску.
(Каждая группа выставляет символ с изображением снега на мольберт).
-А лед имеет цвет? Значит он какой? (бесцветный)
(символ с изображением выставляется на мольберт).
Вывод: Снег - белого цвета, лед - бесцветный.
- Возьмите полоску цветного картона и положите её под снег и под лед. Мы сможем увидеть какого цвета полоска? - Значит снег какой? (Непрозрачный).
(Группы выставляют символ с изображением на мольберт)
Льдинки положите полоску под лёд. Видим цвет? Значит лёд какой? (Прозрачный).
(символ с изображением выставляется на мольберт).
Вывод: Снег - непрозрачный, лед - прозрачный.
- Возьмите ложки. Попробуйте разрыхлить снег. Получается? Какой снег? ( Дети: снег рыхлый).
(символ с изображением выставляется на мольберт).
- Про лёд мы такого сказать не можем. Льдинки, какой лед? Но лёд мы можем разбить. Значит он какой? ( Дети: лёд хрупкий).
(символ с изображением выставляется на мольберт).
Вывод: Снег- рыхлый, лед – твердый, но хрупкий.
Вывод:
Теперь ребята, расскажите по символам всё, что вы узнали про снег и лёд.
(дети по символам рассказывают про снег и лед) Льдинки рассказывают о снеге, снежинки о - льде
-Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, под действием тепла превращается в воду.
-Лед - прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
Снег рыхлый, лед твердый, но хрупкий.
А вы любите играть зимой? Выходите на ковёр, мы с вами сейчас поиграем в игру «Что нам нравится зимой».
Дети:
Нам морозы - не беда
Не страшны нам холода
Ходим в шубах и ушанках,
И катаемся на санках.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель: А потом?
Дети:
А потом на лыжи встанем.
И с горы кататься станем.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель: А еще?
Дети:
А еще берем коньки
И бежим мы на катки.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель: Молодцы! А потом?
Дети:
А потом в снежки играем
Очень метко попадаем.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель: Ребята, понравилась игра? У вас сейчас какое настроение?
Ребята, присаживайтесь на стульчики у проектора.
Воспитатель: – Почему со льдом нужно обращаться осторожно? ( Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)
- Вы знаете, ребята, а ведь ледяные опасности подстерегают нас не только внизу, но и сверху. Кто догадался, о чем я говорю? Ответы детей.
Я вам предлагаю посмотреть один фрагмент из мультфильма. Демонстрация фрагмента из мультфильма «Смешарики. Опасные сосульки».
Что надо делать, чтобы не оказаться на месте героев мультфильма? Ответы детей.
-Лед под ногами – это опасно, лед над головой – это угроза. Ребята, неужели лед приносит людям только зло?
Опыт № 2. “Почему снег хрустит?”
Звучит фонограмма "Хруст снега".
Слайд № 3 «Снежинка»
Воспитатель: Ребята, что это за звук? А вы когда-нибудь слышали, как хрустит снег? А как вы думаете, почему снег хрустит под ногами? Я думаю, что нам нужно вернуться в лабораторию, чтобы это узнать.
Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз). Ребята, что вы слышите?
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Игра «Найди две одинаковые снежинки».
Воспитатель: Ребята, вы знаете в природе не существует 2-х одинаковых снежинок. Но я нечаянно сфотографировала одну снежинку два раза. Перед каждой группой ученых на столе 5 фотографий снежинок. Ваша задача найти 2 одинаковые снежинки.
Вот и закончились наши исследования в лаборатории. Вам понравилось делать опыты? Мы все дружно провели большую работу, подведём итог. (Ребята, я буду задавать вам вопросы при ответе да, вы хлопаете в ладоши, при ответе нет, топаете один раз ногами).
- Снег при таянии превращается в воду? (да).
- Если вода замерзает, она превращается в лед? (да).
- Снег бесцветный? (нет).
- Лед прозрачный? (да).
- Лед рыхлый? (нет).
- Снег белый? (да).
- Лед тает в воде? (Да).
- Снежинки и соль - это кристаллы? (Да).
Молодцы! А вы хотите еще вернуться в лабораторию волшебницы зимы?
Я думаю, что у неё еще много интересных и занимательных опытов.