МААМ-картинки

НОД в старшей группе «Традиции чаепития в разных странах мира»

Наталья Валерьевна Горева
НОД в старшей группе «Традиции чаепития в разных странах мира»
▼ Скачать + Заказать документы

Непосредственно-образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе.

Тема: «Традиции чаепития в разных странах мира».

Цель: Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Задачи:

Познавательная: познакомить детей с любимым напитком народов разных стран, традициями чаепития в разных странах; дать представление о пользе чая для организма.

Публикация «НОД в старшей группе „Традиции чаепития в разных странах мира“» размещена в разделах

Развивающая: развивать осязание и обоняние детей во время дегустации чая.

Воспитательная: воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Ход занятия:

Часть занятия Действия воспитателя Действия детей

Объявление темы занятия. Сегодня мы поговорим с вами об одном чудесном напитке. А о каком, вы узнаете, отгадав загадку:

Заливаем кипятком,

Пьём с лимоном,

сахарком!

Чай очень популярный напиток по всему миру и у нас в России. Это один из самых любимых и распространенных напитков. Про него складывают песни и стихи:

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает,

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо – эликсир! Дети отгадывают загадку.

Дети слушают стихотворение.

Мотивация Ребята, давайте отправимся в путешествие по миру и узнаем, как в других странах пьют чай. Полетим мы с вами на самолете.

Ребята, а вы знаете, какая страна является родиной чая? – Китай. Ребята, посмотрите, где на глобусе расположен Китай. Вот туда мы отправимся сначала. (включить аудио-запись звука самолета). Дети садятся на ковер.

Отвечают на вопрос, рассматривают глобус.

Основная часть В Китае нас встречает китайская девушка по имени Ксиу. (слай №2) Легенда гласит, что чай появился благодаря китайскому императору Шен Нун 4700 лет назад. (слай №3) Однажды, когда для императора кипятили воду, в котел упало несколько листочков с куста, вода окрасилась и приобрела благоухающий аромат. Попробовав данный напиток, император был поражен вкусом и свойствами напитка. Впоследствии Шен Нун приказал посадить чайные кусты в своем саду. Молодой листочек по-китайски называете «тцай-йе». Отсюда и произошло слово «чай». Китайцы пьют зеленый чай.

С тех далеких дней и по сегодня в Китае выращивают чай. Собирают чайные листочки рано утром руками, поэтому это очень трудная работа. (слайд №4,5,6) Затем его сушат, упаковывают и отправляют на склад. (слай №7)

В Китае существует чайная церемония, используется простая посуда: сосуд с кипятком, заварочный чайник, банка с чаем, бамбуковая ложка для размешивания чая и маленькие чашки. (слайд №8)

Во время чаепития китайцы размышляют о жизни, медитируют.

Словесная игра «Угадай, какой чай»

Если чай с лимоном, если с мятой, ягодами, травой и т. д.

Нам пора в путь и дальше мы отправимся в Японию. (аудио-запись звука самолета).

Нас встречает японская девушка по имени Иоко. (слайд №9)

Японская чайная церемония зародилась приблизительно 700 лет назад. Чайную церемонию принято совершать в специальных чайных домиках (слайд №10). Входя в домик, человек оставляет свои заботы снаружи, и остается только с мыслями о добром и хорошем. При входе гости кланяются хозяевам, и садятся на циновки. Хозяин кланяется гостям.

Чаепитие в Японии является обрядом и происходит по определенному протоколу. (слайд №11) Вся церемония разработана так, чтобы создать гармонию, принести мир и спокойствие. После чаепития у японцев снимаются стрессы, они успокаиваются и становятся более здоровыми и жизнерадостными, им хочется петь и плясать. Чай пьют черный, без угощения. (слайд №12)

Эксперимент: на столе 3 чашки с черным, зеленым и красным чаем, чайник с кипятком, 3 чайных ложки. Вопрос воспитателя: в какой чашке какой чай? Как вы догадались? Как можно проверить? В чашки добавляется кипяток, размешивается.

Ребята, нам пора дальше, и следующая страна, куда мы отправимся, называется Узбекистан (рассмотреть на глобусе). Нас встречает Айгуль. (слайд №13) В этой стране очень жарко, поэтому жажду узбеки утоляют зеленым чаем в специальном доме – чайхане. (слайд №14) Чай пьют из пиалы без сахара. А для того чтобы чай был вкусный к нему предлагают гостям свежие фрукты, сухофрукты и знаменитые восточные сладости. (слайд №15-16) Сюрприз от Айгуль- сухофрукты.

Ребята, а кто знает, какая страна является рекордсменом по количеству выпитых чашек чая в год?

Это, конечно же, англичане. В год каждый англичанин выпивает 4,5 кг чая, это 1500 чашек чая. Причем мужчины пьют его больше, чем женщины. Отправимся в эту страну (рассматриваем глобус, аудио-запись). Нас встречают Саманта и Пит. (слайд №17) Английские традиции чаепития известны во всем мире. Англичане неизменно начинают утро с чашки хорошего чая. Эта традиция берет свое начало от сырого холодного климата Англии. (слайд №18) Англичане просыпаются в 6-7 часов утра, и чтобы быть бодрыми и свежими, им конечно необходима чашечка черного чая.

Известное английское чаепитие в 5 часов вечера («five-o-clock») впервые появилось в 1840 году. Герцогиня Анна Седьмая предложила утолять легкий голод, возникающий между завтраком и поздним английским обедом чашкой чая с легкими закусками. (слайд №19) Эта традиция сохранилась и по сей день.

Алиса из «Страны чудес» пьёт вечерний чай с героями сказки. (слайд №20)

Типичный британский чайный ритуал может проходить следующим образом:

Чай разливают в подогретые чашки, куда сначала наливают молоко или горячие сливки, а потом чай. Пьют чай, используя чашку и блюдце. Пьют маленькими глоточками. К чаю принято подавать маленькие булочки, мармелад, кексы, печенье. (слайд №21)

Эксперимент: В чашку налить молоко, затем уже заваренный черный чай.

Принято слушать хорошую музыку.

(аудио-запись английской песенки)

Саманта и Пит угощают вас вафельками.

Мы возвращаемся домой! (аудио-запись самолета). Нас встречает русская красавица Василиса. (слайд №22)

Ребята, мы познакомились с традициями чаепития в разных странах. А когда чай появился в России?

Впервые русские люди познакомились с чаем в 1638 году, когда русскому послу в Монгольской ордее подарили 200 пачек чая.

Сначала чай был доступен только богатым людям. Бедные крестьяне даже не знали, что с ним делать.

К началу XVIII века чай прочно вошел в быт русского человека и стал национальным напитком. За чаем решались семейные дела, происходил обмен мнениями, заключались деловые договоры, до сих пор угощение чаем считается символом гостеприимства. (слайд №23)

Чаепитие на Руси обставлялось красиво и имело праздничный вид. (слайд №24)

Для гостей дома обязательно ставили самовар, пили с гостями чай, беседовали. Хозяйка наливала чай, угощала гостей и домашних. Часто ей помогали дочери. (слайд №25) Передавать чашку за столом полагалось обязательно обеими руками, улыбаясь, с добрым напутствием: "На здоровье!". Принимая чашку чая, гости отвечали хозяевам: "Спаси Бог вас", "Благо дарю вам". Дуть на чай, чтобы он остыл, нельзя. Наливать же в блюдечко неприлично. Обязанность хозяйки - предлагать печенье, пироги. (слайд №26) За чаепитием обязательно велись добрые душевные беседы. А после все пускались в пляс (аудио-запись русской плясовой). Слушают рассказ воспитателя, смотрят слайды презентации.

Дети называют лимонный, мятный, ягодный, травяной и т. д.

Дети наблюдают, сравнивают чаи, выдвигают гипотезу, как узнать, где какой чай. Дети делают вывод.

Дети угощаются сухофруктами.

Дети наблюдают за действиями воспитателя, за тем, как смешиваются ингридиенты.

Дети угощаются маленькими вафельками.

Заключительная часть Ребятки, отгадайте-ка загадки.

1. Перед употреблением сухой и твёрдый.

После употребления сырой и мягкий. (Чай)

2. В брюхе баня, в носу решето,

На голове пупок, всего одна рука,

И та на спине. (Чайник)

3. Никогда не ест, а только пьёт.

А как зашумит - всех приманит. (Самовар)

4. Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит.

А внутри-то, посмотри-

Угощение внутри. (Сахарница).

5. Большая голова и стройный стан.

У той, что любит головой

Нырнуть в стакан. (Чайная ложка.)

6. Носит воду хозяину в угоду!

При нем живёт, пока не упадёт. (Чашка)

7. Маленькое сдобное, колесо съедобное,

Я одна тебя не съем разделю ребятам всем. (Бублик)

8. По цвету - снег. По вкусу - мёд,

Во рту он тает. Будто лёд. (Сахар)

Как много всего интересного мы узнали о чае. Интересно, ребята, а вы что-нибудь запомнили? Сейчас мы проведем викторину и узнаем, кто был самым внимательным.

1). Родина чая. (Китай)

2). Чем полезен чай для человеческого организма? (Придаёт бодрость)

3). Где принято пить чай с молоком. (Англия)

4). Какой предмет является обязательным атрибутом русского чаепития. (Самовар) Занятие окончено, все молодцы! (слайд №27)

Дети отгадывают загадки.

Дети отвечают на вопросы викторины.

Литература:

Вострухина Т. Н. «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет» «Сфера», 2012г.

Интернетресурсы:

https://nsportal.ru/

https://yandex.ru/images

Публикации по теме:

«У самовара. Традиции русского чаепития». Конспект открытого занятия в средней группе«У самовара. Традиции русского чаепития». Конспект открытого занятия в средней группе Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси. Задачи: - ознакомить детей с историей появления.

Конспект НОД «Дагестанские традиции» в старшей группе. Цель: Ознакомить детей с традициями Дагестана. Воспитать любовь к традициям Дагестана. Учить отвечать на вопросы полными ответами. Ход.

Конспект НОД по речевому развитию «Народные традиции разных стран на примере Украины, Казахстана и России» Конспект НОД по речевому развитию Чехова Лариса Тема: «Народные традиции разных стран на примере Украины, Казахстана и России» Цель занятия:.

Конспект занятия «Как празднуют Новый год в разных странах мира» Тема «Как празднуют Новый год в разных странах мира» Цели: - познакомить учащихся с традициями и особенностями празднования Нового года.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как встречают Новый год в разных странах мира» Муниципальное автономное образовательное учреждение центр развития ребёнка- детский сад «Непоседа» г. Можайска (МАДОУ «Непоседа» г.

Организация познавательно-игрового пространства в ДОУ «Новый год в разных странах». ГерманияОрганизация познавательно-игрового пространства в ДОУ «Новый год в разных странах». Германия Украшение раздевальной комнаты в новогодних традициях какой-либо страны. Перед нами была поставлена задача украсить раздевалку так, как.

Познавательное мероприятие «Традиции чаепития у разных народов» Задачи:1. Дать элементарные представления о странах,где выращивают чай и где этот напиток считается лучшим. 2. Продолжать совершенствовать.

Проект для средней группы «Новый год в странах мира» Автор проекта: воспитатели Название проекта «Как встречают Новый год в странах мира» Продолжительность проекта Краткосрочный, 9.01- 13.01.

Проект «Мальчики и девочки-два разных мира» Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнушка» Утверждаю заведующая МБДОУ «Детский сад «Алёнушка».

Конспект образовательной деятельности «Новый год в разных странах мира» для детей старшего дошкольного возраста Скороходова Галина Васильевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №50» г. Перми Конспект образовательной деятельности по познанию социального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в старшей группе «Традиции чаепития в разных странах мира»
Опубликовано: 17 сентября 2017 в 08:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД в старшей группе «Традиции чаепития в разных странах мира»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Валерьевна Горева (УИ 484734) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД