Папки-передвижки

Конспект НОД «Войско шахматного короля» для детей старшего дошкольного возраста

Инна ВАсильченко
Конспект НОД «Войско шахматного короля» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД

«Войско Шахматного Короля»

старший дошкольный возраст

Разработала:

Васильченко

Инна Анатольевна

воспитатель

1 категория

2018г.

Цель: Дать первоначальное представление о шахматных фигурах

Задачи для педагога:

Знакомить с внешним видом шахматных фигур;

Публикация «Конспект НОД „Войско шахматного короля“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Прививать интерес и любовь к шахматной игре;

Развивать наглядно – действенное и наглядно – образное мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнения, обобщения, установление причинно – следственных связей).

Закреплять ориентировку в пространстве;

Продолжать целенаправленно развивать физические качества дошкольников;

Повторить бег между предметами;

Развивать мелкую моторику кистей рук;

Вовлекать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками;

Развивать слуховое внимание, артикуляционный аппарат;

Пополнять активный словарь детей (король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка, шах, мат, ракировка, пат);

Формировать коммуникативные навыки детей (помощь, сопереживание, доброту, взаимопомощь, дружбу).

Задачи для детей :

Запомнить внешний вид название шахматных фигур;

Повышать шахматную культуру;

Учится отгадывать загадки;

В речевой игре аргументировать свои высказывания;

Выражать свои действия в речи;

Осознанно использовать приобретенные двигательные навыки в различных условиях;

Совершенствовать технику выполнения движений;

Координировать движения рук и текста;

Решать простейшие головоломки и задачи;

Владеть понятиями «Вверху - внизу», «слева – справа», «посередине»;

Внимательно слушать и не перебивать товарища;

Помогать друг другу.

Оборудование:

сказочный герой - Шахматный король;

комплекты шахмат;

магнитная шахматная доска;

демонстрационные шахматные фигуры;

спортивная черно – белая форма для детей;

черно – белые квадраты – маркеры;

кегли с изображением шахматных фигур;

“чудесный мешочек” с шахматными фигурами;

интерактивная доска;

презентация «Войско Шахматного Короля»;

аудиозапись с голосом шахматного короля;

ноутбук;

магнитофон.

Предварительная работа:

Подготовка презентации «Войско Шахматного Короля»;

Изготовление костюмов, атрибутов

Разучивание комплекса ОРУ с предметом;

Заучивание стихов про шахматные фигуры, отработка дикции и выразительного чтения;

Заучивание текста и движения пальчиковой гимнастики;

Чтение отрывков из книги И. Г. Сухина «Приключение в Шахматной стране».

Ход НОД:

Организационный момент

«Шахматное приветствие»

Сюрпризный момент

Презентация «Войско Шахматного Короля»

Чтение художественной литературы

Физкультура

Комплекс ОРУ

Игровое упражнение «Фигуры не задень»

Мотивация

Пальчиковая гимнастика

Игра «Угадай на ощупь»

Речевая игра «Доскажи словечко»

Рефлексия

Литературный ряд[/i]

Итог

Воспитатель и дети входят в зал, встают вокруг большой фигуры Шахматного короля.

В. : - Доброе утро, дети! Сегодня у нас необычный гость. Кто это (Шахматный король,

- Давайте поприветствуем друг друга вместе с Шахматным Королем.

Воспитатель и дети передают друг другу Шахматного Короля и проговаривают слова: «Я очень рада тебя видеть Саша…» и т. д. по кругу.

В. : Присаживайтесь на стульчики.

Звучит голос короля.

Ш. К. : Здравствуйте мои верные подданные!

Воспитатель удивленно: Доброе утро, Ваше Величество!

Вы умеете разговаривать?

Ш. К. : Я же волшебный, сказочный король! У меня даже свое войско имеется!

В: Ваше Величество познакомьте нас со своим войском!

Ш. К. : Войны мои доблестные стройся!

Выходят дети, одетые в костюмы шахматной доски и шахматных фигур.

Ш. К. : Внимание на экран!

Презентации «Войско Шахматного Короля».

На каждый слайд, ребенок, одетый в костюм шахматной фигуры, читает стихотворение:

Слайд 1: «Шахматная страна»

читает воспитатель

Зовется Шахматной страной Двухцветная страна,

Ведётся в ней упорный бой – Двухцветная война.

Там обе армии смелы, борьбой увлечены,

В одной из них бойцы белы, в другой бойцы черны.

Но разве цвет всего важней? Выигрывает бой

Тот, кто решительней, умней…

Вот там закон, какой!

Слайд 2: «Шахматная доска»

Ребенок 1:

Доску, положив на столик, ты представь, что это поле.

Только в поле том не грядки- клетки в шахматном порядке.

Этот шахматный порядок очень просто как ночь и день.

Видишь: с белой клеткой рядом клетка чёрная, как тень!

Знают все ребята в мире - и в Берлине и в Москве:

Клеток 64 поместилось на доске.

Слайд 3: «ПЕШКИ»

Ребенок 2 (белая пешка)

Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт,

чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.

На войну, не на парад, пешка держит путь,

ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть.

Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой,

первым ходом можно ей сделать шаг двойной.

Ребенок 3 (черная пешка)

А потом — вперёд, вперёд, за шажком шажок.

Ну, а как же пешка бьёт? Бьёт наискосок.

Всю доску пройти должна пешка до конца –

превратится там она в грозного бойца.

Кем ей стать – ферзем, ладьей? Может быть, конем?

Как решить вопрос такой, мы потом поймем.

Слайд 3: «ЛАДЬЯ»

Ребенок 4:

Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,

не петляет — прыг да скок, не шагнёт наискосок.

Так от края и до края может двигаться она.

Эта башня боевая неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжёлый у ладьи, в бой её скорей веди!

Слайд 4: «КОНЬ»

Ребенок 5:

Конь – коварная фигура.

У него своя натура.

Прыг да скок, и сразу в бок,

Через головы прыжок!

Делает такой кульбит-

Взвиться в небо норовит!

Вот стоял на поле белом,

Перепрыгнул между делом-

Поле чёрное под ним.

За конём следи чужим!

Слайд 5: «СЛОН»

Ребенок 6:

Если слон на белом поле встал вначале (не забудь,

он другой не хочет доли - знает только белый путь.

А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой,

ходит, правилам покорный, чёрной тропкой слон такой.

До конца игры слоны цвету одному верны.

Слайд 6: «ФЕРЗЬ»

Ребенок 6:

Представляю вам ферзя –

Он помощник короля.

У него своя игра:

Под контролем вся доска.

Но вступать в бой не спешит-

За позицией следит.

После конницы, слонов

Он начать войну готов.

Ферзь очень опасен вблизи и вдали —

ты больше вниманья ферзю удели.

Слайд 7: «КОРОЛЬ»

Ребенок 7:

Король любит гладкий, расчищенный путь:

в любую он сторону может шагнуть,

однако легко ты заметишь, дружок,

что в силах он сделать не шаг, а шажок.

Всего одно поле — вот шага длина,

не очень проворен король-старина.

Ребенок 8:

Зато начеку королевская рать —

должна короля она оберегать.

Ведь если б король беззащитный погиб,

фигуры войну продолжать не могли б.

Запомни: король всех главней, всех важней,

нет в шахматном войске важнее вождей!

В: Чтобы знания держать в порядке,

Надо сделать нам зарядку.

Дети выстраиваются в шахматном порядке, по квадратам маркерам.

Комплекс ОРУ с шахматными фигурами :

1. И. п. : основная стойка, фигура в правой руке. 1—- руки в стороны; 2— руки вверх, переложить фигуру в левую руку; 3— руки в стороны; 4— вернуться в исходное положение (6—8 раз).

2. И. п. : пятки вместе, носки врозь, руки опущены. 1- присесть, отрывая пятки от пола, руки вперед, ладонями кверху, фигура стоит на ладони правой руки. Переложить фигуру в левую руку; 2 - вернуться в исходное положение (6-8 раз).

3. И. п. : ноги на ширине плеч, фигура в правой руке. 1- наклон вперед- вниз, поставить фигуру на пол перед собой; 2 – выпрямиться; 3 – наклониться, взять фигуру в левую руку;4 - выпрямиться, затем переложить фигуру из левой в правую руку (6—8 раз).

4. И. п. : ноги на ширине ступни, фигура в правой руке. 1- присесть, 2- ударить фигурой о пол; 3—4 - вернуться в исходное положение (6-8 раз).

5. И. п. : основная стойка, 1- наклониться, фигуру положить в 10 см. от левого бока Прыгать через фигуру боком, не наступая и не задевая ее. Ноги держать вместе (5 раз в каждую сторону).

Игровое упражнение «Фигуры не задень»

Параллельно в два ряда ставятся кегли (с изображение шахматных фигур) на расстоянии 40 см одна от другой (5—6 шт.). Играющие выстраиваются в две шеренги, воспитатель объясняет задание, и его выполняют по два игрока из каждой команды. Затем дети перестраиваются в две колонны и поточно, друг за другом, стараясь не задеть за кегли, пробегают «змейкой». Как только игроки всей колонны пробегут, стоящий первым поднимает руку вверх. Повторяется 2—3 раза.

Ш. К. : аудиозапись голоса короля

- Молодцы ребята! Прошу занять свои места.

Дети рассаживаются.

В: А сейчас, ваше величество, мы выясним, как наши дети запомнили шахматные фигуры. Но перед игрой разомнем наши пальчики!

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!

Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по коленям)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на каленях)

А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг! (указательный палец)

А ладья упряма, ходит только прямо! (раскрытые ладошки скользят по коленям вперёд)

Все фигуры встали стеной, им начинать этот сказочный бой (выпрямленные ладони перед собой)

Игра «Угадай на ощупь»

Воспитатель достает мешочек с рисунком шахматной доски. В мешочке спрятаны все шахматные фигуры. Каждый из воспитанников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

В. : Сделай паузу в игре,

Доскажи словечко мне.

Если ты знаток фигур,

Отгадай мой каламбур:

У него большая роль, а зовут его … (король)

Не фигура, а насмешка - эта маленькая … (пешка)

Шустрый, быстрый, как огонь, шахматный, но всё же … (конь)

Есть сестра у корабля – очень важная … (ладья)

Не отвесит вам поклон! Не индийский, хоть и … (слон)

Самый главный в войске есть, а для вас он просто … (ферзь)

Если ты играешь ловко, знай, как делать … (рокировку)

Королю ещё не крах, если ты заметишь … (шах)

Коли ходишь наугад, можешь сделать только … (пат)

Нет пути теперь назад! Я уверен – это … (мат)

В. : Молодцы, дети!

- С чем мы сегодня познакомились? шахматными фигурами)

- Какие шахматные фигуры вы запомнили (ответы детей)

- В какие игры мы поиграли (ответы детей)

-Что вам запомнилось больше всего (ответы детей)

В. : Ваше величество, спасибо, Вам большое, за визит. Мы рады были с Вами познакомиться.

Ш. К. : голос аудиозаписи

Шахматы – игра, где надо думать,

Шахматы – зарядка для ума,

Это интересная, увлекательная,

Интеллектуальная игра.

Желаю добиться успехов.

В этом необычном виде спорта,

Желаю в турнирах побед,

И чувствовать себя всегда комфортно.

До свидания, дети, до новых встреч!

В: Спасибо всем за внимание! Желаю всем спортивных, шахматных побед!

Публикации по теме:

Конспект итогового шахматного занятия «В королевстве шахмат» для детей подготовительной группыКонспект итогового шахматного занятия «В королевстве шахмат» для детей подготовительной группы Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре. Задачи: 1. Развивать образное, логическое мышление, память,.

Конспект НОД «Пасхальный сувенир» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Пасхальный сувенир» для детей старшего дошкольного возраста Объемное яйцо из бумаги – интересная и оригинальная поделка к Пасхе. Такая поделка будет прекрасным сувениром в качестве подарка, декором.

Конспект НОД по краеведению (Крым) для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по краеведению (Крым) для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по краеведению для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Ласточкино Гнездо» Воспитатель – Белоус Кристина Викторовна.

Конспект НОД по оригами «Курочка» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по оригами «Курочка» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развивать умение делать поделки в технике оригами, закреплять знания о домашних птицах. Задачи: - образовательные: упражнять детей.

Конспект НОД по оригами «Кошка» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по оригами «Кошка» для детей старшего дошкольного возраста Цель: обучение детей складыванию из бумаги оригинальной поделки в технике оригами. Задачи: - образовательные: упражнять детей в многократном.

Конспект НОД «Чистые ладошки» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Чистые ладошки» для детей старшего дошкольного возраста Цель: обобщение представлений детей о здоровом образе жизни и обогатить опыт здоровьесберегающего поведения у детей. Задачи: Закрепить.

Конспект ООД по лепке «Пингвин» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект ООД по лепке «Пингвин» для детей старшего дошкольного возраста Конспект ООД по лепке «Пингвин» для детей старшего дошкольного возраста Цель: обеспечить усвоение поэтапного изготовления поделки «Пингвин».

Конспект оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста Задачи: формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, полноценному развитию.

«Мамины помощники». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Развивать мелкую моторику; 2. Воспитывать чувство красоты, уважение к труду; 3. Прививать детям потребность в здоровом образе.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Войско шахматного короля» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 октября 2021 в 10:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Войско шахматного короля» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Инна ВАсильченко (УИ 830874) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД