Папки-передвижки

Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста «Вологодское кружево»

Екатерина Люфт
Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста «Вологодское кружево»
▼ Скачать + Заказать документы

Интегрированное НОД для детей старшего дошкольного возраста

«Кружевные сказки»

Приоритетное направление: художественно-эстетическое развитие

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Публикация «Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста „Вологодское кружево“» размещена в разделах

Программное содержание: учить детей осознанно высказываться об эмоционально-образном содержании музыки, песни. Познакомить с новой музыкальной формой (вариации). Познакомить с разнообразными элементами орнаментального хоровода. Учить с помощью вариативной музыки, движений самостоятельно выстраивать орнаментальный хоровод. Закреплять умение детей импровизировать простейшие мелодии на заданный текст. Продолжать знакомить детей с изделиями народного декоративно-прикладного искусства, расширять знания о кружеве. Обращать внимание детей на характерные элементы рисунка в кружевном плетении (улитка, змейка, звёздочка, колёсико и др.) Познакомить с творчеством русского художника В. Тропинина. Уточнить представление детей о жанре в живописи (портрет). Развивать фантазию детей при составлении кружевного узора (в рисовании).

Данные задачи решаются в предварительной работе. На интегрированном занятии расширяются знания, закрепляются навыки с помощью новых заданий; с применением незнакомого детям материала развивается их самостоятельность, инициатива, творческие проявления.

Ход НОД:

Зал оформлен как русская изба: стол, украшенный скатертью с ажурной каймой, на столе – самовар; в углу комнаты – сундук.

Дети свободно заходят в зал.

Воспитатель. Ребята, проходите в нашу горницу!

Горница у нас большая,

Да красивая какая!

Вот в углу сундук стоит,

Много он добра хранит (Открывает сундук)

Есть и рушники, и ложки,

Расписная шаль лежит…

А вот это кружево –

Снегом всё завьюжено…

(Предлагает детям присесть рядом с сундуком. Достаёт кружевные изделия, рассматривает их вместе с детьми, примеряя на себя и на детей воротнички, галстуки, шарфики и пр. ; салфетки раскладывает на столе.)

Воспитатель. Издавна люди научились плести кружево из любых нитей. В руках у мастерицы только и были, что крючок да нитка. Мастерица кручёную нить крючком подхватывала, плела, вязала узорчатые кружева.

Но крючком тонкий узор не навяжешь, прозрачности настоящей не достигнешь, и к тому же, тянет крючок только одну нить. А кружево красиво, когда оно, словно паутинка, из нескольких нитей сплетается. И стали кружева не вязать, а плести сразу из множества нитей, а чтобы они не перепутались, каждую из них наматывали на круглую палочку-коклюшку.

Учиться плести кружево начинали с малого – с крошечных салфето-снежинок. Плели их в основном из ниток белого цвета – вот и походили эти салфетки на снежинки. Потом стали вязать воротнички для платьев, скатерти и даже целые наряды. Девушек, которые плели кружево, называли кружевницами, а про их быстрые, ловкие руки говорили: «Умелые руки не знают скуки!» А ещё руки кружевниц называли «золотыми» : летают в их руках коклюшки, и появляется на свет новая снежинка, которая никогда не растает, за ней другая, третья, и вот уже получился сказочный узор.

Самое удивительное кружево, которое знают и ценят не только у нас на родине, но и далеко за морями, в других странах – это вологодское кружево. Плетут его кружевницы в городе Вологда. Есть в этом городе предприятие, которое называется «Снежинка». От людей, которые на нём работают, требуются терпение, трудолюбие и, конечно, талант.

Приглашаю вас к нашему волшебному экрану псмотреть, как рождается кружево.

Дети рассаживаются перед мультимедийным проектором на ковёр и смотрят фрагмент видеофильма «Как рождается лучшее в мире вологодское кружево». Педагог комментирует кадры фильма, обращая внимание детей на ловкие движения рук кружевниц, акцентируя внимание на работе с коклюшками.

Просмотр фильма педагог заканчивает стихами:

«Тонкая ниточка весело кружится,

Снежинками белыми стелется, вьюжится.

Льётся узор под рукой мастерицы,

Чтобы нигде он не мог повториться…»

По предложению музыкального руководителя проводится музыкальная игра «Придумай и заплети узор под музыку».

Звучит мелодия русской народной песни «Берёзка» в исполнении оркестра «Русская балалайка». Дети водят хоровод, выполняя при этом разные перестроения в соответствии со сменой вариаций: идут по кругу, змейкой, заводят улитку, выворачивают круг, проходят в воротики и т. д.

Музыкальный руководитель хвалит детей, говорит, что плавные движения в хороводе, смена рисунка построений очень похожи на кружевные узоры и предлагает послушать песню о Вологде и вологодском кружеве, которая так и называется – «Кружевные сказки».

В исполнении взрослого звучит песня «Кружевные сказки» (из сюиты «Музыка русских узоров», муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского//Ю. Чичкова Ромашковая Русь: песни для детей и юношества в сопровождении фортепиано. – М. : Советский композитор, 1996.

Проводится свободная беседа с детьми о содержании и характере песни, объясняется значение непонятных детям слов.

Педагог по изобразительной деятельности приглашает детей к выставке репродукций картин В. Тропинина.

Педагог изо. Русский художник Василий Тропинин несколько своих живописных работ посвятил кружевницам. Здесь вы видите репродукции картин «Кружевница» и «Дама за прошивками».

(Проводится Свободная беседа. Уточняется жанр картин, отмечаются особенности костюмов, цветовой колорит, настроение и т. д.)

Пройдут годы, и вы не только узнаете больше об этом художнике и об удивительном искусстве плетения кружев, но, быть может, кто-то из вас сам научится плести кружево. А пока можно попробовать нарисовать кружево (составить эскиз).

Даётся установка к работе с прорисовыванием отдельных элементов указательным пальцем в воздухе. Дети самостоятельно выбирают тонированный лист и материал, которым будут работать. Во время работы звучит музыка, под которую дети с помощью пластичных движений передают сплетение линий в узоре. Затем педагоги устраивают выставку из детских работ.

Пока работы сохнут, детям предлагается стать композиторами и сочинить песню о кружеве на слова :

1 вриант

Тонкая ниточка весело кружится,

Снежинками белыми стелется, вьюжится.

2 вариант

Льётся узор под рукой мастерицы,

Чтобы нигде он не мог повториться.

Затем детей приглашают посмотреть выставку своих работ, полюбоваться разнообразием узоров.

Публикации по теме:

Конспект беседы по безопасности для детей старшего дошкольного возрастаКонспект беседы по безопасности для детей старшего дошкольного возраста Беседа «Если ребёнок потерялся». Цель: создать условия формирования у дошкольников основы безопасности собственной жизнедеятельности. Задачи:.

Конспект интегрированной НОД «Секреты дружбы» для детей старшего дошкольного возраста доминирующая ОО «Социально-коммуникативное развитие» Цель: позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение детей.

Конспект интегрированной НОД «Во поле березонька» для детей старшего возрастаКонспект интегрированной НОД «Во поле березонька» для детей старшего возраста Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие. Цель: Приобщение детей.

Конспект НОД «День здоровья» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «День здоровья» для детей старшего дошкольного возраста Цель: систематизировать знания детей о здоровом образе жизни. Задачи: • объяснить, какое важное значение имеет двигательная активность.

Конспект НОД «Пасхальный сувенир» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Пасхальный сувенир» для детей старшего дошкольного возраста Объемное яйцо из бумаги – интересная и оригинальная поделка к Пасхе. Такая поделка будет прекрасным сувениром в качестве подарка, декором.

Конспект НОД по краеведению (Крым) для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по краеведению (Крым) для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по краеведению для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Ласточкино Гнездо» Воспитатель – Белоус Кристина Викторовна.

Конспект НОД по оригами «Кошка» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по оригами «Кошка» для детей старшего дошкольного возраста Цель: обучение детей складыванию из бумаги оригинальной поделки в технике оригами. Задачи: - образовательные: упражнять детей в многократном.

«Мамины помощники». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Развивать мелкую моторику; 2. Воспитывать чувство красоты, уважение к труду; 3. Прививать детям потребность в здоровом образе.

Модель интегрированной образовательной деятельности «День Победы» для старшего дошкольного возраста Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкальная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Автор публикации:
Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста «Вологодское кружево»
Опубликовано: 14 июля 2022 в 14:40
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста «Вологодское кружево»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Люфт (УИ 179042) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД