Получи документы

Конспект НОД «Животные Севера»

Елена Тарасова
Конспект НОД «Животные Севера»

«Животные Севера»

Цель: формировать знания о зиме на Севере.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»

- формировать представления детей о Севере.

- закреплять знания детей о жизни животных зимой.

ОО «Речевое развитие»

Публикация «Конспект НОД „Животные Севера“» размещена в разделах

- Обогащать словарный запас детей новыми словами : полярная ночь, северное сияние, морж, морской котик, олень.

- активизировать использование в речи прилагательных.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

- Рассмотреть пейзажи зимы в разных климатических зонах.

- Познакомить детей с колыбельной из мультфильма «Умка»

- Рассмотреть фотоиллюстрации животных севера.

ОО «Физическое развитие»

- Учить правильно выполнять движения, согласовывая их с текстом физминутки.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

- провести дидактическую игру «Кто где живет?»

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

Ход занятия

- Ребята, когда я была маленькая как вы, я жила на Севере в городе Мурманске. Я часто вспоминаю о своем детстве, о своих играх. Но особенно мне запомнилась зима. Она там особенная. Длится целых полгода. И очень очень холодная. Стоит полярная ночь. Целый день темно, как ночью. И только снег отражается от света уличных фонарей. Снега всегда было много премного. Он на Севере не тает зимой, потому что нет оттепелей. В детском саду на прогулке с друзьями зимой мы играли со снегом. Однажды мы с подружками решили построить снежную крепость. Только строили мы не так как вы. Мы выкапывали в огромных, глубоких сугробах небольшие углубления, которые для нас, маленьких детей, казались большими комнатами. И в этих снежных домах мы жили. Вы не поверите, но там было теплее, чем вверху. А все потому, что ледяной ветер не мог проникнуть в наше убежище. Там мы играми в игры, рассказывали друг другу различные истории. Конечно же вечером мы уходили домой, к маме и папе, но на следующий день возвращались к своим снежным домам. Иногда мы не находили свои постройки. Сначала для нас маленьких детишек, это было загадкой. Но потом мы узнали, что это метель прятала их под новыми сугробами. И приходилось нам снова выкапывать себе зимние домики. Еще часто катались на коньках прямо во дворе. Снег был везде и на детской площадке, и во дворе. Возле соседнего дома был расположен каток, я думаю, он и сейчас там есть. А ещё было очень много высоких ледяных горок, с которых я с удовольствием съезжала.

Иногда небо озаряло северное сияние. Это когда небо начинает светится различными цветами. Как же это красиво!

Вот как описывает полярное сияние один путешественник: "Небо пылало, как будто неведомая сила колебала огромный занавес. Крупные, чёткие складки украшали его. Волны то красного, то зелёного света, чередуясь, проносились по нему с одного края до другого. Отдельные полотнища занавеса ярко вспыхивали и тут же бледнели".

Дети рассматривают северное сияние на картине.

Из моего детства мне очень нравится мультфильм «Умка», в котором рассказывается о белом медвежонке. Ведь на севере живут белые медведи.

Картинки из мультика

Показ игрушки

- А у меня дома, среди игрушек, есть маленький Умка, который напоминает мне о детстве. Я его очень люблю. Когда я беру медвежонка на руки, то сразу вспоминаю колыбельную медведицы. Давайте мы ее послушаем. Для этого я предлагаю закрыть глазки и представить, как мама-медведица берет медвежонка на руки и внимательно послушать, о чем же она поет.

Колыбельная медведицы

- о чем поется в песне?

- Как вы думаете, почему у северного медведя белая шерсть?

- А чем питаются белые медведи?

А хотите узнать, кто еще живет на Севере?

Самая верхняя точка земли называется - Северный полюс. Туда можно добраться только на корабле или самолете, потому что он со всех сторон окружен океаном.

Лёд в Арктике никогда не тает, там Северный Ледовитый океан закован льдами. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь.

Это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Посмотрите на оленя, на его голову.

Что находится на его голове? Кокой он? – Ответы детей

Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее. У него также крепкие ноги. На ногах широкие копыта, которые не проваливаются в снег. К зиме олени накапливают жир. Это помогает переносить им сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. Чем же питаются северные олени? - травой, мхом, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами

Вот мы видим, другое северное животное? Кто он ребята? - Белый медведь.

Какой он? – Ответы детей

Верно, но это ещё не все. Белый медведь – хищник, у него широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело как вы и сказали покрыто белой длинной шерстью, она делает его незаметным Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают белого медведя от холода, он может долго находится в воде. У него также тонкое чутьё, он может найти пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, чем питается медведь? - Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.

Но, прежде чем знакомиться с другими животными, мы с вами должны согреться, ведь мы на Севере, где очень холодно.

Физминутка:

Топай мишка, хлопай мишка

Приседай со мною, мишка,

Руки вверх, вперед и вниз

Улыбайся и садись!

Морж – это тоже большое и сильное животное. Посмотрите, что есть у моржа? - Ответы детей.

Туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы. Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Знаете, чем моржи питаются? - Рыбой, рачками.

Посмотрите, а тут ещё одно животное севера. Кто же это? - Это морской котик

Морские котики тоже хорошо приспособлены к жизни в воде. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на котика. Что у него вместо ног? - Плавники. Верно, плавники, а не ласты. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Котик - водное животное, и как вы думаете, чем он питается? - Рыбой

Воспитатель: Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными. А как вы думаете, почему детеныши морского котика белого цвета, для чего им нужен белый окрас?

- Для того что бы быть незаметным для хищников.

- Правильно, Ребята, а как вы думаете, что спасает от холода животных, которые живут на Севере?

- От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.

Вот мы с вами узнали, как проходит зима на Севере.

И вот смотрю я за окно и не могу понять, какое же время года у нас?

-Почему нет снега?

-А почему снег растаял?

-И что больше его не будет?

-Может быть зима уже закончилась?

- Ребята, давайте сначала вспомним и назовём зимние месяцы. (Ответы детей)

- Сейчас только середина зимы. И все за один день может измениться. С севера подует холодный ветер, принесет тучи снежные, повеет на нас холодом.

Физминутка «Зима»

Здравствуй Зимушка Зима (кланяемся,

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый, (присели)

Иней серебристый (встали, руки вверх)

Лыжи, санки и коньки (имитация движений лыжника)

И на елку огоньки! (фонарики вверху).

Стихотворения о зиме.

Зима очень красивое время года. Многие поэты писали стихотворения о зиме. Давайте их послушаем.

Сергей Есенин «Береза» (Даша)

Иван Суриков «Зима» (Лида).

А теперь давайте вспомним, как зимуют наши животные.

Загадка первая:

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь)

Как вы думаете, сытым или голодным ложиться спать медведь? (Ответы детей)

Уходит медведь в спячку с богатым запасом жира. А в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет. На самом деле он согревает её губами и языком.

Загадка вторая:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной. (Ёж)

Осенью ежик готовит себе дом для зимовки, который называется «нора». Ежик нанизывает себе на спину листики, мох, а потом в норе их стряхивает. И ночью, и днем трудится ежик, делая себе уютный домик. Из мха и листьев ежик делает себе мягкую теплую зимнюю постельку. Потом заберется он в свою нору, зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму. А проснется уже весной! Говорят, что ёж собирает осенью яблоки для своего пропитания. Это не так. Осенью в лесу много клещей, которые забираются между ежиных иголок и очень беспокоят его. Ежики спасаются тем, что насаживают на свои иголки яблоки. Из яблок выделяется кислота, которую очень боятся насекомые. Вот поэтому ежик на себе осенью яблоки и носит.

Следующая загадка:

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там…

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это (Белочка)

А как зимует белка? (Ответы детей)

Прежде всего, готовясь к зимнему периоду, белки меняют свой окрас – из огненно-рыжей или черной их шубка становится серовато-рыжей, иногда с оттенком коричневого. Брюшко приобретает белую окраску. Кисточки на ушах, которыми так славятся белки, вырастают у них именно зимой – таким образом, они дополнительно утепляются. К зиме белка утепляет своё гнездо, строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев; делает запасы; может съесть побеги кустарников и почки деревьев.

Кто же придёт следующий?

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех (Волк)

Зимой волку приходится нелегко, они страдают больше от голода, чем от холода. Так как на зиму у волка вырастает теплый и толстый мех, который не дает животному замерзнуть.

А вот поймать добычу зимой намного проблематичней, волк не особо быстро бегает по мягкому и пушистому снегу, а ведь именно его быстрые ноги кормят. Существует даже поговорка: «Волка ноги кормят»

Обычно волки собираются в стаю, чтобы было лучше поймать лося или еще какую-ту зверушку, обычно кто-то сидит в засаде, а другой волк загоняет жертву. Что еще раз доказывают, что они очень умные и организованные животные.

Бывает, что волки ходят в «гости» к людям, для того, чтобы поймать какую-то уточку или курочку, в общем выживают как могут.

Следующая загадка:

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?. (Лиса)

Как вы думаете, лиса запасает корм на зиму? Чем же она питается? (Ответы детей)

Подготовка лисы к зиме начинается не с набора жира, как у медведей, к примеру, а отращивания более тёплой шубки. Зимой же чаще можно встретить лису там, где присутствует большое скопление мышей. Такая пища для нее является более доступной в это время года. Интересно то, что лисица способна слышать писк мыши на большом расстоянии (250 м, за полкилометра она слышит, как перебирает с ветки на ветку тетерев. Охотится лиса и за зайцами, а точнее зайчатами, так как они ещё не окрепли, и не способны развивать большую подвижность при бегстве от хищника. Если она наелась до сыта или у неё нет возможности доесть свой улов, она прячет ее в запас где-нибудь в лесу. К таким запасам лиса возвращается с приходом голода.

Кто же ещё к нам пришёл?

Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды уносит ноги

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверёк зовётся? (Зайка)

Какие изменения произошли в жизни зайца?

Зимой заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег. Питается зайка корой деревьев, замёрзшей ягодой.

Речевая игра «Укрась слово»

Медведь какой, лиса, заяц, белка.

Составление коллажей

- Вашему внимаю я представлю два пейзажа. Вам необходимо заселить их обитателями.

- В заключении занятия, я хочу вам подарить раскраски из мультфильма «Умка», что бы у вас как у меня был свой замечательный белый медвежонок.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Животные Крайнего Севера» в старшей разновозрастной группеКраткосрочный проект «Животные Крайнего Севера» в старшей разновозрастной группе По доминирующей деятельности: познавательный, творческий, игровой. Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Интеграция образовательных.

Беседа в старшей группе «Кто они — животные Севера?» Беседа в старшей группе на тему:»Кто они-животные Севера?» Цель: Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики.

Фотоотчет «Тематическая неделя «Животные Севера»Фотоотчет «Тематическая неделя «Животные Севера» У нас в средней группе, на прошлой недели, была очень интересная тема: "Животные севера". Хочу рассказать о некоторых моментах. Цель: 1.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера»Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе детского сада на тему «Животные Севера»Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе детского сада на тему «Животные Севера» Цель: Закрепление знаний детей о животных и птиц Севера, их внешнем виде, образе жизни их в природе. Закрепить умение аккуратно выполнять.

Лэпбук «Животные севера» для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Животные севера» для детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мой первый лепбук «Животные Севера». О том, что это не просто интерактивная папка, а эффективная.

Фотоотчет о педагогическом проекте «Животные Севера и жарких стран»Фотоотчет о педагогическом проекте «Животные Севера и жарких стран» В начале февраля у нас в саду завершился педагогический информационно-творческий, речевой проект «Животные Севера и жарких стран». Проект.

Проект «Животные севера и юга» (старшие-средние группы)Проект «Животные севера и юга» (старшие-средние группы) Место проведения: МБОУ СОШ №18 с. Тенгинка им. Суворова Воспитатель Серкина Александра Анатольевна Краткосрочный проект. Актуальность проекта.

Проект «Животные Севера: какие они?» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 летПроект «Животные Севера: какие они?» для воспитанников старшей специальной группы 5–6 лет Продолжительность проекта – 1 неделя (краткосрочный) Возраст воспитанников: 5-6 лет Участники проекта: воспитанники старшей специальной.

Викторина в старшей группе «Животные Севера и жарких стран»Викторина в старшей группе «Животные Севера и жарких стран» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию методическую разработку - викторину, проведенную в старшей группе в завершение педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Животные Севера»
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 13:54
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД