МААМ-картинки

Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой

Ольга Маслова
Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

I. ЧТЕНИЕ VS ИНФОРМАЦИИ. Т. Алиева (КПН, Московский институт развития образования).

Чтение требует времени. Современное общество его не дает. Чтение неразрывно связано с пониманием. Однако, чем быстрее мы думаем (и думаем о все большем количестве вещей, тем меньше мы понимаем. Тем самым, автор делает заключение о том, что чтение может состоятся только в детстве., поскольку для ребенка этот идущий от взрослого вид деятельности становится «культурной практикой», которая в сочетании с игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности позволяет ребенку выявлять и моделировать реальность, развиваться как инициативному деятельному субъекту.

Публикация «Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой» размещена в разделах

Однако, проведенные исследования говорят о том, что образ ребенка, читающего книгу, не рассматривается среди доминирующих ценностей ни родителями, ни учителями.

По мнению И. Бродского, стихи ведущих национальных поэтов должны присутствовать везде, например, в метро, то есть каждый день окружать человека. Когда художественная литература окружает ребенка, чтение становится привычной формой содержательного насыщенного проживания жизни, в основе которого лежит система ежедневного чтения и чтения с продолжением.

Проект «Ребенок и книга».осуществлялся в группе детей старшего дошкольного возраста.

Три части:

-. Знакомство детей с лучшими образцами русской поэзии, пробуждение интереса к стихам. эти стихи отражают окружающую действительность, но самым важным является не столько тема, сколько качество и разнообразие стиха, его образность. «Ьескорыстное» чтение – чтение по выбору и желанию детей. Правило – «читаем стихи утром перед завтраком». Чтение несколько минут и не предполагало обсуждения. Быстрых и очевидных результатов не было. Тем не менее, некоторые дети стали больше интересоваться поэзией, чаще обращаться с просьбой к педагогу почитать стихи, у них появилось желание выучить наизусть.

- дети приносят в детский сад книги из дома и просят воспитателя почитать их всем. Акцент на внесении в образовательный процесс добрых, умных, красивых книг (писатель Юрий Коваль и художница Татьяна Маврина).

- чтение с продолжением в детском саду и дома. Неожиданным результатом этой части проекта стало впечатление, которое произвели эти книги на взрослых участников проекта – педагогов и родителей, о чем многие говорили, как о «культурном шоке».

Ремарка – в рамках проекта проводилась встреча с родителями, посвященная игровой культуре, где в качестве примера использовалась сказка «Колобок». Молодые родители не знали сюжета этой сказки. Таким образом, по мнению создателей проекта, в настоящее время происходит передача культурного опыта, который сохранился в образовании, т. к. именно образование является тем социальным институтом, который отличается здоровой консервативностью.

II. «ПОЧЕМУ ОНИТ НЕ ЧИТАЮТ?» Владимир Кудрявцев (ДПН завкафедрой теории и истории психологии Института психологии им Л. С. Выготского). Ольга Маховская (КПН, ведущий научный сотрудник института психологии РАН.

Причинами, по которым дети не любят читать то, что читали мы: Отмечают, что у детей отсутствует опыт совместного чтения с родителями. Няни обычно обеспокоены внешней стороной ухода за детьми. Дети слишком рано учатся читать, раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы. Утерян основной мотив образования – изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив свои интеллектуальные навыки.

Однако, дети читают гораздо больше, чем взрослые готовы признать (дневники ЖЖ).

Чтение перестало удовлетворять детскую фантазию.

Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Есть теории, согласно которым родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы мало полезны своим детям.

Одновременно с чтение дети учатся печатать на клавиатуре. Каллиграфические требования больше не сдерживают желания ребенка, его потребность в обмене информацией.

Поменялся язык общения между людьми (больше глаголов, меньше существительных и прилагательных, которые отражали бы эмоционально насыщенную атмосферу. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы настойчиво предлагаем.

Что предлагают:

Начинать не с чтения, например, сказки, а с игры на ее тему. Ребенок любит телевизор? Представьте, что вы с ним снимаете фильм (или даже рекламу) по мотивам того или иного произведения. Придумайте простой сценарии, распределите роли. И играйте, добавляйте «отсебятину»,импровизируйте. А затем объясните, что актерам неплохо было бы изучить сценарий, который написан на бумаге. и вот тогда обращайтесь к тексту.

Дети копируют поведение родителей. Наивно полагать, что если все время проводить у экрана, ваш ребенок потянется к книжке. Если же читаете, то читать не просто выразительно, читать артистично, в лицах, вносить элемент игры. «поиграть в прочитанное» желательно.

Чтобы узнать, что чтение и книги являются особыми ценностями, дома должны быть хотя бы следы интеллектуальной культуры, а не только признаки финансового благополучия. Чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг.

Читайте с ребенком то, что интересно обоим. Детская литература постоянно обновляется.

Учите ребенка сочинять. Интерес к придуманным мирам лежит в основе потребности читать толстые книжки в будущем.

Учите стихи. Размер выученного текста – это, говоря современным языком, формат текста, который ребенок может понять, связать, запомнить и пересказать за раз. Это «единица» чтения.

Самое главное. Вы должны создать конкуренцию медиаресурсам. К книге ребенка будет тянуть тогда, когда его будет тянуть к вам. Больше игрового общения не только по поводу книги. Тогда книга, если ее ненавязчиво включать в игру станет для ребенка неотъемлемым спутником такого общения.

И только после этого стоит уделить внимание обучению буквам и складыванию слов и предложений.

III. ДЕТСКИЙ КНИЖНЫЙ АВТОБУС «БАМПЕР».

Анна Тихомирова, психолог, около 15 лет работала с трудными подростками. Директор Благотворительного Фонда "Культура детства" является инициатором социального проекта

Проект "Бампер" – некоммерческий, поэтому стоимость книг представленных в ассортименте автобуса – минимальная.

Премия Бизнес-Инновация – как лучший социальный проект.

Цель проекта – сделать детские книги доступными как можно большему количеству детей.

Идея заимствована из Германии, где существует целая сеть библиотечных автобусов (около 100).

Разноцветные книжные полки в салоне автобуса "Бампер" установлены вместо сидений. Здесь можно купить книгу или обсудить ее с другими посетителями, встретить любимых авторов, поиграть и покреативить с друзьями. На остановках "Бампера" можно читать книжки о драконах и сказки народов Азии, делать оригами, лепить и рисовать. Сюда часто приходят интересные люди – писатели, художники, издатели, которые могут поделиться увлекательными подробностями из жизни книг.

Использование психологического подхода к выбору книг – специалисты, участвующие в проекте не просто рассказывают о книге, помогают найти ту, книгу, которая наиболее нужна именно сейчас и именно этому ребенку.

Автобус уже 5 лет ездит по Москве и стране, продает детские книги, проводятся особые программы, мотивирующие на общение с книгами, в которых приняли участие около 20 тысяч детей из разных городов России.

Библиотечный автобус проводит многочисленные благотворительные акции – в детских домах, интернатах, больницах.

Задача помочь подростку или ребенку найти в книге что-то для себя. Книжка может быть для него одним из ресурсов интересного, здорового развития. И мне хочется этот ресурс к нему подключить.

Для «Бампера» прочтение вслух это один из важных моментов. Речь о необходимости прочесть книгу вместе с ребенком и поговорить о прочитанном. Отдельная линейка мероприятий про чтение вслух. Идея приглашать интересных и известных родителям людей. То есть не детских кумиров, а именно родительских. И эти кумиры читают вслух. Так родители лучше понимают ценность этого процесса.

IV. БУКТРЕЙЛЕР

Буктрейлер становится одним из неотъемлемых атрибутов книжной индустрии. Короткий видеоролик, созданный по мотивам книги.

Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.

В России жанр буктрейлера появился в сентябре 2011 года. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» выпустили первый профессиональный видеоролик к роману Алексея Маврина “Псоглавцы” для продвижения книги.

В настоящее время в России созданием профессиональных буктрейлеров целенаправленно занимаются издательская группа “Азбука-Аттикус”, издательства “Эксмо”, “Ад Маргинем”, “Снежный Ком”, “Рипол-Классик”.

Намечается и другая тенденция: создание видеороликов по книгам становится увлечением непрофессионалов. Существуют прогнозы, что в ближайшем будущем такие опыты станут повальным молодежным хобби. И это вполне в духе времени: цифровая видеокамера сделала доступной возможность довольно качественной любительской съемки.

Однако, по мнению Юлии Владимировны Щербининой (филолог, доцент Московского государственного педагогического университета, высказанном в статье «Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России в журнале «Вопросы литературы» № 3, 2012 год. Есть тут и явно сомнительное и неоднозначное : любой, даже мастерски сделанный буктрейлер неявно, но неизбежно содержит элемент насилия над читательским воображением.

Так, если ролик выходит до поступления книги в широкую продажу, он представляет собой типичный симулякр - вторичный продукт в отсутствие первичного, копию без оригинала. Причем копия эта очень неточна, приблизительна и непропорциональна.

Кроме того, просмотр, предваряющий чтение, заставляет воображать обстановку, атмосферу, героев повествования такими, какими их увидели создатели трейлера. Причем чем эстетически ярче и технически сложнее сделан ролик - тем активнее он отбирает пищу у фантазии и тем отчетливее превращается в самодовлеющую сущность: вербальное узурпируется визуальным, картинка забивает слово.

Однако уже сейчас заметна тенденция, изначально заданная форматом современной культуры и развиваемая производством буктрейлеров: в определении литературного произведения как предмета “умо-зрительного” первое интенсивно вытесняется вторым. Словесное творчество “овнешняется” и “схватывается” в материальных формах. Но социальная роль книги не возрастает - она давно уже не властитель дум и не вершитель судеб. Этот очевидный парадокс заставляет задуматься над перспективами повышения статуса чтения через его пропаганду, хотя бы и с помощью видеопрезентации.

Статья Татьяны Баниной, воспитатель. «Буктрейлер: смотреть нельзя читать».

Оказывается дошкольникам все это под с илу. В процессе работы над таким видеопроектами дошкольники приобретают опыт работы с мультимедийным оборудованием. При создании видеоработы можно было разучить стихи, вместе раскрасить картинки, поделиться идеями.

Публикации по теме:

Доклад «Новые подходы к организации игровой деятельности с учётом требований ФГОС до» Доклад Новые подходы к организации игровой деятельности с учётом требований ФГОС ДО» Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории.

Индивидуальный план развития воспитателя «Новые подходы в обучении русскоязычных детей татарскому языку как неродному» Индивидуальный план развития Хаматгалеевой Гульнары Ильясовны воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Консультация для педагогов «Новые подходы к организации конструктивной деятельности детей в режимных моментах» «НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ» Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных.

Консультация для воспитателей «Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению» Подготовила инструктор по ФК Виниченко Ю. В. Охрана.

Мастер-класс «Методика ознакомления с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста» В методике развития речи принято выделять две формы ознакомления с художественной литературой в детском саду: 1) чтение и рассказывание.

Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста Методика ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста. Введение. Художественная литература - могучее действенное.

Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации в ДОУ Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в ДОУ Цель: ознакомление с актуальными способами оформления.

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное.

Педагогический совет «Ознакомление детей с художественной литературой дома и в условиях детского сада»Педагогический совет «Ознакомление детей с художественной литературой дома и в условиях детского сада» Педагогический совет на тему «Ознакомление детей с художественной литературой дома и в условиях детского сада» Актуальность проблемы Ребенок.

Презентация «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» Сообщение для педагогов ДОУ Выполнила: Кравцова Ольга Михайловна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой
Опубликовано: 9 января 2019 в 00:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД