Олеся Поклонова
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в проектной деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
1
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в проектной деятельности.
Поклонова Олеся Сергеевна
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад№9»
Данная статья посвящена проблемам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется взаимодействию детского сада и родителей в вопросах воспитания детей. Проектная деятельность, используемая в работе с детьми и родителями, даёт возможность показать ценность семейных традиций для воспитания нравственно-патриотических чувств детей.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в проектной деятельности,» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Ключевые слова: нравственно - патриотическое воспитание, дошкольники, родители, детский сад, семья, семейные традиции.
Нравственно-патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Все люди с самого рождения привыкают к окружающей их среде, культуре своей страны, обычаям и быту своего народа. Поэтому базой формирования основ нравственно-патриотических чувств является любовь и привязанность к своей культуре, народу, родному городу и стране, к своей семье.
Толковый словарь Ожегова С. И. трактует патриотизм как преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу. В энциклопедии культурологи понятие «патриотизм» определяется так: «Нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, возникшее ещё на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Патриот – человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство».
2
Все мы знаем, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников начинается в первую очередь с семьи. Очень важно исследовать, изучать особенности взаимоотношений в семье для выявления проблем, трудностей внутри семьи. Ребёнок с помощью ближайшего окружения узнаёт о своей семье, о семейных традициях, учится уважать членов семьи и заботиться о них. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти
стихийным путём.
Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного формирования личности ребёнка.
Поэтому роль детского сада так важна в вопросах патриотического воспитания. Один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания дошкольников - проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков. Поэтому был создан проект «Семейные традиции» в средней группе детского сада.
3
Целью данного проекта было приобщение детей к семейным традициям и ценностям через взаимодействие детского сада и семьи. Участниками проекта стали дети средней группы, и их родители.
В процессе реализации проекта были использованы различные методы и приёмы, направленные на различные виды деятельности.
С детьми читали художественные произведения о семье, заботе о близких, рассматривали иллюстрации, отражающие быт, совместный досуг, развлечения в семье. Проводились беседы о своей семье, о взаимоотношениях с членами семьи. Детям также было предложено нарисовать свою семью и составить описательный рассказ о ней с использованием мнемотехники. Также дети с удовольствием играли в дидактические игры на тему семье («Чей малыш?»)
С родителями проводилась консультация на тему «Воспитание у детей
дошкольного возраста культуры семейных традиций», где говорилось о том, какие традиции есть в каждой семье, насколько они важны для нравственного развития детей. Родители приносили в группу фотографии, отражающие традиции в их семье. На основе этих фотографий была составлена фото-книга «Семейные традиции». Очень увлекла и детей, и родителей совместная деятельность, где родители не только рассказали, но и показали, какие традиции существуют в их семье. Родители и дети вместе сажали фасоль и играли в настольные игры. Итогом реализации проекта было родительское собрание на тему «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников», на котором рассматривались основные проблемы патриотического воспитания, проводилось анкетирование родителей, а также были предложены результаты проекта : детские рисунки, рассказы детей о семье, книга «Семейные традиции».
Следует отметить, что данный проект был интересен и полезен как детям, так и родителям. Дети с увлечением принимали участие во всех видах деятельности, с большим интересом рассматривали и изучали результаты
своего труда и других детей в практической деятельности. Родители также
4
проявили активное участие в ходе реализации проекта.
Библиографический список:
1. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и
конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. -СПб. :»ООО
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-192с.
2. Мосалова Л. Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80с.
3. Мячина Л. К. и др. Маленьким детям – большие права:Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.-144с.