Елена Завалишина
Обобщение опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольника.
Публикация «Обобщение опыта работы „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Обобщение опыта работы воспитателя МКДОУ Детский сад № 2 комбинированного вида Завалишиной Е. В.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - важная задача современного образования.
Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится : «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.»
Народная мудрость гласит, «что посеешь, то и пожнёшь». Выбрав тему своего самообразования, еще раз убедилась в правдивости этих слов. Совершенно ясно, что патриотами не рождаются, ими становятся. Только под непосредственным влиянием взрослого, идущего с ребенком за руку во взрослую жизнь, и возможно становление Личности ребенка, его морального облика, нравственных качеств, патриотических чувств. Известно, дошкольное детство – особый период в жизни человека, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре, закладываются основы гражданских качеств. В дошкольном возрасте чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка. Если педагог будет использовать живое слово, наглядность, жизненные примеры, создание проблемных ситуаций, организацию выставок и экскурсий, игры, праздничные мероприятия, и, главное, личный пример –успех обеспечен- росточки нравственности будут посеяны и дадут всходы в душе маленького человечка, моего воспитанника.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом юном, дошкольном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Каждый день в мою группу приходит будущее России. В этом будущем мне тоже предстоит жить. От того какими станут мои воспитанники, зависит и моя жизнь, и жизнь моей страны. Я верю в то, что моя работа, как и работа моих коллег, каждый день меняет мир к лучшему, что дети, которых мы воспитываем, будут успешными, уверенными, доброжелательными людьми, настоящими патриотами своей Родины.
Содержание работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Наблюдая взросление своих воспитанников, ведя их за руку из младшего дошкольного возраста в старший, радовалась результатам, сплочению детского коллектива, формированию важных качеств и навыков. Создавала развивающую среду, нравственный микроклимат для их полноценного становления на всех возрастных периодах, устанавливая свои традиции и правила, однако, отдавая дань и самовыражению и проявлению индивидуальности каждого из воспитанников.
На каждом возрастном этапе развития дошкольников есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны - России. Считаю важным вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружение ребенка в национальный быт, методику речи, песен, создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируется любовь к малой и большой Родине.
Основой нравственно-патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого явления в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет.
В группе создана образовательная среда по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников через вариативные формы работы, целенаправленная, систематическая работа строится на принципах единства, преемственности и сотворчества взрослых и детей, и, конечно, дает свои положительные результаты.
Задачи нравственно – патриотического воспитания, при работе с детьми :
- воспитание у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, родному краю, селу, стране;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду;
-расширение представлений о природе и традициях народов России;
-развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
-формирование элементарных знаний воспитанников о правах человека;
-расширение представлений о городах, знакомлю детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- расширение кругозора детей, формирую знания о великой Победе нашего народа, о военных профессиях, технике, видах войск, памятных датах, знаменательных подвигах защитников Отечества,
- развитие в детском коллективе чувства ответственности и гордости за достижения страны; чувство уважения к другим народам, их традициям.
-укрепление здоровья воспитанников средствами физической культуры.
Данные задачи решаю в интеграции образовательных областей, во всех видах детской деятельности.
Современные дети знают о звездных войнах, суперменах и космических героях из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр. Война для них, современных дошкольников - забавное шоу, приключение, игра. Однако о войне нужно говорить серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Должное внимание необходимо уделить воспитанию воли и высоких нравственно-волевых качеств - героизма, отваги, мужества, умения постоять за свою Родину, свой народ. У старших дошкольников также происходит активное развитие речевой деятельности, что позволяет формировать у него идейно-патриотическое мировоззрение через осознание, осмысление таких произносимых понятия как «Отечество», «свобода», «моя страна», «народ», «патриотизм» и т. п. Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют небольшой багаж знаний и важно, чтобы эти знания множились и подкреплялись впечатляющим рассказом взрослого, яркой наглядностью.
методы и формы работы с воспитанниками :
• Знакомлю с информационным материалом по установленным темам на основе наглядности, эстетичности и эмоциональной окрашенности подготовленных презентаций.
• Ввожу в образовательный процесс дидактические игры-путешествия по просторам Родины, по родному селу и игры-развлечения, посвященные народным праздникам и традициям
• Изучаем произведения художественной литературы, подобранных для ознакомления и понимания исторических и культурных событий в жизни народа, разучиваем стихотворения, раскрывающие аспекты патриотических и нравственных чувств;
• Играем в самостоятельные сюжетно-ролевые игры на основе полученных впечатлений от прочитанных художественных произведений о героях истории, былинных и сказочных героях.
• Организовываю тематические экскурсии к памятникам культуры, на мемориал; знакомимся с героическими профессиями и особенностями такого нужного для общества, труда.
• Организую декоративное рисование и лепку по мотивам народно-прикладного искусства;
• Изучаем быт и культуру разных народов
• Прослушиваем аудиозаписи русских народных песен, фольклорной музыки, музыки военных лет, произведений классической музыки патриотического содержания;
• Разучиваем и исполняем песни, посвященные знаменательным для нашего народа датам.
• Изучаем разновидности народных игр разных национальностей
• Физически развиваемся, играем в подвижные игры, изучаем элементы строевых упражнений.
• В группе оформлен уголок по нравственно-патриотическому воспитанию, проведены фотовыставки: «Село мое родное», выставки рисунков, были оформлены стенгазеты «Спасибо прадеду за мир!», макет «Война не место для детей», стенд «Моя Россия»
• Имеются предметы народного декоративно-прикладного искусства; дидактические и сюжетно-ролевые игры патриотической направленности; подобран наглядно-иллюстрированный материал: "Предметы старины", "Как жили люди на Руси", альбом о видах художественной деятельности.
Организация работы с семьёй в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Конечно, патриотизм – это качество души, нравственное зеркало человека, однако в этом зеркале ребенок видит еще и стоящих рядом с ним взрослых, а то есть берет с них пример. Работая в этом направлении воспитания детей, не упускала это из виду. В народе говорят: «хороший пример - лучше, чем сто слов», воплощая этот мудрый педагогический прием в жизни, вовлекала семью в жизнедеятельность детского сада, в систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Взрослых не перевоспитаешь. Однако, потихоньку, незаметно вовлекая их в образовательный процесс, показывая ценность нравственного воспитания будущего поколения, стараешься уберечь от ошибок семейного воспитания, подскажешь верные тропинки по пути к родительской мудрости. Мягкое, ненавязчивое взаимодействие дает свои результаты, родители начинают смотреть на становление нравственного облика своих детей другими глазами, осознавать значение этих становлений, стараться уделять этому свое время, искать возможности культурного общения, досуга со своим ребенком.
«В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», - эту заповедь А. С. Макаренко использую при работе с родителями воспитанников.
формы работы с родителями :
1. «Маршрут выходного дня» - с рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником культуры родного села.
2. Родители принимали активное участие в фотовыставках, конкурсах нашего учреждения
3. Семьи помогали в сборе наглядного материала для работы с детьми (значки, открытки, иллюстративный материал и т. д.) для использования в беседах, игр с детьми; собирали материал для оформления стендов к Великой Победе.
4. Вводила в групповые собрания мини-беседы с родителями о значении нравственно-патриотического воспитания детей, рекомендовала игры и тематику бесед с детьми в домашних условиях.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство.
Поэтому сегодня самая главная задача для меня - воспитывать в детях любовь к Родине, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.