Ксения Кондратьева
Нравственно-патриотическое воспитание в старшей группе детского сада. НОД «Семейные обычаи на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе
по теме «Семейные обычаи на Руси»
Автор конспекта непрерывной непосредственно образовательной (далее — ННОД) Кондратьева Ксения Вадимовна, воспитатель, первая квалификационная категория, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение- Ленинская средняя общеобразовательная школа №47 (обособленное структурное подразделение детский сад «Огонёк»)
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание в старшей группе детского сада, НОД „Семейные обычаи на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром, приобщение к социокультурным ценностям)
Цель: Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях.
Развивающая предметно — пространственная среда: Аудиозаписи: колыбельные мелодии, колыбельная песня, плач, ребенка; презентация «В русской избе»; мяч, кукла в колыбельке; кукла – оберег «пеленашка»; лоскутки ткани на каждого ребенка: белая х/б для скрутки, цветная прямоугольная ткань для пелёнки, цветная треугольная ткань, тесьма разного цвета; шпагат или верёвка.
Планируемый результат: дети проявляют любознательность, инициативу и самостоятельность, интересуются причинно — следственными связями, обладают элементарными представлениями о старинных обычаях и предметах бытв, используют речь для выражения умозаключений, способны контролировать свои движения, подвижны, способны работать в команде, умеют договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие: формирование целостной картины мира и расширение кругозора; речевое развитие: развитие свободного общения со взрослым и детьми; физическое развитие: развитие физических качеств ребёнка с помощью специально подобранной физкультминутки.
Водная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Задачи: Познакомить детей с предметами быта старины.
Педагог:- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся со всеми по русскому старинному обычаю. (Дети кланяются, прижав руку к сердцу)
Дети рассаживаются возле экрана на стульчики полукругом
Педагог: Дети, вы любите путешествовать?
- Сегодня мы отправимся с вами в прошлое, во времена наших давних предков, узнаем что-то новое, встретимся с уже знакомыми вам вещами и предметами
Показ презентации «В русской избе», беседа.
Слайды: изба, предметы старинной домашней утвари
(Слайд 1)
Педагог: Вот мы и очутились возле русской избы. Кто жил в таких избах? (ответы детей)
Слайд 2
Педагог: В таких избах жили большие крестьянские семьи. В каждой избе был большой стол, чтобы поместилась за ним вся семья.
Слайд 3
Педагог: В каждой избе была печь, про неё говорили:
«Печь всему голова»
- Как вы думаете, почему так говорили про печь? (ответы детей)
Педагог обобщает ответы детей: Печь считалась главной в избе, потому что она и кормила всю семью, и обогревала всю избу, летом на печи сушили травы, ягоды, грибы – запасали на зиму, спали на печи дети, старики и хворые, те, кто захворал, приболел. (Воспитатель просит детей поочередно повторить новое слово)
Слайд 4
Педагог: Посмотрите сколько здесь интересных вещей. (дети рассматривают слайды)
Вопросы:
- Назовите известные вам предметы старины? ( ответы детей: самовар, деревянная посуда, чугунок, лапти, сундук)
- Для чего нужны лапти? чугунок? сундук? (ответы детей)
Педагог: Как вам уже известно, в старину люди все делали своими руками. В большой семье никому не приходилось скучать и сидеть без дела.
Слайд 5
Долгими зимними вечерами мужчины вырезали из дерева посуду: чашки, ложки, различные ковши.
Слайд 6
Плели лапти, из тонких ивовых прутьев - корзины, из бересты — короба.
Слайд 7
- А что делали женщины? (ответы детей) Педагог: Женщины пряли пряжу, вязали, шили одежду для всей семьи.
Слайд 8
И ещё женщины украшали вышивкой одежду, скатерти, полотенца.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Задачи: Упражнять в словообразовании на примере подбора ласкательной и полной формы имени, развивать речевую активность. Способствовать снятию статического напряжения мышц глаз, развивать и тренировать мелкую моторику рук. Познакомить детей с приёмами изготовления куклы - оберег «пеленашка».
Раздается звук плача ребенка.
Педагог обращает внимание детей на детскую колыбель, в которой лежит кукла – малыш, завёрнутая в платок и пелёнку. Педагог: - Дети, что это за звук? Кто плачет Педагог достает из колыбельки куклу.
Педагог: - Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – это кукла-малыш, он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Как же его успокоить? (Воспитатель предлагает одному из воспитанников покачать на руках куклу после чего плач стихает)
Педагог: - С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя.
- Скажите, для чего человеку имя? (ответы детей)
Родители назвали своего сынишку Егорушкой, это имя старое русское. Какие еще старинные имена вы знаете? (ответы детей)
Педагог: Сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой, Егоркой, а когда он подрастет, его будут называть Егором, Егором Николаевичем. Вы растёте, и имя ваше растет. Как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете взрослыми? Ответим на вопросы играя.
Игровое упражнение «Поиграем с именами»
Дети стоят в кругу, педагог в центре. Педагог поочередно кидает мяч детям, дети, называют свое «Взрослое имя» возвращают мяч назад, как вариант - «Ласковое имя».
- А вы знаете, что обозначает имя Егор? (дети высказывают предположения.) Педагог: Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы Егорушка вырос счастливым и богатым, чтобы у него было много-много земли, на которой он мог бы работать и кормить свою семью.
- Дети, а вы знаете, что означают ваши имена? (ответы детей.)
Педагог: - Молодцы! Очень интересные истории вы нам рассказали.
Педагог предлагает детям вернуться на стульчики
Педагог: Дети, посмотрите, здесь, в колыбельке у Егорушки, какой-то мешочек, что же в нём? ( Педагог поочередно вынимает из мешочка и показывает: уголек, зернышки, монетки)
Педагог: Давным - давно на Руси, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.
Купание куклы:
Дети поочередно кладут в воду уголек, зернышки, монетки, педагог купает малыша, сопровождая свои действия словами:
уголек – «Привыкай к домашнему теплу»,
зернышки – «Будь всегда сыт»,
монетки – «Будь всегда богат».
Дети вытирают куклу
Педагог: Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш!
Так приговаривали, когда вытирали малыша.
Педагог: Вот мы искупали, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком? (ответы детей)
Педагог: - Одевали ребенка в отцову рубашку, чтобы ребеночек был похож на отца и матушку, был таким же работящим, честным, как и родители. Одевали малыша, заворачивали в пеленку и приговаривали: «Расти, малыш, здоровым, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.» А потом мама кормила малыша и укладывала спать в колыбельку - кроватку для ребеночка. (педагог кладет малыша в колыбельку, просит детей повторить - колыбелька) А потом мама пела своему малышу колыбельную песню.
- А что такое колыбельная песня? (ответы детей)
Давайте мы с вами споем колыбельную для Егорушки
Дети встают со стульчиков
Динамическая пауза
Вот и дети спят, ладошки вправо
Вои и звери спят, ладошки влево
Птицы спят на веточках, взмахи руками, ладошки вправо
Куры спят на жердочках, взмахи руками, ладошки влево, присели
Зайцы спят на травушке, ладошки над головой, присели
Утки на муравушке, ладошки сложить, как носик, присесть
Детки все по люлечкам покачивание туловища влево, вправо
Спят – поспят ладошки вправо, влево
Всему миру спать велят. руки поднять вверх, развести в стороны
Педагог: - Вот и уснул наш Егорушка. Когда вы повзрослеете, у вас появятся детки, вы тоже будите петь для них колыбельные песни. Вот так на Руси проходил первый день рождения родившегося ребеночка.
- Дети, а вы знаете, когда у вас день рождения? (ответы детей)
Педагог: - Молодцы, знаете, когда у вас дни рождения. И у нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок? (дети высказывают предположения.)
Педагог: - Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит.
- Как вы думаете, своими руками из чего можно сделать игрушку? ( ответы детей: из глины, дерева, бумаги, лоскутков ткани).
Когда наши прапрабабушки были такими как вы - маленькими, то часто сами себе мастерили кукол из цветных лоскутков ткани, из ниток, а ещё делали обереги.
- Что такое оберег? ( ответы детей: это предмет, который защищал и охранял людей от бед, защищал от болезней.)
Сегодня у Егорушки первый день рождения! Давайте и мы постараемся и своими руками, как в старину, приготовим для Егорки подарок!
(дети садятся на стульчики)
Изготовление куклы-«пеленашки»
Рассматривание образца
Педагог: Посмотрите, какую куклу я вам принесла Это кукла - «пеленашка», такое название она получила потому, что запеленована в пеленку. (педагог предлагает детям повторить новое слово) Эта кукла не простая, эта кукла-оберег
- Давайте рассмотрим куклу повнимательнее. (дети называют из каких частей состоит кукла)
Обобщить ответы детей: на голове у куколки - платочек, сама куколка завернута в пеленку, завязана ленточкой, для того, чтобы пелёнка не развернулась.
- Ребята, как вы думаете, почему у куклы нет на лице глаз, ротика? (ответы детей)
Раньше, когда люди мастерили для своих деток подобные игрушки, считалось, если у куклы прорисовать лицо, то в нее может заселиться зло и тогда такая кукла будет не оберегом для ребенка, а совсем наоборот.
А теперь, посмотрите, как можно смастерить такую куклу.
Технология изготовления куклы - «пеленашки» :
1. Лоскуток белой ткани плотно скручиваем в скрутку (скрутка – это скрученная в трубочку ткань, педагог просит детей повторить новое слово)
2. Скрутку складываем пополам, чтобы её концы были на одном уровне.
3. Для обозначения головы скрутку перетягиваем веревочкой и завязываем.
4. На голову повязываем косынку. Скрещиваем концы впереди, завязываем на узел сзади.
5. Затем куклу укладываем на прямоугольный цветной лоскуток так, чтобы голова с платком были выше и плотно заворачиваем.
6. Тесьмой «обворачиваем» куколку, сначала сверху, потом внизу и завязываем на узелок.
Закрепление последовательности выполнения работы
- Что сделаем сначала?
- Что будем делать потом?
- Где будем завязывать платочек?
- Как должна быть расположена голова
куклы, когда вы будите ее пеленать?
Самостоятельная работа детей
Под музыкальное сопровождение дети начинают изготавливать куклу. В ходе выполнения педагог оказывает индивидуальную помощь.
Педагог: Вот мы и сделали куклу - «пеленашку», не просто куклу – оберег, а теперь подарим куколок Егорке, и пусть каждый скажет ему свои пожелания.
Примерные варианты пожелания детей:
«Никогда не болей, будь здоров!»
«Расти сильным, крепким да удалым!»
«Слушай отца – батюшку, да родную матушку!»
«Будь добр, и пусть встречаются тебе добрые люди!»
«Пусть живёт – поживает, да добра наживает».
Рефлексия:
Задачи:Формировать умение детей оценивать свою работу и товарищей, Побуждать к самостоятельному установлению причинно — следственных связей, стимулировать к использованию речи для самовыражения собственных мыслей.
Педагог благодарит детей за тёплые слова и за старание, выясняет:
- Что нового и интересного вы узнали?
- С кем познакомились? (с младенцем Егоркой)
- Какую куклу - оберег мы делали? (куклу - пеленашку)
- Что обозначает слово оберег? (оберегает)
- Что вам понравилось?
- Что было сложным?
Оценить работу детей, похвалить!