Лариса Алексеева
Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Детство- время развития всех сил ребенка, как телесных, так и душевных, время приобретения знаний об окружающем мире. Дошкольникам доступно чувство любви к ближнему, сверстникам, к родному городу, к родной природе, к своей Родине. Духовно-нравственное воспитание требует использовать разнообразные формы работы с детьми. Одной из них, делающей общий результат наиболее эффективным, является ознакомление дошкольников с художественной литературой и народным творчеством. Дети раннего возраста только начинают вступать в жизнь, познавать окружающее, поэтому их память по скорости развития опережает другие способности. Они непроизвольно запоминают все яркое, красивое, необычное. Так же они легко запоминают потешки, стихи, загадки.
Публикация «Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме. Учат доброте, сопереживанию С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, дружить и приходить на помощь друзьям.
В работе с детьми большое внимание уделяю загадкам, эта игра в узнавание, отгадывание – любима и интересна ребенку. Выбирая тематику загадок младшем дошкольном возрасте, опираюсь на опыт детей, это должны быть предметы и объекты окружающего мира.
Необходимый элемент духовной жизни ребёнка-сказка Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Дети соотносят себя с положительными героями, проявляют себя справедливыми, сочувствуя и помогая слабым и наказывая зло.
Огромную воспитательную ценность имеют стихи, сказки К. И. Чуковского; А. Барто; Л. Воронковой; С. Прокофьева.
Широко используются рассказы Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», Т. А. Шарыгиной «Три дочери», Л. Воронковой «Ссора с бабушкой», В. Сухомлинского «Если бы у меня был ковёр-самолёт» В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршака «Если вы вежливы»,и др. которые способствуют формированию нравственных качеств. способствуют формированию элементарного уважения к окружающим, умению спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается. Воспитать бережное отношение к природе, к животным.
Решение основных задач педагогической работы будет возможным, если педагог сформирует у детей интерес к художественной литературе, который будет содействовать активному отношению маленьких слушателей к тому, что им читают.