Елена Чаблина
Конспект НОД «О чём рассказала картина?» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД
«О чём рассказала картина»?
(И. Левитана «Весна»)
Цель: учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображённого); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ; воспитывать чуткое отношение к природе.
Публикация «Конспект НОД „О чём рассказала картина?“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
КОНСПЕКТ НОД
в старшей группе
«О чём рассказала картина»?
(И. Левитана «Весна»)
Цель: учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображённого); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ; воспитывать чуткое отношение к природе.
Восп-ль: Ребята, как мы можем узнать что-то от другого человека?
Дети: При помощи языка. Из книг. В интернете.
Восп-ль: А какие языки вы знаете? Сложно ответить? Давайте попробуем сделать это вместе.
Как пчёлы сообщают, где растут цветы, богатые нектаром?
Дети: Они танцуют.
Восп-ль: Верно! А теперь посмотрите на выражение моего лица. Вы поняли, что я хочу сказать вам? (хмурюсь) Точно, я говорю, что чем-то не довольна. Это язык мимики.
(Грожу пальцем). А теперь вы догадались, что обозначает этот жест? Абсолютно верно, он запрещает что-то. Это язык жестов.
(Включаю колыбельную музыку). Что нам говорит эта мелодия? Я согласна, она успокаивает, усыпляет. Это язык музыки.
А сегодня я предлагаю вам познакомиться с языком живописи, хотите?
Тогда давайте попробуем узнать, о чём нам рассказывает картина великого русского художника И. Левитана «Весна».
Демонстрация слайда.
Восп-ль: Вы узнали, какое время года изобразил художник?
Дети: Раннюю весну.
Восп-ль: Безусловно, это верно. А мы можем предположить, какое настроение было у художника? Давайте подумаем вместе!
Дети: Настроение было хорошим, радостным.
Восп-ль: Можно сказать, светлым? А почему?
Дети: Наверное, весна нравилась художнику.
Восп-ль: Мне кажется, Левитан хотел показать своей картиной, как просыпается ранней весной природа. Вы согласны? Мне кажется, эта картина словно говорит, что природа ждёт какого-то чуда. Я предлагаю вам представить, что вы находитесь сейчас около берёзки и надеетесь, что скоро….Придумайте, что бы вы хотели увидеть?
Дети: Скоро появятся первые насекомые. Прилетят птицы.
Восп-ль: Конечно. Они будут распевать свои весенние песни. А почему особенно красиво птицы поют именно весной? Догадались?
Они ищут себе пару, чтобы что делать?
Дети: Они будут вить гнёзда, выводить птенцов. А потом родители будут кормить своих птенцов.
Восп-ль: Как точно вы поняли мысль художника! Умницы! Давайте посмотрим теперь на место, где растёт берёзка. Что можно сказать об этом месте?
Дети: Появилась земля.
Восп-ль: А как называют первые островочки земли, которые появились из-под снега? Верно, проталины. Произнесите это слово! Про-та-ли-ны. Словно песенка поётся. Это так земля по солнышку соскучилась. А что можно сказать о траве?
Дети: Она бледная, коричневая.
Восп-ль: Какие вы внимательные! Не зря ведь говорят, что новая травка пробивается к солнышку. Почему употребляют слово «пробивается»?
Дети: Наверное, ей трудно расти?
Восп-ль: Конечно, земля стала за зиму плотной, старые корни перепутались, высохли, мешают росточкам пробиться к солнцу. Знаете, я так рада, что вы тоже поняли, что хотел нам передать художник своей картиной. Смотришь на картину и так и представляешь, что скоро появятся первые весенние цветы…
Дети: Подснежники.
Воспит-ль: Вы снова правы. Предлагаю посмотреть налево. Как художник написал вербочки?
Дети: Они как будто в тумане.
Восп-ль: Великолепно сказано. А отчего такое впечатление? Помните, мы рисовали веточку вербы? Как она выглядела?
Дети: Почки похожи на мягкие лапки котят.
Восп-ль: Просто чудесное сравнение. Мне кажется, можно сказать, что вербы покрывает мягкий, душистый желтовато-зеленоватый туман, согласны?
Хотите подойти поближе и отдохнуть там? Тогда выходите на средину группы, закройте глаза и представьте, что вы очутились на полянке. Давайте отдохнём тут, но природу не побеспокоим! А помогут нам в этом «солнечные человечки» (показываю таблички с нарисованными жёлтым маркером рисунки человечков в стиле кроки с различным положением рук и ног) – физкультурная пауза.
Чувствуете, как отдохнули? Готовы продолжать слушать картину? Возвращаемся в детский сад.
О чём мы ещё не успели поговорить?
Дети: О небе, оно весной очень меняется, оно не такое, как зимой.
Восп-ль: Вы словно знакомы с художником, ведь вы почувствовали, что он хотел сказать при помощи кисти и масляных красок о небе. Давайте опишем его вместе.
Дети: Небо не яркое. Но оно не серое, не сердитое.
Восп-ь: А почему оно не мрачное? Может быть, потому, что облака не такие серые и толстые как зимой? Я предлагаю вам посмотреть на лужи. Что в них отражается?
Дети: Небо. Голубое небо!
Восп-ль: А как по вашему, на что похожи лужицы?
Дети: На маленькое озеро или море.
Восп-ль: А мне кажется, они похожи на любопытные глазки: смотрите, они словно спрашивают: «Куда попадёт моя водица?» А куда она может попасть?
Дети: Высохнуть. Её мороз может высушить. Или в ручеёк она попадёт. Или в речку. Или ветер её высушит и она попадёт в облако, а потом в тучу.
Восп-ль: Или она просочится в землю, поможет прорасти травке, цветам. В любом случае, вода – это жизнь, согласны? Как много рассказал нам художник, изобразив на картине лужицу! А что можно представить себе справа? Кто там может прятаться? А слева? Какие животные могут готовиться к появлению детёнышей? А где выводит детёнышей волк (в логове, лиса (в норе, белка (в дупле, медведь (в берлоге, заяц (под кустом).
Ответы детей.
Восп-ль: А каких птиц словно не успел написать художник, но мы их представляем?
Дети: Грачей.
Восп-ль: Я была просто уверена, что вы так ответите! Чудесно! А где мы можем представить себе птичьи гнёзда?
Дети: На дереве, в скворечнике, в кустах, на земле, под крутым берегом.
Восп-ь: Совершенно верно. Мы не видим животных, птиц, но словно слышим художника, который очень любит природу и предупреждает нас: будьте внимательны, не помешайте природе проснуться, вывести птицам и животным детёнышей, любите природу, берегите её, любуйтесь природой! Вы чувствуете эти слова, когда смотрите на картину? А какое у вас сейчас настроение?
Ответы детей
Восп-ль: Мне тоже кажется, что обязательно будет что-то новое, хорошее, радостное, ведь не зря весну называют утром года, верно?
Ребята, вы рады, что познакомились с языком живописи? Вы стали сегодня старше и умнее, я вижу это по вашим глазам, и это меня очень радует. Нас ждёт впереди ещё очень много открытий. А за сегодняшнее занятие я вас благодарю, вы меня порадовали.
Ребята, у меня есть ещё одно предложение – обязательно расскажите о картине И. Левитана «Весна» дома своим родителям.