Екатерина Мороз
О формах речевой работы с детьми.
▼ Скачать + Заказать документы
Решение всех речевых задач осуществляется посредством разных форм организации детей. Ведущими выступают образовательные ситуации, специальные занятия, ситуации общения.
Образовательная ситуация в отличие от занятия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и в большей степени индивидуализировать процесс обучения. Данная форма работы с детьми характеризуется следующими особенностями.
Публикация «О формах речевой работы с детьми,» размещена в разделах
• Образовательная ситуация планируется и организуется в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органичному включению обучения в повседневную жизнь ребёнка, его интеграции с игрой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе.
• Она длится от 3 – 5 до 10 минут в зависимости от возраста детей.
• Предполагает участие небольшой подгруппы детей (от трёх до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации.
• Можно организовать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетная картина, игрушка, книга, природный материал) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательного характера.
• Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же ситуации с разными подгруппами детей.
• Образовательные ситуации могут быть реально – практическими и игровыми.
В старшем дошкольном возрасте возрастает роль реально – практических образовательных ситуаций. В ходе игровые ситуации по - прежнему включаются в процесс обучения, но являются проблемными по своему содержанию и включают более сложные игровые задачи. В индивидуальной работе с детьми появляется возможность решать многие задачи коррекции индивидуальных недостатков в речевом развитии ребенка.
Важной формой работы по развитию речи является занятие, место которого в педпроцессе определяется следующими позициями.
1. Занятие – итоговая форма работы по теме или разделу. Его главные задачи – обобщение и систематизация знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать самостоятельные выводы. Итоговые занятия являются как обучающими, так и диагностическими. Итоговые занятия чаще всего проводятся в форме обобщающих бесед.
2. На занятии решается основная для данного возраста задача: в старшей группе обучение рассказыванию с использованием грамматически правильной, выразительной речи; в подготовительной группе развитие речевого творчества, освоение разнообразных форм творческого рассказывания.
3. Занятия по развитию речи носят интегративный характер. Они могут быть познавательно – речевыми или комплексными речевыми. В ходе познавательно – речевых занятий, можно решать несколько речевых задач : развивать речь-доказательство, упражнять детей в использовании правил речевого этикета. Комплексные речевые занятия предполагают решение одной (новой) речевой задачи в разных видах деятельности или путём использования разных дидактических средств. При построении занятия педагог следует логике речевой деятельности : в младшей группе, чтобы вызвать у ребёнка желание говорить, лучше использовать приёмы, обращенные к эмоциональной сфере (сюрпризные моменты, общение с игровым персонажем, демонстрация новой игрушки и т. п.); в более старшем возрасте создание проблемных ситуаций, загадки, соревнование и т. п.
Основной формой работы по развитию речи являются – ситуации общения, специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на закрепление освоенных речевых категорий. Ситуации общения могут возникать естественно, важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения речевых задач.
Планирование работы по развитию речи осуществляется на основе комплексно-тематического принципа, который предполагает реализацию содержания программы по темам посредством использования всех форм работы : образовательных ситуаций, занятий и ситуаций общения. Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи способствует становлению коммуникативной компетентности и субъектной позиции ребёнка в речевой деятельности.