Лучший педагог года

Консультация «О методиках исследования личности»

ЕВГЕНИЯ КАЗИМИРОВА
Консультация «О методиках исследования личности»

Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО)

Методика разработана Е. Ф. Бажиным и А. М. Эткиндом (1985) и базируется на предположении, что существенные компоненты невербальных компонентов отношений к самому себе, к значимым людям отражаются в цветовых ассоциациях к ним.

Может применяться на детях с 3-4-летнего возраста. Поскольку выполнение цветового теста воспринимается детьми как игра, в которой они не подозревают возможности как-то выдать свои переживания, методика оказывается надежным способом диагностики эмоциональных отношений.

Публикация «Консультация „О методиках исследования личности“» размещена в разделах

Используется набор цветных карточек из теста Люшера, обозначаемых цифрами: О - серый, 1 - синий, 2 - зеленый, 3 - красный, 4 - желтый, 5 - фиолетовый, 6 - коричневый, 7 - черный цвета.

Используется следующий список слов: 1) моя мама, 2) мой папа, 3) брат или сестра (если они есть у ребенка, 4) мое настроение в детском саду, 5) мое настроение дома, я сам, 7) воспитательница 1 (отношениями с которой ребенок удовлетворен больше, 8) воспитательница 2, 9) друг.

Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии и меньше конфликтности в отношениях с кем-либо, тем с более предпочитаемым цветом они должны ассоциироваться ребенком. Напротив, о негативном, враждебном отношении к кому-либо говорит отнесенный к нему цвет, получивший наибольший ранг в цветовой раскладке.

Процедура исследования напоминает игру. Перед ребенком на белом фоне в случайном порядке раскладывают все 8 карточек и задают вопрос: «Какой цвет больше всего подходит, чтобы обозначить твою маму?» и т. д. в соответствии со списком. Основная методическая трудность проведения исследования состоит в том, что дошкольники склонны выбирать цвет по конкретным признакам называемых людей: «У моей мамы красное пальто», «У брата черные волосы» и т. д. Чтобы избежать этого, надо напоминать детям, что нужно подобрать цвет в соответствии с желанием быть вместе с этим человеком, с его оценкой плохого или хорошего, и т. д.

Далее цвета ранжируются ребенком в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого, приятного» и кончая самым «некрасивым, неприятным». Таким образом, каждый человек из списка получает свое ранговое обозначение.

Методика «Рисунок семьи»

Методика позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка (как реальное, так и желательное) к членам его семьи, а также ощущение им своего места в семье. Приводится схема-интерпретация, предложенная Г. Т. Хоментаускасом (1986).

Для рисования ребенку дается стандартный лист рисуночной бумаги (15x20 см, резинка, простой карандаш и набор цветных карандашей. Дается следующая инструкция: «Мне хотелось бы, чтобы на этом листе ты нарисовал свою семью». При необходимости инструкция повторяется, но не уточняется.

Для анализа рисунка надо знать возраст ребенка и состав его семьи. После окончания рисования нужно в беседе с ребенком получить максимум вербальной информации:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Каждая нарисованная ребенком фигура члена семьи оценивается по конкретным признакам, указывающим на положительное или отрицательное эмоциональное отношение.

Схема - интерпретация методики «Рисунок семьи»

Номер п/п

Оцениваемая характеристика

Кол-во баллов

1 Рисует фигуру первой. Если первой рисует себя, то второй.

2 Рисует фигуру около себя. Фигура может быть нарисована как слева, так и справа (балл учитывается, если расстояние между ребенком и фигурой не превышает ширины фигуры)

3 Фигура имеет наибольшее количество деталей. Учитывается голова, волосы, уши, ресницы, нос, рот, шея, талия, руки, кисти, пальцы, ноги, ступни

4 Фигура украшена больше всех остальных (самая нарядная одежда, много карманов, шапка, банты и т. д.)

5 Для разукрашивания фигуры употреблено наибольшее количество цветов

6 Стиль рисования фигуры, деталей ее одежды такой же, как и фигуры рисующего ребенка

7 Изображен физический контакт рисующего ребенка с фигурой, их совместная деятельность

8 Член семьи изображен только один

отношение ребенка к тому члену семьи, которого он нарисовал. Шкала положительного и шкала отрицательного отношения к членам семьи оцениваются по 8 признакам. 7 признаков оцениваются в 1 балл, 1 - в 3 балла. Диапазон набираемых баллов - от 0 до 7.

Из соотношения положительного и отрицательного отношения ребенка к нарисованной фигуре можно судить о его действительной установке к члену семьи. Соотношение является информативным, если разница подсчетов по шкалам составляет не менее 3 баллов. Описание шкал дано в таблицах.

Если ребенок рисует большую или меньшую семью, чем она есть на самом деле, это может говорить о его неудовлетворенности существующей ситуацией. Строгих родителей рисуют очень большими, себя же рисуют маленьким; несимпатичных членов семьи (например, отчим) вообще не рисуют.

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Привычки в формировании личности» Что такое привычка? Привычка- это естественные действия, совершаемые машинально, постоянно и при определенных условиях. От того, какими.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Консультация «Защитные механизмы личности в свете учения З. Фрейда» Защитные механизмы личности (учение З. Фрейда) Подготовлено по книге Мельник С. Н., Психология личности. Фрейд полагал, что ЭГО реагирует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «О методиках исследования личности»
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 00:39
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД