Получи документы

Обеспечение безопасной и психологически комфортной среды в условиях ФГОС ДО

Людмила Королева
Обеспечение безопасной и психологически комфортной среды в условиях ФГОС ДО

Тема: «Обеспечение безопасной и психологически комфортной образовательной среды в условиях ФГОС ДО».

В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Рассматривая актуальность данной темы в глобальном масштабе, хотелось бы подчеркнуть её приоритетность в рамках дошкольной образовательной организации (ДОО). Именно в дошкольном возрасте закладывается основа целостного развития личности ребё нка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Обеспечение такого развития предполагает решение основной задачи ДОО – охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность ДОО по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребёнка.

Публикация «Обеспечение безопасной и психологически комфортной среды в условиях ФГОС до,» размещена в разделах

Под психологической безопасностью понимается защищенность от угроз, психологического насилия, унижения и оскорбления, от того, что заставляют делать против желания, от заброшенности, пренебрежительного и недоброжелательного обращения.

Исходя из изложенного, можно выделить структурные компоненты, которые составляют основу понятия «психологическая безопасность» и непосредственно влияют на неё. В свою очередь, структурные компоненты психологической безопасности целесообразно разделить на две системы:

• систему организации режима жизнедеятельности воспитанников;

• систему организации межличностных отношений в ДОО.

Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:

• установление целесообразного, гибкого и эффективного режима дня (распределение интеллектуальной и физической нагрузки; организация полноценного питания, сна и двигательного режима);

• создание предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворение потребности в общении, движении, развитии и т. д. Развивающая среда, обогащенная различными элементами, создаёт у детей положительную установку и позитивное впечатление о детском саде, что способствует укреплению их психологического и эмоционального здоровья, развитию эмоционально-чувственной сферы.

• организация образовательного процесса (поддержание баланса между специально организованной и самостоятельной совместной деятельностью детей; проведение занятий в форме игры и диалога; совместное решение познавательных и практических задач; вовлечение воспитанников в значимые и интересные для них виды деятельности).

Система организации межличностных отношений в ДОО:

• влияние педагога на развитие личности ребёнка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство);

психологический климат в детском коллективе (межличностные отношения в группе сверстников);

психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции, атмосфера).

Организация безопасного, психологически комфортного пространства.

В группах можно создать специальные уголки и зоны, способствующие сохранению у детей ощущения эмоционального благополучия и психологического комфорта.

1. Уголок приветствия.

Направленность: создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, сплочения детского коллектива.

Структура уголка:

- стенд «Здравствуй, я пришёл!», на котором размещены фото детей. Приходя в детский сад, ребёнок поворачивает своё фото с лицом к окружающим, таким образом заявляя о своём присутствии в группе;

- стенд «Моё настроение», на котором дети в течение дня с помощью заготовок-пиктограмм отмечают своё настроение.

2. Уголок достижений.

Направленность: повышение самооценки, уверенности детей в себе.

Структура уголка:

- «Цветок успехов» (панно с индивидуальными кармашками каждого ребёнка, куда выкладываются фишки за каждый совершенный им добрый и полезный поступок; в конце недели дети поощряются);

- «Звезда недели» (в середине большой звезды - фото ребёнка, на концах - информация о нём, которой он гордится.

3. Уголок гнева.

Направленность: предоставление детям возможности в приемлемой форме освободиться от переполняемого их гнева, враждебности и напряженности; развитие положительных чувств и эмоций; обучение самообладанию и приёмам саморегуляции.

Структура уголка:

- «коврик злости» (резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться);

- «коробочка гнева и раздражения» (коробочка, в которую ребёнок может «выбросить» свою злость и обиду, сжав предварительно кулачки, смяв лист бумаги, порвав на кусочки газету).

4. Уголок поздравлений.

Направленность: формирование позитивного настроения, дружеской атмосферы в группе, сплочение детского коллектива.

В группах оборудованы стенды, на которых в дни рождения детей вывешиваются плакаты с фотографией именинника и поздравлениями остальных детей (пожеланиями, рисунками и т. д.). После дня рождения плакат дарят имениннику.

5. Зона воды и песка.

Направленность: снятие стресса; снижение нервно-психической напряженности, улучшения настроения.

Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Они не имеют структуры и по желанию ребёнка могут превратиться во что угодно. Не существует правильного или не правильного способа игры с водой и песком, поэтому ребёнок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей. Зона оснащена мелкими пластмассовыми игрушками, природными материалами. Здесь проводятся игры «Что тонет, что плавает?», «Найди игрушку», «Волны на воде».

6. Зона уединения.

Направленность: предоставление ребёнку возможности отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Она оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой. В зоне уединения можно использовать покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты. Всё это позволяет изменить границы и конфигурацию пространства, превратив его по желанию детей в корабль, крепость, замок и прочее, обыграть в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх. Самостоятельно построенные детьми «домики» создают у них ощущение защищенности и уединенности, служат атрибутами для игры, позволяют реализовать творческую активность. Строить дом для ребёнка – всё равно, что строить самого себя. Кроме того, в зоне уединения имеются «сухой дождь» (ленточный). Он развивает приятные тактильные ощущения, цветовое восприятие, внутри него можно ото всех спрятаться и побыть одному.

7. Уголок сенсорного развития.

Направленность: развитие всех видов восприятия; создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей; речевого и психического развития детей; выработки эмоционально-положительного отношения к предметам и действиям с ними. В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, психических процессов. Каждая из зон оснащена соответствующей картотекой, например: картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей; картотекой игр, направленных на управление гневом, картотекой экспериментов и проч.

Публикации по теме:

Формирование здоровьесозидающей среды в условиях учреждения дошкольного образования «Формирование здоровьесозидающей среды в условиях учреждения дошкольного образования» Мусакова С. Б., старший воспитатель ГБДОУ детский сад.

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда при создание комфортной среды в обучении детей с ОВЗ в ОУ Педагог-психолог: Радостева Т. А. Учитель-логопед: Галкина Н. В. МБДОУ «Детский сад №14 «Светлячок» г. Кудымкара (2016 г.) 1. Добрый день.

Детский сад и семья в условиях ФГОС Какие же проблемы существуют в работе с родителями (законными представителями) в условиях реализации Федерально государственного образовательного.

Методическое обеспечение развития в изобразительной деятельности в условиях ДОУ компенсирующего вида Учебно-методическое обеспечение это совокупность всех учебно-методических документов (программ, методик, пособий и т. д., необходимых для.

О создании полифункциональной предметной развивающей среды в условиях ДОУ Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения должна быть: - содержательно-насыщенной,.

Планирование в условиях ФГОС .

Проект «Мы против террора». Обеспечение безопасности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до Проект «Мы против террора» Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное? Ни для кого не секрет, что сложившаяся.

Роль педагога-психолога в обеспечении комфортной образовательной среды по ФГОС в ДОУ Роль педагога-психолога в обеспечении комфортной образовательной среды по ФГОС в ДОУ. Соловьева Каринэ Владимировна Я, как педагог-психолог.

Создание и использование интерактивной игровой среды в условиях введения ФГОС до Создание и использование интерактивной игровой среды в условиях введения ФГОС ДО. С 01 января 2014года вступил в силу приказ Министерства.

Создание здоровье сберегающей среды в условиях группы Создание здоровье сберегающей среды в условиях группы. Охрана здоровья дошкольников является приоритетным направлением деятельности общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение безопасной и психологически комфортной среды в условиях ФГОС ДО
Опубликовано: 28 сентября 2016 в 21:36
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД