Лучший педагог года

Обеспечение права на обучение детей с нарушением речи

Анна Романенко
Обеспечение права на обучение детей с нарушением речи

Обеспечение права на обучение детей с нарушением речи

Социально-правовой статус обучающихся с нарушением речи

Государственная политика РФ в отношении детей с ОВЗ определяется как полноценная реабилитация (медицинская, психологическая, педагогическая и социальная) и интеграция в общество.

Главными направлениями являются :

• приоритет семейного воспитания детей с различными отклонениями и особенностями в развитии, защита их прав и интересов;

Публикация «Обеспечение права на обучение детей с нарушением речи» размещена в разделах

• разработка эффективных методов помощи семьям, воспитывающих детей с отклонениями и особенностями в развитии;

• создание новых учреждений, ориентированных на специфические проблемы семьи, имеющей ребенка с той или иной формой средовой дезадаптации. Нормативно-правовое обеспечение обучения и воспитания детей с нарушениями речи определено законодательством Российской Федерации. Логопед образовательной организации, оказывая помощь семье ребенка с нарушением речи, учитывает социально-правовой статус ребенка, который гарантирует реализацию ряда прав и обязанностей. Обучающиеся с речевым нарушением в образовательной организации могут относиться к категории: обучающийся с особыми образовательными потребностями и/или ребенок-инвалид.

Социально-правовой статус «обучающийся с особыми образовательными потребностями» введен в образовательное пространство Законом РФ «Об образовании» 2012 г. для лиц, имеющих физические и (или) психологические (в том числе речевые) недостатки развития, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией (ПМПК, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Под специальными условиями понимается использование:

• специальных образовательных программ (адаптированных образователь- ных программ – АОП);

• специальных методов обучения и воспитания;

• специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;

• специальных технических средств обучения;

• услуг ассистента (помощника);

• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

обеспечение доступа в образовательную организацию и др. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями определяется адаптированной образовательной программой (АОП). При наличии в образовательной организации классов (групп) для обучающихся со сходными нарушения- ми развития для них разрабатываются адаптированные основные образовательные программы (АООП) по уровням образования, а при совместном (инклюзивном) обучении для каждого обучающегося с ОВЗ разрабатывается АОП.

Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» гарантирует ребенку-инвалиду:

1) получение образования в соответствии с его способностями и возможностями в адекватной его здоровью среде обучения в целях адаптации и интеграции (реинтеграции) в общество, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки их к трудовой деятельности и семейной жизни;

2) индивидуальную программу реабилитации (ИПР) в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПР/ИПРА) разрабатывается и выдается федеральными государственными учреждениями МСЭ, каждая имеет свой порядковый номер и, кроме прочего, включает мероприятия психолого-педагогической реабилитации и абилитации. С учетом ИПРА (ИПР) и на основании рекомендаций ПМПК при участии родителей консилиум образовательной организации разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР, где в соответствии со спецификой психического (речевого) развития ребенка отражены его особые образовательные потребности.

Для всех детей с речевым нарушением законодательство РФ гарантирует следующие:

• начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития;

• ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;

• использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии, обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;

• индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

• максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

ФГОС ДО и ФГОС НОО ориентирует образовательную организацию на тесное сотрудничество с семьей, на оказание помощи и поддержки семье, на повышение компетенции родителей в развитии индивидуальных способностей ребенка и необходимой коррекции нарушений развития.

Права и обязанности родителей обучающихся с нарушением речи

В соответствии с законом «Об образовании» родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей. Они, как и государство, вы- ступают заказчиками образования своих детей, имеют право выбирать систему и форму обучения, «обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. … образовательные организации оказывают помощь родителям … в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

Права родителей :

1) преимущественное право на воспитание и обучение детей перед всеми другими лицами;

2) выбирать, учитывая мнение ребенка и рекомендации ПМПК:

• форму получения образования,

• форму обучения,

• образовательную организацию,

• язык и языки образования,

• факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого образовательной организацией;

3) дать ребенку образование в семье (дошкольное или общее) с учетом то- го, что по решению родителей на любом этапе обучения ребенок вправе продолжить образование в образовательной организации;

4) познакомиться с уставом, лицензией, аккредитацией, учебно- программной документацией образовательной организации, а также другими документами, регламентирующими организацию и образовательную деятельность;

5) познакомиться с

• содержанием образования,

• методами обучения и воспитания,

• образовательными технологиями,

• оценками успеваемости своих детей;

6) защищать права и законные интересы обучающихся;

7) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических, согласиться или отказаться от участия в таких обследованиях, получать информацию о результатах проведенных обследований;

8) принимать участие в управлении образовательной организацией (форма участия определяется Уставом образовательной организации);

9) получать консультации в ПМПК по вопросам специального образования, присутствовать при обследовании детей на ПМПК, обсуждать результаты обследования, оспаривать заключение ПМПК в установленном порядке, обсуждать рекомендации, полученные по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий обучения и воспитания детей;

10) участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ;

11) посещать занятия в образовательной организации с целью получения специальных знаний для более эффективного воспитания и развития ребенка;

12) направлять в органы управления образовательной организацией обращения о применении к работникам организации дисциплинарные взыскания за нарушение или ущемление их прав;

13) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участника- ми образовательных отношений;

14) использовать иные, не запрещенные законодательством РФ способы защиты прав и законных интересов ребенка.

Обязанности родителей:

1) заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка;

2) обеспечить получение детьми общего образования;

3) соблюдать:

правила внутреннего распорядка образовательной организации,

правила проживания обучающихся в интернатах,

• требования локальных нормативных актов по режиму занятий обучающихся,

• порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией, обучающимся, родителями, в том числе возникновение, приостановление и прекращение этих отношений;

4) уважать честь и достоинство обучающихся и работников образователь- ной организации.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родители несут ответственность, предусмотренную законом РФ.

Таким образом, взаимодействуя с семьей обучающегося с речевыми нарушениями и предлагая различные формы и методы обучения, логопед образовательной организации должен учитывать, что родители ребенка с нарушением речи могут их индивидуализировать, дополнить, расширить и развить, а также принимать или игнорировать в соответствии с взглядами, потребностями и возможностями семьи. Родители вправе проявить самостоятельность, творчество и изобретательность в воспитании и коррекции ребенка, взять на себя огромный повседневный труд обучения и развития.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы с нарушением речи «Испорченный телефон»Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы с нарушением речи «Испорченный телефон» Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группе с ОВЗ (нарушение речи) «Испорченный телефон» Цель: Совершенствование умения.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Конспект занятия «Права каждому нужны, права для каждого важны» для детей старших и подготовительных группКонспект занятия «Права каждому нужны, права для каждого важны» для детей старших и подготовительных групп Форма организации: фронтальная. Образовательная область: социально - коммуникативное развитие, интеграция: познавательное, художественно.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект РОД «Обучение рассказыванию» по развитию речи Конспект РОД по развитию речи На тему: Обучение рассказыванию: описание кукол Цель. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников,.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!»Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!» Цель: формировать умение у детей составлять рассказ из нескольких предложений, отображающих содержание картины, по плану, предложенному.

Развлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речиРазвлечение к Дню космонавтики «Путешествие в космос» в группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи Развлечение к Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»Цель: Приобщение детей к здоровому образу.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Студия анимации «Сказка за сказкой» для детей с тяжелым нарушением речи продолжает свою работу Видео Уважаемые коллеги! Мне приятно поделиться новой работой нашей студии анимации. Студия обеспечила условия для формирования художественно-эстетической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение права на обучение детей с нарушением речи
Опубликовано: 23 августа 2022 в 22:10
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД