МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему «Обитатели морей и океанов»

Лидия Семерняк
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему «Обитатели морей и океанов»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 муниципального образования Темрюкский район

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему “ Обитатели морей и океанов”

Воспитатель: Семерняк Лидия Васильевна

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему „Обитатели морей и океанов“» размещена в разделах

Г. Темрюк

2019г.

Конспект занятия на тему «Обитатели морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы.

Цель: Расширение, углубление и закрепление знания детей об обитателях морей и океанов.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек) : их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.

Развивающие задачи :

Развитие познавательных процессов

Развитие внимания и наблюдательности

Развитие мелкой моторики рук

• Обогащение и активизирование словаря детей

Воспитательные задачи:

- воспитание потребности детей в общении с живой природой, повышение интереса к познанию ее законов;

- воспитание уважения друг к другу в процессе совместного познания.

Интеграция образовательных областей:

- речевое развитие;

- познавательное развитие;

- художественное-эстетическое развитие;

- физическое развитие;

- социально-коммуникативное развитие.

Форма организации: групповая.

Методы и приё мы:

- создание игровой ситуации;

- демонстрация презентации;

- наглядных пособий

- рассказы детей, вопросы, объяснения.

Активизация словаря: зубастые и усатые киты, дельфин, акула, жабры, краб, осьминог, морж, черепаха, медуза.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, видеоматериалы.

Материалы и оборудование:

• магнитная доска, магниты

• иллюстрации с изображением морских обитателей

• загадки на морскую тематику

• физминутка

• проектор, слайды

• корабль, построенный из стульев

Ход организованной образовательной деятельности.

1. Вводная часть:

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?

Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями.

2. Основная часть:

На чем мы отправимся в путешествие? (рассуждения детей). Отгадайте загадку:

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это корабль.

Мы сейчас сядем на наш корабль и отправимся в путь!

(Дети занимают места на импровизированном «корабле», составленном из стульчиков. Звучит мелодия «Вольный ветер»).

Уселись? Возьмите, пожалуйста, свои бинокли, чтобы было удобнее наблюдать за морскими просторами и его обитателями.

Что вы видите? Я вижу бескрайние просторы моря, оно голубого цвета – небо отражается в нем, вижу легкие волны.

Давайте изобразим море и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочередно локти, совершая волнообразные движения.

Пока мы с вами изображали волны, на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же…»?

Дети: Кит! Слайд

Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?

Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.

Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?

Дети: Это фонтан.

Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).

Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе? – (высказывания детей)

Ребята, киты бороздят моря и океаны, держась как можно дальше от берега. Питаются рыбой и планктоном, а вместо ног у них ласты. - Киты похожи на огромных рыб, но на самом деле это – млекопитающие. У них нет жабр, они дышат легкими и потому вынуждены время от времени всплывать на поверхность.

Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания) : Все верно. Кит - самое крупное животное в мире. (Показывает иллюстрацию). Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.

Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей).

Воспитатель:

Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком.

- Киты не остаются подолгу на одном и том же месте. Они путешествуют по всему свету. Например, синие киты проводят лето у полюса, где много криля – мелких рачков. А зимой плывут к экватору – там теплее.

- А вы знаете, что киты бывают зубастые и усатые (беззубые).

А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?

Я вижу, отгадайте кого:

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть. ?

Дети: Дельфин! Слайд

Воспитатель: Правильно, ребята. Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания) : Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.

А что они едят? – ( ответы детей: питаются рыбой)

Физминутка

Ребята, давайте изобразим китов и дельфинов. Прыгайте в воду! Сначала вы киты: переплетите пальцы рук, вытяните руки перед собой и округлите их. Плывите, киты! (Дети бегают друг за другом по периметру групповой комнаты, изображая «кита»).

А теперь вы дельфины: сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины!

Воспитатель: Молодцы. Поплавали и опять в путь. На корабль!

Посмотрите в бинокли. Отгадайте, кого я увидела на этот раз?

Воспитатель: Эта рыба – хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно. ?

Дети: Акула.

Воспитатель: Конечно же, это акула. (Слайд).

Что вам известно об акулах? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая) : Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.

Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Ни кого не видите? Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я :

Воспитатель: Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это. ?

Дети: Краб.

Воспитатель: Верно. Слайд.

Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая) : Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.

Крабы собирают мусор, очищают морское дно.

Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.

Ну, что там опять у нас на горизонте? Приготовились отгадывать следующую загадку?

Воспитатель: Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь руко – ног!

Это чудо. ?

Дети: Осьминог.

Воспитатель: Правильно, ребята. Это осьминог. (Слайд). Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей).

Воспитатель: Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность.

А еще он может пускать краску (чернила, спасаясь от преследователя.

По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог - белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.

Физкультминутка

Давайте представим, что мы на море…

И вот перед нами море

Бушует оно на просторе Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения

А в море высокая ходит волна

И вверх до небес и вниз до дна Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения

Качает вода соленая

Водоросли зеленые Руки подняли и делают змеевидные движения

Скачут весело дельфины

Подставляя солнцу спины Ладошка на ладошке лежит, мелкие волнообразные

движения вперед

На волнах качаются

Солнцу улыбаются Руки вверх

Воспитатель:

Крылья есть, но не летает

Лихо в прорубь он ныряет

Очень важный господин

А зовут его…пингвин.

(ответы детей) (слайд)

Пингвины – единственные морские птицы на планете, которые не могут летать, но при этом отлично плавают и передвигаются по суше.

Пингвинов около 20 видов. Императорский – самый известный вид, они хорошо переживают морозы. Наибольшее поселение наблюдается на побережье Антарктиды.

Воспитатель:

Зверь клыкастый,

Вместо ног – ласты

Хвост по льду волочится

Мороза зверь не боится. Морж. (Слайд)

Морж – крупное млекопитающее, живет в Антарктиде, достигает 3,5 – 5 метров. Тело животного покрыто морщинестой кожей с бурыми волосками, жировой слой 15 см, клыки направлены вниз, помогают выбраться на поверхность из проруби. Задние конечности подвижные, морда покрыта усами. Белые медведи и касатки – враги. Питается моллюсками, ракообразными, рыбой.

Воспитатель:

За рыбой нырять ему вовсе не лень

В холодную прорубь ныряет (ответы детей). тюлень. (слайд)

Тюлени – крупные животные, форма тела вытянутая и обтекаемая, шея толстая и короткая. Тело покрыто жесткой и короткой шерстью, от холода спасает подкожный жир. При передвижении опирается на передние конечности, задние волочатся по земле. В воде находится около 10 минут и возвращается на сушу. Зрение развито плохо. Питается рыбой, моллюсками, крабами.

Упражнение «Назови ласково»

Рыба-

Хвост-

Река-

Берег-

Песок-

Плавник-

-Упражнение «Что лишнее?». Ответь и скажи почему?

Жабры, чешуя, руки, плавники.

Акула, дельфин, паук, касатка.

Река, море, океан, небо.

Воспитатель: А теперь возвращаемся на корабль. И вот вам еще загадка:

Панцирь каменный – рубаха.

А в рубахе. ?

Дети: Черепаха. (Слайд)

Воспитатель: Что вы можете сказать про морскую черепаху? – (высказывания детей).

Воспитатель: Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно. Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы – черепахи откладывают в песок на берегу моря.

Слушайте следующую загадку:

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской. ?

Дети: Конек. (Слайд)

Воспитатель: Почему его назвали коньком? – ( рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).

Воспитатель: Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой. Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.

А вот и последняя загадка:

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее?

Дети: Медуза. (Слайд)

Воспитатель: Что вы можете сказать о медузе? – (высказывания детей).

Обобщение воспитателя: Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.

Ну что ж, держим путь обратно домой. Давайте помашем морским обитателям рукой и пообещаем еще с ними встретиться.

Еще раз посмотрим в бинокль, полюбуемся морскими просторами. (Включить музыку).

3. Заключительная часть:

Воспитатель: Ну, вот мы и дома. Можно выйти из корабля. Понравилось путешествие?

С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились? – (ответы детей).

- Что вам запомнилось больше всего? – (ответы детей).

Публикации по теме:

Детский мастер-класс «Обитатели морей и океанов»Детский мастер-класс «Обитатели морей и океанов» А вы знаете, что сом В синем море невесом. А вы знаете, что кит По волнам легко скользит. И огромные суда Море держит без труда! А.

Фотоотчёт «Обитатели морей и океанов»Фотоотчёт «Обитатели морей и океанов» Сегодня хочу поделиться с вами играми и нашими работами по теме "Обитатели морей и океанов" Медузы (Дети соединяют ладони, раздвигают.

Фотоотчёт о занятии по лепке «Обитатели морей и океанов» в старшей группеФотоотчёт о занятии по лепке «Обитатели морей и океанов» в старшей группе Фотоотчёт занятия по лепке в старшей группе «Обитатели морей и океанов» Цель занятия: расширение кругозора детей и представлений об обитателях.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему «День Победы» ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «День Победы» Подготовила и провела:.

Лепка из пластилина в средней группе на тему «Обитатели морей и океанов»Лепка из пластилина в средней группе на тему «Обитатели морей и океанов»   Цель занятий. Экологическое воспитание. Формирование у детей среднего дошкольного возраста экологических представлений об обитателях.

Лэпбук «Обитатели морей и океанов»Лэпбук «Обитатели морей и океанов» .

НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы»НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы» Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Закрепить представления детей о зиме и её приметах. 2. Совершенствовать грамматический строй речи.

Панорамный макет подводного мира. Оформление тематической недели «Обитатели морей и океанов»Панорамный макет подводного мира. Оформление тематической недели «Обитатели морей и океанов» Итогом тематической недели "Обитатели морей и океанов" стало, совместное с детьми, оформление панорамного макета подводного мира. Основой.

«Радужные рыбки». Поделки детей из бумаги в рамках тематической недели «Обитатели морей и океанов»«Радужные рыбки». Поделки детей из бумаги в рамках тематической недели «Обитатели морей и океанов» Самыми многочисленными, разнообразными и конечно самыми красивыми являются рыбы. Мне с ребятами захотелось сделать ярких красивых рыбок,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему «Обитатели морей и океанов»
Опубликовано: 27 июля 2020 в 13:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД