Получи документы

Обобщение инновационного педагогического опыта по теме «Формирование экономических знаний дошкольников»

Ирина Прозорова
Обобщение инновационного педагогического опыта по теме «Формирование экономических знаний дошкольников»

Обобщение инновационного педагогического опыта

Прозоровой Ирины Николаевны,

воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №16» г. о. Саранск

Тема: «Формирование экономических знаний дошкольников»

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Публикация «Обобщение инновационного педагогического опыта по теме „Формирование экономических знаний дошкольников“» размещена в разделах

Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок подрастет и многое поймет сам? Происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развитых стран, вызывает необходимость связывать образование с экономикой на самом раннем уровне - дошкольном. В то же время экономика тесно связана с познавательным развитием детей, через экономические понятия дети познают окружающий мир. Экономические понятия воспитывают у детей трудолюбие, бережливость, честность, доброту и порядочность.

Вопрос экономического образования детей старшего дошкольного возраста стоит в настоящее время особенно остро, т. к. с одной стороны значительно возрастает информационный фон, в котором формируется интеллект детей, развивается интерес к экономическим знаниям и экономической деятельности, с другой стороны очевидна недоработанность процесса формирования элементарных экономических знаний у дошкольников.

Бережливость, трудолюбие, честность, порядочность, организованность и другие качества человека закладываются с детства. Процесс экономического воспитания дошкольников должен быть целенаправленным и систематическим. Экономическое образование ребенка- дошкольника должно быть направлено на удовлетворение его интересов и максимальную реализацию его возможностей, на развитие его любознательности и умственной активности при сохранении радости детства.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область разумного ведения домашнего хозяйства, искусство его ведения, экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных знаний:

- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

- с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: бережливость, честность, экономность, порядочность, щедрость - с другой;

- научить правильно относится к рекламе, разбираться в ней;

- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Таким образом, актуальность опыта состоит в том, чтобы за счет использования информационной среды, максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку, систематизировать работу по экономическому образованию дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для развития, саморазвития и реализации потребности дошкольников в элементарных экономических знаниях, развитие коммуникативных способностей детей. Целенаправленное планирование работы по данному направлению, взаимодействие с семьями воспитанников позволит воспитать развитого, умного, интеллектуально богатого ребенка, а также сформировать у него начальные экономические представления.

Реализация собственного педагогического опыта по данному направлению проводится в рамках инновационной деятельности ДОУ. Поэтому создание условий для экономического развития детей уделено особое внимание.

Для этого в группе есть уголок экономики, где размещен дидактический материал (литература, рисунки, картотека экономических игр, загадок).

3. Цели и задачи опыта:

Цели: формировать у детей старшего возраста экономические представления в различных видах деятельности.

Задачи опыта:

1. Образовательные:

- ознакомление с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира);

- трудовое воспитание (видение результатов своего труда, индивидуальный и коллективный труд);

2. Развивающие:

- развитие познавательной активности в ходе выполнения заданий;

- формирование навыков разумного поведения и потребления;

3. Воспитательные:

- воспитание бережного отношения к предметному миру и природе;

- способствовать повышению психолого –педагогической компетенции родителей.

3. Теоретическая база.

В своей работе я использую следующие нормативные документы и литературу:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http//fgosreestr.ru.

4. РайзбергБ. А. Современный экономический словарь. М. ,2001.

5. Смоленцева А. А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием. М. ,2003.

6. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. – СПБ. : «Детство- пресс», 2002.

7. Смоленцева А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Н. Новгород, 2000.

8. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М,: ТЦ Сфера,2002.

9. Шведова И. Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М. ,2010.

10. Слободчиков В. И., Короткова Н. А., Нежнов П. Г., Кириллов И. Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В. И. Слободчикова; М. : Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

11. Коменский Я. О. Материнская школа. М. : Книга по требованию, 2012. 104 с.

12. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Вита-пресс, 2016. 336 с.

4. Технология опыта, система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Новизна педагогического опыта по данному направлению заключается в тщательно продуманной системе работы и интеграции образовательных областей и в создании педагогической модели организации образовательно - воспитательного процесса в соответствие с ФГОС.

Работа по формированию у дошкольников элементарных экономических представлений ведется через разные виды деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную, музыкальную, театрализованную.

Работа была направлена в нескольких направлениях:

1. Создание необходимой предметно – развивающей среды в группе.

2. Работа с детьми (проводится в рамках дополнительного образования (кружок «Планета Экономики»).

3. Работа с родителями.

4. Работа с педагогами.

В результате создается единая, целостная система работы, ориентированная на реальные возможности педагогов, детей и родителей.

Для работы была создана специальная предметно-развивающая среда, учитывающая интересы и потребности старшего дошкольника. Данный материал был подобран с учётом возрастных особенностей дошкольников. Одна из таких особенностей - поэтапное формирование умственных действий. Исходя из этого, подача материала осуществлялась поэтапно, ступенчато.

На 1 этапе я заинтересовала детей, актуализировала, уточняла и систематизировала их знания о элементарных экономических представлениях в ходе проведения занятий, бесед, игр. Одновременно, мною, проводилась работа по анкетированию родителей с целью выяснения их экономических знаний.

2 этап. Следующим этапом моей работы было составление перспективного плана.

Оценку знаний осуществляла по таким критериям:

1. Приобретению детьми подготовительного дошкольного возраста экономических знаний, первичного опыта в элементарных экономических отношениях;

2. Положительному влиянию занятий на воспитание таких качеств личности как доброта, честность, щедрость, трудолюбие, бережливость, и т. п. ;

3. Развитию трудолюбия и самостоятельности, формированию навыков разумного поведения в социальной жизни;

4. Обогащению игровой деятельности.

В решении поставленных задач использовала разделы программы «Детство» - «Социальный мир», «Познавательное развитие». Также я проводила работу с родителями и педагогами. Провела консультации для родителей: «Экономика и дошкольник», «Экономическое воспитание в семье», «Климат в семье».

В групповом уголке «Для вас, родители» была размещена информация на тему: «Экономическое воспитание», где приводятся интересные факты, даются рекомендации. Была представлена тематическая выставка: «Путешествие денежки».

На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное овладение реальными практическими действиями в совместной деятельности с детьми на занятиях, развлечениях – «Ярмарка», «Аукцион». Проведенные праздники и развлечения объединяют родителей, детей и педаго Также были проведены экскурсии на кухню, где готовится еда, на прачку, где стирается белье, тем самым мной воспитывался интерес к труду, происходило знакомство с профессиями, как способом зарабатывания денег.

Я являюсь руководителем программы по дополнительному образованию «Планета Экономики», которая включает в себя 8 модулей:

. - потребности;

- труд (профессии);

- бартер;

- выгода и убыток;

- деньги;

- реклама;

- бизнес и капитал.

Так же я разработала перспективный и календарный планы проведения занятий, который предусматривает воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.). План показывает почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность. Воспитывает у детей следующие привычеки: — бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим — взрослым, сверстникам; — разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.); — экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется); — нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам. Если экономить и беречь — хорошо, то почему же жадничать — плохо? Постоянно приводятся примеры нравственных ориентиров в социально-экономической сфере на основе народной мудрости: пословиц, поговорок, сказок:

1. «Труд и продукт (товар)» ;

- басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш. Перро «Золушка», народная сказка «По щучьему велению», народная сказка «Морозко», сказки К. И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе», сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», народная сказка «Репка»;

- пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится», «Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие и плоды», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!», «Береженая посуда два века стоит», «Не зарься на чужое, свое береги».

2. «Деньги и цена (стоимость)»;

- Сказка К. И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А. Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»;

- Пословицы и поговорки: «Время — деньги», «Без копейки рубля нет», «Без хозяина деньги — черепки», «Деньги к деньгам льнут», «Ближняя копеечка дороже дальнего рубля»;

3. «Реклама»;

- Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка Г. Х. Андерсена «Новое платье короля», сказка С. В. Михалкова «Как старик корову продавал»;

- пословицы и поговорки «Терпенье и труд все перетрут» и т. д.

Таким образом, происходит обогащение, систематизация полученных знаний детьми.

5. Анализ результативности.

Необходимо отметить, что те знания и представления, которые дети получили на занятиях, экскурсиях, в беседах, становятся отправной точкой для более глубокого изучения вопросов, связанных с экономическим образованием. Прежде всего, дети стали иначе смотреть на мир вещей, труд людей, поняли необходимость получения той или иной профессии, обогатился их словарный запас, пополнился новыми выражениями и оборотами речи. Хочется отметить, положительно отношение родителей к данной теме. Совместная работа с родителями дала положительный результат по усвоению знаний детьми, они активно участвовали в организации экскурсий, праздников, развлечений, аукционов тематической выставки «Путешествие денежки».

6. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Опыт работы по данному направлению перенимается педагогами МДОУ «Детский сад №16» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений города.

Публикации по теме:

Обобщение инновационного опыта работы «Ритмы жизни дошкольной группы в рамках стандарта: традиции, ритуалы» «Ритмы жизни дошкольной группы в рамках Стандарта: традиции, ритуалы». Автор статьи: Алексеева Е. Г., воспитатель МБДОУ «Детский сад №11.

Обобщение педагогического опыта «Игровые технологии в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 г. Сосногорска» Обобщение педагогического опыта.

Обобщение педагогического опыта «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольников» Тема: «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольников». Автор: Заздравных Галина Николаевна АктуальностьФедеральный.

Обобщение педагогического опыта «Формирование положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом» Формирование положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом средствами информационно-коммуникационных технологий.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта «Формирование творческих способностей обучающихся на занятиях модульным оригами» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района.

Обобщение педагогического опыта по теме «Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческих способностей» Обобщение педагогического опыта по теме: «Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческих способностей детей»1. Условия.

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие речи в дошкольном возрасте» Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании.

Обобщение педагогического опыта работы Технология обобщения и описания педагогического опыта по здоровьесбережению и развитию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Мое педагогическое.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение инновационного педагогического опыта по теме «Формирование экономических знаний дошкольников»
Опубликовано: 26 сентября 2018 в 15:06
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД