Светлана Перехожева
Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие речи в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как одно из основ воспитания и обучения детей. Содержание и уровень развития речи детей определяется характером их общения, как с взрослыми, так и сверстниками.
Основной целью работы для меня — совершенствование речевого развития воспитанников.
Публикация «Обобщение педагогического опыта по теме „Развитие речи в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
Задачи, которые были поставлены перед собой, для решения этого вопроса, следующие:
1. Создание речевой среды, которая дает образцы языка.
2. Развитие речевой активности детей через все виды деятельности (непосредственно образовательная деятельность и образовательная деятельность в режимных моментах).
3. Создание в группе условий для речевой практики самих детей.
Речевой средой является, прежде всего, речь взрослых, как в семье, так и в детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое мы осуществляем в разных формах в течение всего пребывания ребенка в детском саду. Непосредственная образовательная деятельность включает в себя разные виды занятий: с предметными и сюжетными картинками, с дидактическими игрушками, небольшие игры-инсценировки по произведениям устного народного творчества. Такое дидактическое общение дает возможность создать в группе речевую среду с высоким развивающим потенциалом.
Учитывая, что дети строят свои высказывания на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, т. е. подражают им, стремлюсь использовать правильную образную речь, которая помогает детям познавать окружающий мир и освоить язык.
Для этого использую лучшие образцы родного языка, с раннего возраста развивая интерес и любовь к народным сказкам, потешкам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Это замечательное средство развития речи детей, о чём неоднократно писал великий русский педагог К. Д. Ушинский.
Первое знакомство малыша со стихотворными текстами обычно происходит при умывании, одевании, кормлении, во время игр с ним. Поэтому всегда сопровождаю свои действия и бытовые действия детей словами песенок и потешек. Дети постепенно начинают узнавать их, а затем приговаривать, повторяя отдельные созвучия, заключенные в наиболее ритмичных песенках. И эта активность детей делает радость встречи с художественным словом более полной, ярче раскрывает ритмичность стиха.
Наиболее любимы детьми песенки игрового характера. Едва начнешь перебирать один пальчик малыша за другим, соединяя их и приговаривая: «Пальчик — мальчик…», дети уже ждут момента, когда надо будет расставить пальчики и повертеть руками под слова: «песни пел». При продолжении потешки «Песни пел да плясал, родных братьев забавлял», малыши с удовольствием поворачивают в разные стороны обе ручки с растопыренными пальчиками — «пляшут» все мальчики, все «братцы». Это развивает у них чувство ритма, воображения, но главным образом вызывает веселье, доставляет радость от общения, развивает речевую активность.
Сопровождая словами песенок и потешек зрительное восприятие малыша, его собственные действия и свои действия с ним, стараюсь вызвать у ребенка эмоциональную приподнятость и создать условия для интуитивного овладения значениями слов. Так, при умывании ребенка, согласовываю свои движения со словами потешки «Водичка, водичка…» и малыш со временем начинает улавливать значение слов «щечки», «роток», «глазки». С этой же целью часто обыгрываю стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик» при одевании детей зимой на прогулку.
В работе с детьми использую загадки. С их помощью проверяется сметливость, оценивается знания, воспитывается пытливость ума. Загадки развивают мышление, фантазию, эстетическое и нравственное восприятие окружающего мира. Главная ценность загадок — образность. Именно из-за яркой образности загадки использую как развлечение для детей. Подбираю яркие, понятные детям по смыслу загадки, текст читаю выразительно, эмоционально, сопровождаю его показом игрушки или картинки. Например, помещаю игрушечную кошку в маленький домик или красивую коробку. Затем, доставая игрушку, читаю загадку: «Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. Мяу! Мяу!». А затем спрашиваю: «Кто это?». Если ребенок молчит, отвечаю за него: «Это кошка». Отдаю ему игрушку. Пусть он ее погладит, поиграет с ней. Так обыгрываю и другие загадки. Этот прием побуждает детей к пониманию речи, уточняет восприятие предметов, учит выделять характерные признаки предмета.
Для более глубокого проникновения в художественное произведение ребенку нужно собственное участие, действие. Поэтому, читая стихотворение «Лошадка» А. Барто, предлагаю детям поочередно «причесать лошадку», «гребешком пригладить хвостик»; при чтении стихотворения «Зайка» — погладить, пожалеть игрушечного зайку. Такое свободное и естественное соединение художественных произведений с бытом детей, с их непосредственными впечатлениями дает возможность им ближе понять смысл произведения. В итоге, дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.
Сопровождение художественным словом наблюдений природных явлений на прогулке, за птицами, животными дает возможность сделать детские впечатления более яркими, точными. Например, в осеннюю непогоду строки из стихотворения А. Кольцова «дуют ветры, ветры буйные, ходят тучи, тучи черные…» помогли малышам заметить нависшие над землей тучи. Радость детей при виде вдруг выглянувшего солнца стала ярче, потому — что их впечатления были подкреплены словами песенки «Солнышко — ведрышко…», стихотворением А. Прокофьева «Солнышко ясное, нарядись…». Наблюдая снегопад, сначала прочитала стихотворение А. Барто «Снег, снег кружится…», а затем предложила детям «встать в кружок, завертеться, как снежок». Считаю, что благодаря сочетанию зрительных восприятий с яркими поэтическими образами перед малышами шире раскрывается красота окружающего мира, им становится понятнее содержание, значение образных выражений.
Развитию речевой активности малышей способствуют вопросы, которые дают возможность привлекать их к подражанию крику птиц, животных, например: «Как кричит петушок (лает собачка, мяукает кошка? Кто поёт «ку-ка-ре-ку»?» и т. д. Их сочетаю с приемом поручений: покажи, открой, принеси и назови, найди, где спрятано, позови и тому подобное. Этот прием мы используем как с детьми до полутора лет для развития звукоподражательных слов, так и более старшими, где основной задачей является замена их общеупотребительными словами. В итоге, у большинства детей в активном словаре достаточно много существительных — названий животных, они понимают слова, обозначающие их способы передвижения (летает, бегает и т. д., способы питания (клюёт, лакает, голосовые реакции (мяукает, летает).
В группе созданы необходимые условия для речевой практики детей: имеется книжный уголок, где размещены книги, достаточное количество предметных и сюжетных картинок. Уделяю достаточное внимание работе с книгой, и это способствует развитию речи детей. Работу с книгой начинаю с показа иллюстрации к уже знакомому детям произведению. С раннего возраста дети учат потешку «Сорока — белобока», а затем ее вариант «Сорока, сорока». К обоим вариантам есть три цветных рисунка Ю. Васнецова: на первом рисунке сорока варит кашу, на втором — зовет к себе гостей, на третьем — «гости прилетели, на крылечко сели». Иллюстрации богаты множеством интересных подробностей; художник выделяет главное с помощью композиции и цвета. В начале, показываю детям два рисунка и поясняю, что филин, утка, заяц и белка — гости сороки. Более подробно рассматриваю этих персонажей с детьми при следующих рассказываниях потешек, дети проговаривают названия животных.
Сказка «Репка» хорошо проиллюстрирована А. Елисеевым. Рассматривая с детьми рисунки, стараюсь донести до детей художественные характеристики персонажей и передать малышам то настроение, которое хотел вызвать художник.
По мере усвоения малышами навыков вглядываться в иллюстрации и замечать в них характерные подробности, я стала все чаще предоставлять детям возможность самим повторно рассматривать знакомые рисунки. Постепенно они начали правильно узнавать, к какому произведению относится тот или иной рисунок, называть персонажей, какой эпизод изображен на нем.
С новыми произведениями знакомлю поэтапно, часто возвращаюсь к хорошо знакомым сказкам, стихам, потешкам. Постепенно, к концу года, стараюсь соединить чтение уже знакомого произведения с чтением нового, близкого по содержанию ( например: «Цыпленок и Утенок» В. Сутеева, «Цыпленок» К. Чуковского с рассказом «Курочка» Е. Чарушина).
Частое чтение литературных текстов, умелое их сочетание с непосредственными наблюдениями, с различными видами детской деятельности, с рассматриванием рисунков научили детей вслушиваться, вглядываться в окружающее.
Лучшему пониманию произведений устного народного творчества, сказок, авторских стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Для этого в группе имеется: образные игрушки, куклы настольного театра. Перед инсценированием даю детям возможность рассмотреть будущих «артистов» — игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки «Репка», «Теремок» и другие. Таким образом, то, что ребенок впоследствии будет просто слушать, я сначала предлагаю увидеть в театре игрушек.
Показы спектаклей настольного кукольного театра обогащают деятельность детей, хорошо стимулируют их речевую активность, эмоциональное отношение к содержанию спектакля и его героям.
Особенно важна такая работа для малышей с недостаточно развитой речью. С такими детьми работаю индивидуально в утренние и вечерние отрезки времени, когда в группе детей не много: рассматриваю с ними иллюстрации, играю в пальчиковые игры, пытаюсь вовлечь их в элементарное инсценирование произведений. Вопросами, подсказками помогаю им припомнить потешку, сказку, стихотворение. Индивидуально адресованная речь помогает привлечь большее внимание ребенка, повышает эмоциональное значение слова и способствует его активной речевой реакции. При виде забавных ситуаций, полных динамики, шутки, такие дети охотнее говорит. То, что малыши делали первое время лишь в контакте со взрослым, к концу года они могут делать уже сами.
Получить положительные результаты в речевом развитии своих воспитанников можно только при активном взаимодействии с родителями. Провела групповое родительское собрание, где подробно остановилась на речевом развитии детей, предложила им «Примерный тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста», что, несомненно, помогло родителям сориентироваться в подборе детской художественной литературы и игр для занятий с детьми дома. Оформила папки-передвижки по темам: «Почему ребенок не говорит», «Как занять ребенка», «Развитие речи детей», «Формирование выразительности речи младшего дошкольника», дала консультации по использованию пальчиковых игр для развития мелкой моторики, рекомендовала необходимую литературу. Особое внимание уделила беседам с родителями детей с задержкой речевого развития.
Анализируя диагностику развития своих детей наблюдаю положительную тенденцию в речевом развитии у наших воспитанников: они называют предметы на картинках, всё чаще облегченные слова заменяют правильными, отвечают на вопросы в реальной ситуации и по картинке, с удовольствием договаривают четверостишия в знакомых стихах, подпевают в песенках, используют полные ответы на вопросы при общении с взрослым и детьми.
В перспективе предстоит работа по развитию активной речи детей : расширению словаря, развитию потребности в общении посредством речи.