Мария Калоева
Обобщение педагогического опыта на педсовете
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта на педсовете
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №62» д. Старая
Обобщение педагогического опыта на педсовете по теме :
«Театрализованная деятельность как средство развития связной, диалогической и монологической речи».
Воспитатель:
Морозова М. Ф. 1 кв. категория
2017-2018 уч. год
Цель: обобщение педагогического опыта работы на педсовете
Задачи:
Публикация «Обобщение педагогического опыта на педсовете» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
1. Познакомить с методами и приемами развития связной, диалогической и монологической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
2. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов через театрализованную деятельность.
3. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми.
Добрый день, уважаемые коллеги! Чтобы поднять вам немного настроения начну свое выступление с четверостишья:
Стою на сцене, зал затих,
И я молчу, не вспомнить стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом!
Ну, а если серьезно, хочу вам представить из своего опыта работы, тему «Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста».
Слайд 1,2
Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Говоря проще, идет всестороннее развитие ребенка.
Театр, как и любой другой вид искусства, имеет свои формы и методы работы с детьми. (Слайд 3)
В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.
Так как у нас много групп и они все разного возраста мне нужно 4 человека, хотелось бы видеть опытных педагогов (называем педагогов). Нам нужно решить ситуации с применением различных форм, методов и приемов в работе с детьми. Этот опыт может быть ценным, и для молодых педагогов. (Раздаем ситуации).
Ситуация №1 "Об отверженном ребёнке"
В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.
1. Исследовательская задача:
• Что есть? - есть группа детей и отдельный мальчик, с которым не хотят играть,
• Что не устраивает? - дети игнорируют мальчика, не принимают в игры,
• Что нужно? - чтобы дети приняли мальчика в круг общения.
2. Прогнозная задача: помочь мальчику войти в детское общество
3. Изобретательская задача:
- выявить способности мальчика, значимые для других детей;
- подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети.
- поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.
4. Идеальный конечный результат: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.
Ситуация №2
Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.
1. Исследовательская задача:
• Что есть? - гиперактивный ребёнок.
• Что не устраивает? - его излишняя подвижность мешает ему выполнять учебные задания, предлагаемые воспитателем.
• Что нужно? - чтобы ребёнок имел возможность выполнять задания для усвоения навыков.
2. Прогнозная задача: «Обратить вред с пользу»
3. Изобретательская задача:
- Выработать единый подход к ребенку, который окажется приемлемым и для родителей, и для педагогов.
- Выбрать эффективную стратегию, например, использовать тактильный контакт, т. е. в детском саду укладывая ребенка спать в тихий час, педагог, садясь рядом с ребенком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова, снижая напряженность.
- излишняя подвижность ребёнка должна стать обязательным условием выполнения задания.
- дать ребенку почувствовать свою успешность в определенной деятельности.
4. Идеальный конечный результат: материал, с которым работает ребёнок, размещается в разных местах комнаты. Выполнив одно задание, ребёнок должен узнать (отгадать, прочитать по схеме и т. д., где "спрятано" следующее задание и переместиться в нужную часть помещения.
Ситуация №3
Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, а ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясёт рукой, встаёт с места, выкрикивает.
1. Исследовательская задача:
• Что есть? - нетерпеливый ребенок.
• Что не устраивает? –ребенок часто перебивает педагога и сверстников, давая личные оценки происходящему.
• Что нужно? – чтобы ребёнок не мешал образовательному процессу группы.
2. Прогнозная задача:
- сформировать моральное и нравственное сознание недисциплинированного ребенка, двигательную и волевую регуляцию.
3. Изобретательская задача:
- познакомить детей с правилами этикета с помощью литературных произведений юмористического характера.
- тренировать усидчивость и поощрять за спокойное поведение.
- отсаживать недисциплинированного ребенка за другой стол таким образом, чтобы он видел своих сверстников за работой. Такая «изоляция» почти всегда успокоительно действует на ребенка.
- установить правила поведения на занятиях и предупредить о последствиях их несоблюдения.
4. Идеальный конечный результат: «Я понимаю, что вам очень интересно и хочется сказать всем. Но чтобы слышать, что говорят товарищи, давайте договоримся, говорить будет тот, у кого в руках микрофон». В данном случае предмет в руках ребенка несет дополнительный тройной стимул — признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы взрослые сами частенько крутим что-нибудь в руке при важном разговоре) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего.
(Раздаем ситуации).
Ну, а пока педагоги готовятся, мы рассмотрим модели речевой активности. (Слайд 4) Исходя из опыта работы, мы заметили, что у детей развивалась мелкая моторика, воображение при составление сказки, улучшалась интонационная выразительность речи. (Слайд 5). А так же во всем активными участниками являлись родители. В нашей группе присутствует уголок для родителей, где мы вывешивали консультации, родители помогали нам в изготовлении театральных костюмов, масок, в организации театрализованных праздников. (Спросить у педагогов готовы или нет, Зачитываем ситуацию, озвучиваем решение, делаем вывод, обязательно спросить у зала как бы поступили они в той или иной ситуации.) Давайте проанализируем сложившиеся педагогические ситуации и найдё м пути их решения: Делаем вывод после каждой ситуации.
Вернемся к опыту работы. Слайд №6.
Итак, мы знаем, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников – это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.
Одной из форм развития связной речи является игра-драматизация. Игрой драматизацией можно рассмотреть как ситуативную, так и педагогическую задачу. Игра-драматизация самый «разговорный» вид театрализованной деятельности. Во время игры дети раскрепощаются, вживаются в роль, представляют себя героями из сказок.
Театрализованная игра:
Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);
Совершенствует артикуляционный аппарат;
Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.
Например: Ребенок на улице нашел шприц или какой-то незнакомый предмет, Что будем делать?
(Слайд №7,8)Так как наша развивающая предметно-пространственная среда сформирована, и у нас имеются различные виды театра, такие как: Пальчиковый театр, он развивает мелкую моторику, с помощь этого театра мы можем проводить различные пальчиковые игры.
(Слайд№9,10) Театр картинок и фланеллеграф, который помогает развить мышление, логику, память, ловкость и умение управлять своими движениями.
(Слайд №11)Конусный, настольный театр помогает координировать движение рук и глаз.
(Слайд №12) Театр топотушки, помогает развить словарный запас, знакомит с народным творчеством.
(Слайд №13) Театр кукол би-ба-бо, помогает стеснительным детям раскрыть свои возможности, так как сам ребенок находится за ширмой и он никого не видит, вживается в роль куклы. Происходит полная социализация.
(Слайд№14,15,16) Театрализованная деятельность-это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей, умения выражать свои чувства, эмоции. И вообще по средствам театра можно решить любые пед. задачи, и ребенок будет развиваться всесторонне.
Спасибо за внимание!