Елена Вытяева
Обобщение педагогического опыта «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с. Балтай»
Балтайского муниципального района Саратовской области
Обобщение педагогического опыта работы
на тему:
«Экологическое воспитание дошкольников»
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории
Вытяева Е. В.
2016 – 2017 уч. год
Оглавление
1. Основные характеристики опыта…1
1.1 Аннотация….1
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
1.2 Актуальность опыта….1
1.3 Новизна опыта…. 4
2. Технология опыта….7
2.1 Цели и задачи учебной деятельности…7
2.2 Этапы реализации опыта….8
3. Организация работы с детьми по экологическому воспитанию….11
4. Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию дошкольника… 12
5. Работа с семьей…14
Список использованной литературы… .16
Приложение ….17
Выводы… ….29
1. Основные характеристики опыта
1.1 Аннотация
Думаю, что всем нам тревожно за то,
что творится вокруг нас и в жизни и в природе:
не храним, что имеем `
не щадим, не жалеем,
ни за что не в ответе,
словно самую малость
нам на этой планете
жить и править осталось…
1.2 Актуальность опыта
В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди.
«Здоровье нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - заявил Дмитрий Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. По мнению Дмитрия Медведева, «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретают экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.
Инновационные технологии получили свое новое развитие в экологическом образовании, поскольку характер экологических знаний обуславливает не только разнообразные формы пограничного объединения смежных предметов, но и интеграцию различных областей воспитания и обучения дошкольников.
Разработка и реализация экологических программ сопровождается:
- Р. I п. 1.1. ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
- Р. I п. 2.8 Содержание образовательной программы дошкольного образования должно отражать аспекты образовательной среды для ребенка: предметно-пространственная развивающая экологическая среда, характер взаимодействия с ребенком, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому
- Относительно новые формы методической работы по экологическому образованию, связанные с использованием ИКТ: - электронные рассылки материалов - онлайн конференции, семинары - вебинары; скайп-консультации - мастер-классы, тематические консультации в интерактивном режиме на сайтах муниципальных методических служб - виртуальные методические выставки образовательных ресурсов - Интернет – мастерские.
Выделяют следующие направления инновационной деятельности:
-Реализация личностно - деятельностной технологии развития интегративных качеств дошкольников в информационно-образовательной среде ДОУ
-Обеспечение комфортных условий для личностного развития и социализации обучающихся через проектирование, организацию и осуществление событийного подхода.
- Инициирование процессов педагогически обоснованного включения средств информационно-коммуникационных технологий в организацию образовательных событий.
- Преобразование развивающей предметно-пространственной экологической среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
- Разработка механизмов и инструментов реализации ФГОС дошкольного образования, способствующие повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в области экологического образования в профессиональной деятельности.
- Внедрение новых форм сотрудничества с родителями, социальным окружением, используя ресурс информационного обеспечения субъектов образовательного процесса, принципы событийного подхода.
Эти направления экологического воспитания успешно реализуются посредством инновационных видов образовательных технологий, таких как:
- проектные методы,
- экологическая тропинка,
- социально-игровые методы,
-Мультимедийная презентация,
- использование компьютерных технологий
Одним из принципов развития современного дошкольного образования, предложенным Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы, является принцип интеграции образовательных областей.
В настоящее время перед ДОУ поставлена задача – предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка на определенную тему, в котором будут гармонично объединены образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции.
Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.
В рамках экологического образования предметно – пространственная среда в дошкольном учреждении способствует:
- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм);
- предпочтение объектам природы перед искусственными предметами;
- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
- формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
- экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.).
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды.
2. Технология опыта
2.1. Цели и задачи учебной деятельности
Цель опыта : способствовать воспитанию экологической культуры дошкольников посредством использования проектной технологии.
Задачи:
• развивать познавательный интерес к миру природы;
• формировать понимание того, что в природе все взаимосвязано, и поэтому нарушение одной из связей, неизбежно влечет другие изменения;
• способствовать формированию экологической культуры и экологического сознания в процессе ознакомления с природой родного края;
• формирование у детей потребности видеть и понимать прекрасное в природе, в самовыражении в природоохранной деятельности;
• воспитывать бережное, гуманное, охранительное отношение к природе;
• привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к объектам природы, к природным явлениям, которые окружают ребенка в различных видах детской деятельности.
Задачи:
1. Создать и правильно использовать развивающую экологическую среду в ДОУ, в семье для воспитания у детей экологической культуры.
2. Формировать представления детей о том, что люди, растения и животные обладают способностью приспосабливаться среде обитания, к суточным и сезонным изменениям в природе.
3. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
4. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе.
5. Воспитывать любовь к животному и растительному миру.
6. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.
7. Информировать дошкольников об экологической ситуации в селе, области, мире и о влиянии ее на здоровье людей.
8. Развивать у детей желание сохранять окружающий мир природы;
9. Совершенствовать предметно-развивающую среду;
10. Развивать познавательную активность и любознательность;
11. Совершенствовать педагогическую культуру родителей по вопросам экологического воспитания.
2.2. Этапы реализации опыта
1-й этап— аналитико– диагностический: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подбор научно-популярной и художественной литературы о птицах, проведение диагностики.
2-й этап— практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3-й этап — аналитико-обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Перспективное планирование по видам детской деятельности
Экскурсии — один из основных форм организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения» Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыты строятся на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Я использую художественную литературу о природе. Произведения глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада, некоторые подбираю самостоятельно. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.
3. Организация работы с детьми по экологическому воспитанию
Организация работы по экологическому воспитанию дошкольников осуществляется поэтапно.
Этапы работы:
1 этап - подготовительный (методическое обеспечение, разработка программы с учетом регионального компонента).
2 этап - социометрический (мониторинг (педагогическая диагностика) индивидуального развития детей по экологическому воспитанию).
3 этап - реализация образовательной деятельности ( организация предметно-развивающей среды с учетом требований ФГОС ДО: центр природы в группе, уголок леса, сада, огород, поле на территории ДОУ и т. п.).
4 этап - методы и формы работы с детьми ( методы: наглядные, словесные, практические, активные; через все формы образовательной деятельности: нод, режимные моменты, самостоятельная деятельность, взаимодействие с родителями).
5 этап - пропаганда педагогических знаний (через разнообразные формы работы с родителями).
6 этап - контрольно-аналитический (мониторинг (педагогическая диагностика) индивидуального развития детей).
4. Нетрадиционные формы работы по экологическому
воспитанию дошкольника
Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Именно в дошкольном возрасте создаются и накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент бережного отношения к природе.
Современные подходы в экологическом образовании нашли широкое отражение в научной литературе, но в то же время этот вопрос требует постоянного внимания, глубокого изучения, а также разработки новых подходов и методик, отвечающих современным требованиям общества.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. С точки зрения экологического образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать: познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию нравственных качеств ребенка, формированию экологически грамотного поведения и экологизации различных видов деятельности ребенка
Работа по экологическому воспитанию проводится в режимных моментах и в совместной деятельности детей с учетом комплексно-тематического плана и интеграции образовательных областей.
Более интересными я считаю следующие формы и методы: проектный метод, экологическая тропа, экологический театр, экологические выставки и экспозиции, опытно- экспериментальная деятельность, использование компьютерных технологий и мультимедийные презентации и многое другое.
Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов, дающий возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Мы с детьми реализовали проект: «Покормите птиц зимой». Нет более благоприятного времени для общения детей с природой, чем лето.
. С детьми инсценировали такие сказки как «У солнышка в гостях», «».
Работа над экологическими постановками приносит свои плоды, дети стали более эмоциональнее и стали относиться к природе бережнее. Конечно, юным актерам еще не все дается. Как оказалось труднее всего для них входить в роль. Данный вид работы мы считаем очень перспективным, работу в этом направлении будем продолжать.
Чтобы плодотворно и полноценно решать задачи мало измениться самому педагогу, но и необходимо наладить контакт с родителями. В группе я провожу родительские собрания, зимой изготовили кормушки, провожу консультации «Экологическое воспитание в семье» «Памятка для родителей по экологическому воспитанию», участвовали в районном конкурсе «Делами добрыми едины» (3 место). Для благоустройства территории вместе с родителями изготовили героев для участка.
Нетрадиционные формы работы позволяют расширять представления детей о природе, воспитывать гуманное отношение к живому, побуждать к эстетическим переживаниям, связанными с природой, решать задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности. И данная работа приносит свои результаты. Совместно с детьми мы участвуем в конкурсах различного уровня и имеем призовые места.
Образовательные программы по экологическому воспитанию согласно ФГОС дошкольного образования направляют наше внимание на основную концепцию смены Эгоцентрической модели на ЭКОцентрическую, где человек часть этого мира. За это сегодня отвечаем и несем ответственность мы с Вами взрослые.
И как сказал В. А. Сухомлинский «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
5. Работа с семьей
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников.
Работая с детьми по теме "Экологическое воспитание", мы учим каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаем, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи.
Формы работы с родителями:
- Беседы о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, к родному краю, советы, какие для этого надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи (голосов птиц, шума леса и т. п., различные видеофильмы.
- Привлечение родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами.
- Участие родителей в оформлении уголка природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление кормушек и т. д.)
- Оформление стенда по экологии, где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.
- Консультации для родителей,
- Можно завести папку-копилку, в которую вместе с родителями собирать рецепты лечебных напитков, "бабушкины советы".
- Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, можно провести анкетирование. Ответы родителей помогут выявить увлечения взрослых и детей, обозначат проблемы, требующие педагогической помощи.
Постоянно ищем новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции, а взрослому лучше понять ребенка.
К организации поисковой и творческой деятельности детей я подключаю родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта я предлагаю детям задания (приготовить рассказ, сказку, альбом с рисунками, плакат в защиту животных, гербарий, фотографии и т. д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, я их тщательно продумываю. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости я могу предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.
Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.
Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями. Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении.
В нашей группе организован игровой уголок: здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие экологические игры. Имеется библиотека, в которой находится познавательная, художественная, научно-популярная детская литература. В этой части экологического уголка дети читают, рассматривают иллюстрации о природе, проводят беседы, обсуждают прочитанное.
Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой целью я оформляю соответствующие стенды, провожу консультации, экскурсии, собрания. Родители активны, помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории детского сада. А мамы активно участвовали в выставке «Осенняя, зимняя фантазия». В своих работах они отразили темы природы: это пейзажи, животные, цветы, птицы. Большую помощь родители оказывают при содержание природного уголка. Принимают участие в весеннее – осенних работах на цветнике и огороде, оказывают помощь в изготовлении пособий и атрибутов, помогают проводить праздники и прогулки.