Получи документы

Обобщение опыта по теме «Использование элементов ТРИЗ в условиях ФГОС до»

Елена Седова
Обобщение опыта по теме «Использование элементов ТРИЗ в условиях ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение опыта по теме

«Использование элементов ТРИЗ в условиях ФГОС

ДО»[/b]

Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, в связи с чем возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

Публикация «Обобщение опыта по теме „Использование элементов ТРИЗ в условиях ФГОС ДО“» размещена в разделах

Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Не случайно ученый-дидакт А. Н. Несмеянов говорил «Главное, что должно дать образование и о чем часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом».

Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения (дидактические игры, конструкторы и игрушки-трансформеры, занятия-путешествия). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьёзная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?

Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает практиков использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. К таким технологиям относится технология ТРИЗ. (слайд 2)

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач

(слайд 3) ТРИЗ была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.

Технология Г. С. Альтшуллера в течение ряда лет в 70— 80-х годах XX в. широко использовалась в работе с детьми школьного возраста. В детский сад программа ТРИЗ пришла в 1987 г. благодаря случаю. Участники одного из семинаров попросили показать занятие по программе ТРИЗ с детьми школьного возраста, но по ошибке слушателей привезли в детский сад в подготовительную группу. Это недоразумение позволило тризовцам «открыть» для себя способности детей-дошкольников и новый возраст приобщения ребёнка к решению изобретательских задач.

Что же такое ТРИЗ? (слайд 4)

Ответ прост – это уникальный инструмент для:

- поиска нетривиальных идей,

- выявления и решения многих творческих проблем,

- развития творческого мышления, формирования творческой личности.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.

Педагогическое кредо "тризовцев" (слайд 5)

каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Необходимо учить дошкольников анализировать конкретную ситуацию и находить оригинальные пути ее разрешения. Обучение проводится с помощью занятий, игр, сказок, различных тестов.

(слайд 6) Девиз тризовцев – "Можно говорить все". И дети говорят, придумывают. Выслушивать нужно каждого желающего. Пусть учатся возражать воспитателю и друг другу, но аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая. Детям нужно давать только положительную оценку: "интересно", "необычно", "любопытно", "хорошо", "молодец" и т. д.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощённость мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

(слайд 7)Элементы ТРИЗ можно применять на НОД, в режимные моменты, при индивидуальной работе, на прогулках, т. е везде и всегда.

Алгоритм решения изобретательских задач (слайд 8)

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить её находить. Если ребёнок задаёт вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребёнок сам нашёл ответ. Если же не задаёт вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребёнка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

ТРИЗ представляет собой совокупность методов, которые позволяют решать эти самые изобретательские задачи.

Методы ТРИЗ : :

1. Данетка

2. Метод противоречий

3. Мозговой штурм

4. Синектика или метод аналогий

5. Метод «Робинзона»

6. Метод «Системный оператор»

7. Метод фокальных объектов. – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки

Метод «ДАНЕТКА» (слайд 9)

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме.

Этот метод даёт возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Игра «Да-Нетки» или «Чёрный ящик», «Угадай, что я загадала»

Цель игры: Учить классификация объектов, учить находить задуманный предмет, отсекая все лишние признаки, учить слушать и слышать друг друга.

Например: ЯБЛОКО

Метод «ПРОТИВОРЕЧИЙ» (слайд 10)

Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

Игра «Чёрное-белое», «Хорошо-плохо», «Нравится –не нравится», «Маятник» (СЛАЙД 11)

Цель: Учить выделять противоречия в предметах

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. ( Пример: “Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного.. . Плохо – они быстро рвутся.. . и т. д.)

Игра «»Цепочка-рассказ», «Соедини нас» (СЛАЙД 12)

Цель: установление ситуативных связей

Необходимо составить цепочку- рассказ: «Как от яблони перейти к ложке?» Как это сделать?

Воспитатель начинает цепочку, дети продолжают.

- В саду стояла яблонька, на которой …

- Висели вкусные и спелые яблочки.

- Яблочки были спелые и поэтому сами …

- Сами падали на землю.

- Так как яблочки падали, бабушка…

- Бабушка их собирала.

- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…

- Варила вкусное варенье.

- Варенье было вкусное, поэтому…

- Внуки ели его прямо ложками.

Метод «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» (СЛАЙД 13)

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Темами мозгового штурма могут быть такие:

• как не намокнуть под дождём;

• как мышам достать сыр из-под носа кота;

• как выгнать лису из зайкиной избушки;

• как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;

• как оставить кусочек лета в зиму.

Для воспитателей: «Вы уехали на 2 недели на курсы в курган, а дома необходимо поливать цветы» ваши варианты решения данной проблемы.)

Метод «СИНЕКТИКА» (СЛАЙД 14)

Это так называемый метод аналогий:

Личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребёнку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

Например: -покажи сдувшийся шарик;

-представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а очень хочет спеть песню. Промяукай «В лесу родилась ёлочка»

Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолёт - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т. д.).

(СЛАЙД 15)

Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость, изобрази любовь).

Символическая аналогия.

Сравнение предметов по их свойствам.

- по форме (круглый, как)

- по размеру (большой, как)

- по цвету (жёлтый, как)

- по вкусовым ощущениям (кислый, как.)

- по тактильным ощущениям (тёплый, как.)

Пример: Составление загадок. «Колобок» (СЛАЙД 16)

Д/и «Портреты — линии».(слайд 17)

Волнистая линия. - Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией? Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым. (Золушка, Белоснежка, Царевна — Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.)

Почему? Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные.

Ломаная линия. - Она похожа на молнию, на колючки, на иголки. Герои, обладающие каким характером могут быть изображены этой линией? Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые. ( : Кощей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.)

Прямая линия. - Этот герой добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый. (Иван-царевич. Иван — крестьянский сын, Иван — Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей.)

Линия, изображающую дугу. - На что она похожа? Она похожа на улыбку. Герои весёлые, озорные, смешные. (Емеля, Буратино, Питер Пен, Карлсон.)

Метод «РОБИНЗОНА» (слайд 18)

Формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету. Может проводиться в воде игры "Аукцион" в старшей группе и подготовительном классе. Воспитатель предлагает детям предмет (например, фантик от жвачки, колпачок от ручки и др.) и просит придумать ему как можно больше применений. Предмет "продается" тому, кто сделал последнее предложение.

Следующий вариант использования этого метода : воспитатель предлагает детям представить себя на пустынном острове, где есть только… ( возможные варианты: скакалки, битые лампочки, жвачки, пустые консервные банки и т. д.). Необходимо выжить на этом острове, используя только этот предмет. (Представьте, что на острове есть только много жвачек. Как, используя только их, выжить в течение многих лет? Ведь нужно и жилье, и одежда, и пища.) Дети придумывают варианты одежды из оберток и фантиков, строят дома из жвачек и т. д.

Метод “СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР (АНАЛИЗ)(слайд 19)

Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему, можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени. Они сталкиваются, взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга.

Одной из важнейших задач обучения является задача закрепления и систематизации полученных знаний. В теории формирования сильного мышления (одно из направлений ТРИЗ) есть такое понятие: системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребё нка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.

Каждый объект материального мира имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определённых составляющих, имеющих определённые свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению (слайд 20)

А вот перед вами системный экран

Он может об объекте много рассказать нам

Если мы рассмотрим что- то,

Это что-то для чего-то,

Это что- то часть чего-то,

Чем-то было это что-то,

Что- то будет с этим что-то,

Что- то, ты, сейчас возьми на экране рассмотри

«Линейный системный оператор» Икра -ГОЛОВАСТИК- Лягушка (Слайд 21)

«Пятиэкранка» «ДОМ» (слайд 22)

«Волшебный экран» «ЦЫПЛЁНОК» (слайд 23)

1. Явился в жёлтой шубке,

- Прощайте, две скорлупки!

2. Покажите цыплёнку комнаты в его волшебном домике.

3. Кем или чем цыплёнок был раньше?

4. Кем станет цыплёнок, когда вырастет?

5. Из каких частей состоит цыплёнок?

Игра «Назови ласково» (клюв – клювик и т. д.)

6. Игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Сравнение: у цыпленка клюв острый, а у утенка нос тупой. У цыпленка лапки

тонкие, а у утенка лапки с перегородками и т. д. Словесная игра: носик утенка –

утиный нос, лапки гусенка – гусиные лапки и т. д.

7 Как цыплёнку попасть в верхнюю правую комнату,

чтобы узнать кем станут его друзья, когда вырастут?

2 пути попадание на эту клетку. Чтобы узнать, кто находится в этой комнате, отгадайте загадки

Пёстрая крякуша Хоть птица, а летать не может.

Ловит лягушек, Никто ей в этом не поможет.

Ходит вразвалочку- Ему сочувствовать напрасно,

Спотыкалочку. Он бегает всегда прекрасно.

Утка Страус

Игра «Назови одним словом»

8. Как цыплёнку попасть в левую верхнюю комнату,

чтобы узнать, кем раньше были его друзья?

9. Куда идёт цыплёнок? Что он узнает? Что внутри яйца?

10. Что он узнает в этой комнате? Что и как изменится у цыплёнка,

когда он вырастет?

11. Расскажите о цыплёнке.

(Слайд 24) «Системный оператор в ФЭМП» (Число 3»

И закончить своё выступление я хочу Методом «Фокальных объектов» и стихотворением.

А лето пахнет дымом от мангала,

Деревней, сеном, проливным дождём,

Черешней спелой, кремом от загара

И отпуском, которого так ждём.

А лето пахнет морем и цветами,

И потом сквозь любой дезодорант,

Окрошкой и воздушными шарами

И ветром из далёких жарких стран.

А лето пахнет радугой и солнцем,

Грибами, комарами и кинзой.

И пивом, что нам в кружки, пенясь, льётся,

Рыбалкой, пляжем, утренней росой.

А лето пахнет белыми ночами,

Мороженым и кубиками льда.

А запахов тревоги и печали

У лета не должно быть никогда!

Презентация https://vk.com/doc354718238_447303148https://vk.com/doc354718238_447303148

Публикации по теме:

«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

Использование проектного метода при взаимодействии с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС (из опыта работы) Почему именно проектный метод становится ведущей формой работы с детьми и родителями? Проектная деятельность в соответствии с законом «Об.

Интегрированное занятие в средней группе (использование элементов игровой технологии ТРИЗ) «Помощь гномам»Интегрированное занятие в средней группе (использование элементов игровой технологии ТРИЗ) «Помощь гномам» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.

Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников с учетом требований ФГОС ДО Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников с учетом требований ФГОС ДО Согласно Федеральному государственному образовательному.

Обобщение опыта по теме: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» (Продолжение) Результативность опыта Анализируя результаты опыта работы, я пришла к выводу, что формирование у детей знаний и умений по экологическому.

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ-технологий в дошкольном образовании детей младшего дошкольного возраста Моя работа по данной теме проводилась в течение двух лет. Перед тем, как к ней приступить, мною была прочитана и проанализирована литература.

Обобщение опыта работы по теме: «Экологическое воспитание как средство познавательного развития детей» Данные о носителе опыта: 1. Фамилия, имя, отчество: Калиева Дариха Кыдыралиевна 2. Год рождения: 1979 3. Должность: воспитатель 4. Территория,.

Обобщение педагогического опыта «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста» В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом.

Обобщение педагогического опыта по теме: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»Обобщение педагогического опыта по теме: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» «Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Обобщение передового опыта работы «Использование игровых форм обучения детей по ФЭМП» «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений» С. П. "Детский сад 3 комбинированного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта по теме «Использование элементов ТРИЗ в условиях ФГОС до»
Опубликовано: 25 июня 2017 в 20:03
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта по теме «Использование элементов ТРИЗ в условиях ФГОС до»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Седова (УИ 27312) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД