Папки-передвижки

Обобщение опыта работы ДОУ. «Система работы по ознакомлению дошкольников с правилами безопасности дорожного движения»

Юлия Стручкова
Обобщение опыта работы ДОУ. «Система работы по ознакомлению дошкольников с правилами безопасности дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение опыта работы ДОУ.

«Система работы по ознакомлению дошкольников с правилами безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

Дороги, транспорт - реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах нашего города быстро возрастают.

Публикация «Обобщение опыта работы ДОУ, „Система работы по ознакомлению дошкольников с правилами безопасности дорожного движения“» размещена в разделах

Нынешним детям предстоит жить при несравненно большой агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность.

Ежегодно на дорогах российских городов гибнут сотни маленьких детей, многие получают ранения, которые отрицательно влияют на всю их дальнейшую жизнь.

Среди этих детей процент дошкольников составляет небольшую часть. Связано это с тем, что они, как правило, на дороге находятся вместе со взрослыми. Но как только они становятся более самостоятельными в начальной школе, число детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, резко возрастает. Поэтому основы дисциплинированного поведения детей и подростков необходимо закладывать именно в дошкольный период развития.

Значение воспитательно-профилактической работы с детьми дошкольного возраста для формирования отношения к правилам безопасного поведения на улицах переоценить невозможно. Это важнейший этап в освоении моделей социального поведения. В возрасте от 3 до 7 лет дети осваивают правила поведения и отношения между людьми в процессе ролевых игр. Играя, ребенок осваивает социальные нормы, правила поведения, модели реагирования и активности в разных ситуациях. Именно поэтому профилактическая работа с детьми дошкольного возраста заключается не столько в формировании знаний правил безопасного поведения на улице (это содержание, основа сюжетной игры, сколько в выработке правопослушного поведения, дисциплинированности и соблюдения осторожности.

Ребенок-дошкольник на дороге обычно находится под присмотром взрослых. И само по себе знание правильного перехода или поведения не так важно, как формирование представлений ребенка о том, что правила помогают людям быть здоровыми, что они служат порядку, являются помощниками в разных ситуациях.

Большинство ДТП, в которые дети попадают по собственной неосторожности, происходит не потому, что они не знают правил безопасного поведения на дороге, а потому, что не привыкли или не хотели их выполнять.

Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя пешеход на улице и шоссе, тем меньше станет несчастных случаев от дорожных происшествий. Начинать знакомство детей с правилами поведения пешехода на улице следует с того момента, как ребенок самостоятельно сделает первый шаг, ибо с этого момента он уже пешеход!

С ранних лет ребенок должен усвоить, что дорога несет потенциальную опасность, которой можно избежать, если соблюдать правила, быть дисциплинированным и внимательным. Основное положение, которое педагог должен реализовывать в профилактической работе - жизнь в городе (семье, детском саду) происходит по правилам; правила бывают разные, но все они помогают людям и поэтому их следует выполнять.

Задача воспитателя развить в малыше понимание опасности, которую таит в себе автомобильный мир. Важно сделать это до того, пока ребенок не перенял неправильных симптомов поведения на дороге. Лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста, когда начинается его подготовка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения, пешехода, а в последствии и водителя, можно сохранить его жизнь и здоровье.

Занятия по ознакомлению дошкольников с правилами поведения на дороге проходят на занятиях по ознакомлению с окружающим, длительностью от 15 до 30 минут, в зависимости от возрастной группы детей. Все мы знаем, что одним из компонентов развивающего обучения является предметно-развивающая среда.

Мы считаем, что целесообразно начинать работу по обучению ПДД с раннего возраста (знакомить со светофором, формировать представления об улице и ее составных частях, учить различать виды наземного транспорта) и затем вести ее в системе.

Задачи:

Для второй младшей группы – учить ориентироваться в пространстве; учить отличать понятия улица и дорога; называть основные части автомобиля.

В средней группе – уточнять знания о назначении светофора; расширять представления об улице и дороге, правилах безопасного поведения; познакомить с классификацией транспорта; формировать навыки культурного поведения в транспорте.

В старшей группе – познакомить с дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, дорожно-указательными); закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения; воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

В подготовительной – продолжать знакомить с дорожными знаками и правилами дорожного движения.

В зависимости от возраста детей используются следующие формы работы :

1. Рассказ воспитателя

2. Целевая прогулка на улицу: «Наблюдение за движением транспорта», «Транспорт и дорога»

3. Рассматривание картин: «Улица города», «Транспорт нашего города», «Правила поведения на улице»

4. Сюжетно-ролевые игры: «Мы - водители», «На перекрестке», «Перекресток»

5. Занятия по аппликации: «Веселый поезд», «Светофор», «Машины на нашей улице»

6. Рисование: «Грузовой автомобиль», «Улица нашего города»

7. Беседы: «Будем вежливыми», «Наша улица»

8. Дидактические игры: «Дорога», «Улица», «Прогулка по городу», «Дорожные знаки»

9. Конструирование: «Наша улица»

10. Экскурсии: в МУК, НПАП-1

11. Просмотр спектакля по ПДД

12. Чтение художественных произведений:

• Маршак «Мяч»

• Лебедев-Кумач «Про умных зверюшек»

• Михалков «Моя улица», «Светофор»

• Юрмин, Бедарев «Азбука безопасности»

• Георгиев «Что я вижу в городе», «Светофор»

Дорохов «Зеленый, желтый, красный»

• Ильин, Сегал «Машины на нашей улице»

• Высоцкая «Мамин троллейбус»

• Калинина «Машины»

Занятия, проводимые, как правило, в игровой форме, ставят перед собой конкретные цели: ознакомить, научить, сформировать или закрепить какие-либо умения и навыки. Очень важно научить детей не просто знать, но и использовать свои знания. В ходе дидактических и сюжетно-ролевых игр, на прогулках закрепляются полученные знания и умения. Важны и наблюдения: за дорогой, проезжающими машинами, работой светофора, поведением пешеходов и проч.

Однако в таком важном вопросе нельзя недооценивать значение родителей, ведь именно они, мамы и папы, бабушки и дедушки, являются примером для подражания своим детям. В связи с этим родителям были предложены различные беседы и консультации по теме, составлены памятки по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Также с привлечением родителей были проведены конкурсы на лучший рисунок, сказку о работе сотрудников ГИБДД, поделку. Нужно отметить, что большинство родителей отнеслись к данному вопросу достаточно ответственно - принимали активное участие в работе, проводимой сотрудниками ДОУ.

С целью получения дополнительных сведений об уровне знаний детей и степени участия родителей в разработке данной темы, было проведено анкетирование родителей, которое дало интересные результаты.

1. Так, 77,5% родителей уверены, что их ребенок знает сигналы светофора и стоит на месте, когда горит красный свет. 22,5% говорят о том, что их дети путают сигналы светофора, часто ошибаются. Есть и такие родители (5%, которые уверены, что их ребенок вообще не знает, что существуют светофоры и ориентируются только на их поведение.

2. Большинство родителей – 65% считают, что их дети не знают знаков дорожного движения и не могут рассказать, что они обозначают. 15% затрудняются ответить. О том, что их дети знают дорожные знаки и их значение говорят 17,5% опрошенных родителей.

3. О знаках дорожного движения и их значении постоянно рассказывают детям 75% родителей, а 22,5% делают это время от времени.

4. На вопрос «Знает ли Ваш ребенок кто такой сотрудник ГИБДД?» положительно ответили 37,5%, отрицательно- 50% и «не знаю» - 12,5% опрошенных родителей.

5. По мнению 72,5% родителей их ребенок знает, как переходить дорогу; 10% - как обходить автобус, трамвай, троллейбус; 17,5% затрудняются ответить какие правила дорожного движения знает ребенок.

6. Такой вид городского транспорта, как автобус знают 100%; трамвай – 85%; троллейбус – 80%; метро – 52,5%; маршрутное такси – 67,5% детей опрошенных.

7. Из 100% родителей считают, что знания по правилам дорожного движения очень важны для ребенка – 90%; считают их непервостепенными – 5%; «нет, можно подождать, он еще маленький» – ответили 5%.

Проведенное анкетирование позволяет говорить о том, что многие родители недооценивают уровень знаний и умений своих детей по правилам безопасности дорожного движения. Периодически сотрудники ДОУ слышат высказывания родителей о том, как много, оказывается, их ребенок знает о правилах дорожного движения; что дети предлагают родителям научить их правильно переходить дорогу; дети рассказывают о тех дорожных знаках, которые видят по дороге домой и т. п.

И все же главная задача - воспитывать граждан, уважающих и соблюдающих правила дорожного движения. Значительную помощь в этом нам оказали сотрудники Сормовского отдела ГИБДД: начальник Сормовского отдела ГИБДД полковник милиции Виктор Николаевич Грязнов и инспектор ОГИБДД по пропаганде безопасности дорожного движения старший лейтенант Дмитрий Вячеславович Шефов.

Дмитрий Вячеславович организовал выездной спектакль по правилам дорожного движения, подготовленный ЮИДовцами (юные инспектора движения)- учащимися школы № 26 Сормовского района. Спектакль, который подготовили и показали ребята, вызвал бурю положительных эмоций у наших детей. Было весело и интересно.

Нами была организована экскурсия в Межшкольный учебный комбинат с целью познакомить детей с условиями подготовки водителей, занятиями по оказанию первой медицинской помощи, внутреннему устройству автомобиля и т. д.

Также при помощи Д. В. Шефова была организована еще одна экскурсия - в НПАП № 1 Сормовского района для расширения и закрепления знаний детей о работе городского транспорта. Ребята увидели, как моют автобусы перед выходом в рейс и после него; посетили ремонтную мастерскую; проследили за тем, как меняют колеса на автобусах и маршрутных такси. Понравилось им и в кабинете дополнительного обучения на базе НПАП. Их познакомили со схемой маршрутов движения автобусов НПАП-1 Сормовского района, показали элементы деятельности водителя, рассказали о сложных дорожных условиях и дорожно-транспортных происшествиях. А в заключение каждому экскурсанту разрешили посидеть на месте водителя в учебной модели автобуса.

Хочется верить, что благодаря ведущейся работе, наши воспитанники станут грамотными участниками дорожного движения.

Публикации по теме:

Конкурс «Дорога и мы»Конкурс «Дорога и мы» Конкурс "Дорога и мы" В 2011- 2012 году в Пушкинском районе г. Санкт-Петербурга проводился ежегодный районный открытый конкурс детского.

План работы с детьми и родителями по предупреждению ДТП (подготовительная к школе группа) План работы с детьми и родителями по предупреждению ДТП (подготовительная к школе группа) 1. Сентябрь. Тематическая беседа «Буратино на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы ДОУ. «Система работы по ознакомлению дошкольников с правилами безопасности дорожного движения»
Опубликовано: 17 июля 2014 в 10:19
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы ДОУ. «Система работы по ознакомлению дошкольников с правилами безопасности дорожного движения»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Стручкова (УИ 158996) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД